• Сегодня 2 ноября 2024
  • USD ЦБ 97.44 руб
  • EUR ЦБ 105.84 руб
Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2024»
Сорок первая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Восемнадцатая конференция «Автоматизация корпоративных бизнес-процессов»
Готовим подарки на новый год!
Тринадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2024
https://vk.com/cforussia

Николай Жуков, «Ростелеком»: «Учите детей делать презентации и выступать перед публикой – это избавит их от множества проблем в будущем»

19.09.2024

Николай Жуков, «Ростелеком»: «Учите детей делать презентации и выступать перед публикой – это избавит их от множества проблем в будущем»

Николай Жуков, руководитель проектов офиса трансформации, «Ростелеком», рассказал CFO Russia о своем опыте в визуальных коммуникациях, особенностях восприятия информации детьми и взрослыми, поделился правилами создания успешной презентации и вредными советами для детей.

Как давно вы активно занимаетесь темой визуальных коммуникаций? Расскажите, пожалуйста, про ваши основные проекты в этой сфере.

Я занимаюсь визуальными коммуникациями уже более 14 лет. С 2017 года я активно выстраиваю системы визуальных коммуникаций и обучаю сотрудников делать эффективные презентации. Мой личный старт в этой области произошел в 2009 году, когда я работал в техническом блоке «Ростелекома» и обучал сотрудников новым технологиям связи. Уже тогда я понял, насколько успешно доходчивые презентации помогают объяснить сложные вещи – например, как работать с оптическими сетями. Это осознание стало для меня ключевым моментом. Я понял, что презентация – это не просто набор красиво оформленных картинок, а мощный инструмент, который помогает достигать целей: будь то обучение сотрудников, защита проекта, отчет или даже самопрезентация.

Моя миссия – избавить мир от унылых презентаций – сформировалась много лет назад, и я целеустремленно двигаюсь в этом направлении год за годом. Один из моих главных проектов – это проект «Презентационный марафон» (не путать с марафонами желаний!), где я в интенсивном формате обучаю сотрудников созданию качественных и эффективных презентаций. Также у меня есть проект «Открытый микрофон», в рамках которого я учу руководителей и сотрудников публичным выступлениям. Особая моя гордость – это организация всероссийских проектных ПСР-саммитов. Уже скоро состоится пятый юбилейный саммит, который можно назвать торжеством проектных презентации. Спикеры будут делиться самыми ценными наработками за год в области проектов производственной системы «Ростелекома». Я руковожу процессом создания всех 20 выступлений, готовлю спикеров и буду ведущим этого мероприятия.

В апреле этого года вы выступили перед детьми в технопарке «Кванториум». Что вас туда привело?

Что касается обучения детей искусству презентации, это для меня интересный опыт. Я прекрасно помню мероприятие, посвященное этой теме, которое организовывал для талантливых детей в технопарке «Кванториум». Это было моё первое выступление перед детьми, самому младшему из которых было 8 лет. Это был вызов, потому что я привык работать со взрослыми, у которых уже есть профессиональные знания, осознанность и усидчивость. Подходы, которые я применяю в обучении взрослых, не всегда подходят для детей, и мне пришлось адаптировать свои методики. Моим главным подходом стало искреннее желание научить детей, быть с ними на одной волне, проявлять доброту и вовлеченность.

Когда я переделывал серьезные мастер-классы для профессионалов в более веселые и доступные для детей, я добавлял картинки, позитивные эмоции и игровые элементы. Однако главным оставалось умение установить контакт с детьми и создать атмосферу доверия и совместного творчества. Благодаря этому дети 8-12 лет смогли освоить основы подготовки презентаций, этот опыт стал для меня невероятно вдохновляющим.

Как видите, мой путь в визуальных коммуникациях начался с корпоративных тренингов, а со временем привел меня в том числе и к образовательным проектам для детей, где я смог применить свои знания и опыт совершенно по-новому.

Почему вообще и взрослым, и детям важно учиться визуальным коммуникациям? Какую роль они играют в современном мире?

Визуальные коммуникации в современном мире стали неотъемлемой частью любого взаимодействия. Мы живем в эпоху избытка информации, и визуальные элементы помогают структурировать ее, фокусировать внимание и делать сложные данные более доступными. Это важно и в бизнесе, и в образовательных процессах, где визуализация помогает усваивать материал быстрее и глубже.

Каковы основные правила успешной презентации?

Правил презентаций очень много, я могу рассказывать о них хоть 40 академических часов. Но основных, пожалуй, четыре:

Первое – простота и ясность. Не перегружайте слайды текстом и графикой. Чем проще слайд, тем легче его воспринимать.

Второе – логическая структура. Важно, чтобы презентация имела четкую последовательность – от вводного материала к основной части и выводам.

Третье – эмоциональная составляющая. Используйте яркие образы, метафоры, которые цепляют внимание и вызывают эмоции.

Четвертое – адаптация к аудитории. Для каждой аудитории – свои подходы: для детей это могут быть игровые элементы, а для взрослых – цифры и факты.

