• Сегодня 21 марта 2025
  • USD ЦБ 84.40 руб
  • EUR ЦБ 92.46 руб
Реклама. ООО «1С-Битрикс» ИНН 7717586110 16+
Реклама ООО "ФОРСАЙТ" ИНН:  7715841300
Сорок вторая конференция «Общие центры обслуживания – Саммит руководителей»
Что почитать вслух с ребёнком?
Четвертая конференция «Актуальные вопросы ВЭД: трансграничные платежи в новых условиях»
https://t.me/cfo_russiaru

Алина Глушакова, «Пятёрочка»: «Более точные прогнозы позволяют оптимизировать уровень запасов и снизить затраты на хранение»

04.03.2025

Алина Глушакова, «Пятёрочка»: «Более точные прогнозы позволяют оптимизировать уровень запасов и снизить затраты на хранение»

Алина Глушакова, руководитель направления развития инструментов прогнозирования спроса торговой сети «Пятёрочка» и спикер Двенадцатой конференции «Корпоративное планирование и прогнозирование», рассказала CFO Russia, какие инструменты для моделирования и прогнозирования потребительского спроса применяют в компании, а также поделилась эффектами от их использования.

Почему прогнозирование спроса важно для бизнеса?

В условиях постоянно меняющегося турбулентного рынка и растущих ожиданий потребителей умение прогнозировать спрос становится критически важным для успешного ведения бизнеса. Например, в ритейле прогнозирование спроса по товарам напрямую влияет на уровень обслуживания клиентов. «Пятёрочка» стремится к тому, чтобы покупатели нашли в магазинах то, что они любят, ведь в современном ритейле потребители ожидают мгновенного удовлетворения своих потребностей.

Для того чтобы решить такую непростую задачу, нам нужно максимально точно предсказывать, сколько и какого товаров продастся в магазине каждый день и даже каждый час.

Не менее важная задача, для которой требуется точный прогноз, – это управление товарными запасами. Слишком большие запасы могут привести к значительным затратам на хранение, а в последствии даже к списанию товаров, в то время как их нехватка может обернуться потерей клиентов и упущенной прибылью. 

В ритейле мы сталкиваемся с уникальной ситуацией: рост стоимости логистики и закупки, ограниченность ресурсов вынуждают больший фокус направлять в область планирования запасов, внимательно подходить к их структуре, мониторить. При этом с нынешней ставкой рефинансирования стоимость замороженного оборотного капитала существенно возросла. Поэтому баланс показателей, скорость реакции и точность выходят на первый план.

Какие инструменты для моделирования и прогнозирования потребительского спроса применяют в «Пятёрочке»?

«Пятёрочка» развивает собственные продукты прогнозирования спроса на основе продвинутой технологии предиктивной, т.е. предсказательной аналитики. Созданная модель прогнозирования учитывает порядка 200 факторов, влияющих на спрос. В их числе: ассортиментная матрица, рекламные активности, погода, остатки, конкурентная среда, траффик, сезонность, влияния факторов макро- и микроэкономики.

Важной отличительной особенностью системы является ежедневное обновление прогноза, что существенно повышает доступность на полке и гибкость всей цепи поставок.

Конечно, даже самые производительные системы не могут предугадать все будущие предпосылки, поэтому инсайты, знания о будущих трендах должны обогащать наш прогноз, дополнять его.

Каких эффектов от их использования вам удалось достичь к настоящему времени?

Ни для кого не секрет, что внедрение системы прогнозирования и планирования, построение прогнозов на различной гранулярности и горизонте не являются конечной целью, целью может являться оптимизация затрат, повышение скорости работы, снижение неэффективности во всей цепочке. Ровно как и повышение точности прогноза порой не ведет к ожидаемому снижению товарных запасов или списаний. Однако мы смогли достичь той синергии и зрелости, что системы и процессы неотъемлемо дополняют друг друга на пути к единым целям.

Более точные прогнозы позволяют оптимизировать уровень запасов, что приводит к снижению затрат на хранение и уменьшению риска порчи товаров. Мы смогли сократить количество времени, затрачиваемого на ручные построения прогнозов, тем самым высвободив ресурсы для генерации гипотез, детального анализа, выстраивания коммуникаций, что является важным, но на что порой не хватает времени.

Также единый прогноз снижает вероятность разночтений среди различных функций. Мы смотрим на единые цифры, закладываем единые предпосылки и получаем быстрый стабильный результат, который может затем использоваться во множестве смежных процессов.

Задать свои вопросы Алине и узнать больше об опыте Торговой сети «Пятёрочка» вы сможете на Двенадцатой конференции «Корпоративное планирование и прогнозирование», которая состоится 26 марта 2025 года.

Елизавета Гета


Комментарии

Защита от автоматических сообщений