Расскажите подробней про адаптацию материала для детей

Когда речь идет о подаче материала детям, важно помнить, что они лучше воспринимают информацию через игру и визуализацию. Примеры успешных приемов:

  • использование анимации и интерактивных элементов;
  • истории, с которыми дети могут себя ассоциировать;
  • применение графики, ярких цветов и забавных персонажей;
  • включение игровых элементов, благодаря которым дети участвуют в процессе, а не только слушают.
Кому сложнее презентовать – детям или взрослым? Какие темы не поймут дети, а поймут взрослые, и наоборот?

Презентовать легко и детям, и взрослым, но и у тех, и у других есть особенности.

Дети быстрее отвлекаются, им сложно долго концентрироваться, поэтому важно сделать презентацию яркой, увлекательной и простой. Тут отлично работают картинки, анимации, игровые элементы, как я уже отметил. Дети воспринимают информацию через эмоции и образы, и, если правильно донести даже сложные вещи, они могут легко их усвоить. Например, такие темы, как основы программирования или механики, можно объяснить через игру или визуальные примеры. Главное — заинтересовать ребят и говорить с ними на одном языке.

Со взрослыми проще в плане концентрации: они дольше могут оставаться сосредоточенными, но при этом их сложнее удивить. Они критичны, оценивают информацию с точки зрения пользы и опыта. Взрослые ждут структуры, логики и практических выводов. Их важно не просто «развлекать», как детей, а показывать, чем эта информация может быть полезной здесь и сейчас.

Что касается тем, взрослым легче понять сложные и абстрактные вещи, связанные с бизнесом, финансами, управлением проектами, потому что у них есть жизненный и профессиональный опыт. Дети же лучше воспринимают все, что связано с играми, технологиями, соцсетями — теми вещами, с которыми они сталкиваются каждый день. Порой они могут быстрее освоить новые технологии, потому что у них меньше предвзятости, и они проще воспринимают новое.

Если с детьми важно найти эмоциональный контакт, то для взрослых нужно больше фактов и пользы. Но и те, и другие могут откликнуться, если правильно подать материал. Главное — адаптировать презентацию под аудиторию, будь то дети, взрослые или смешанная группа.

А как научить ребенка самому подавать информацию – выступать перед публикой и делать презентации?

Главное — начинать заниматься с ребёнком презентациями и публичными выступлениями как можно раньше. Это особенно важно для преодоления страха перед выступлениями. Если с этим страхом не работать, то он может закрепиться и стать проблемой во взрослой жизни. Представьте: человек стал руководителем крупного подразделения, у него подчиненные, и по работе нужно регулярно выступать перед коллегами. Но этот страх превращает каждое выступление в барьер, который мешает не только общению, но и дальнейшему продвижению по карьерной лестнице.

Та же история и с дизайном презентаций. Часто вижу, как даже очень успешные люди, открывая PowerPoint, начинают «творить» там полный хаос. Презентация — это отражение мыслей человека. Если на слайдах бардак, доверия к такому выступающему не будет, и его мысли просто не дойдут до аудитории. В итоге всё пойдёт не на пользу и самому человеку, и его карьере.

Поэтому избавляться от этих «ужасов» нужно как можно раньше. Учите детей делать презентации и выступать перед публикой с малых лет — это избавит их от множества проблем в будущем.

Придумайте, пожалуйста, 5–10 вредных советов детям для составления неудачной презентации

Обычно я даю полезные советы. Поэтому вредные, да еще и для детей, – вдвойне интересно. Итак, 10 вредных советов для неудачной детской презентации:

  1. Добавляйте как можно больше ярких картинок и мемов — неважно, что они не связаны с темой, главное, чтобы было весело.
  2. Пишите длинные тексты мелким шрифтом — никто не должен успеть прочитать, ведь вы всё расскажете сами.
  3. Начинайте с конца — зачем рассказывать всё по порядку, если можно сразу удивить?
  4. Говорите как можно тише и быстрее — пусть зрители ломают голову, о чём вы  рассказываете.
  5. Просто читайте весь текст с экрана — зачем запоминать? Слайды всё сделают за вас.
  6. Не репетируйте — настоящие гении готовятся прямо на сцене!
  7. Игнорируйте вопросы аудитории — вы уже всё рассказали, а они что-то не поняли? Их проблемы!
  8. Сделайте супердолгую презентацию — чем дольше, тем интереснее! Зрители любят слушать четырехчасовые выступления.
  9. Используйте как можно больше цветов и шрифтов — чем ярче и пестрее, тем лучше!
  10. Не обращайте внимания на тайминг — зачем торопиться, если можно растянуть удовольствие?

Прочитайте эти советы вместе с детьми и, конечно же, сделайте наоборот.

В завершение хочу пожелать родителям и их детям научиться делать качественные презентации. Это навык, который пригодится и в школе, и в университете, и на работе. Важно стартовать как можно раньше, чтобы освоить и публичные выступления, и умение чётко выражать свои мысли. Поддерживайте своих детей, помогайте им экспериментировать, пробовать новое и учиться на ошибках. Вместе вы сможете создать такие презентации, которые не только раскроют информацию, но и увлекут слушателей. Удачи вам и вашим детям на этом творческом пути!

Юлия Сильченко


Комментарии

Защита от автоматических сообщений