• Сегодня 8 ноября 2024
  • USD ЦБ 98.07 руб
  • EUR ЦБ 105.57 руб
Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2024»
Сорок первая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Восемнадцатая конференция «Автоматизация корпоративных бизнес-процессов»
Готовим подарки на новый год!
Тринадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2024
https://t.me/cfo_russiaru

Катерина Шарапова, «Прометей»: «Параллельный импорт – это не панацея»

30.07.2024

Катерина Шарапова, «Прометей»: «Параллельный импорт – это не панацея»

Катерина Шарапова, начальник отдела закупок и ВЭД, «Прометей», и спикер Тринадцатой конференции «Управление закупками», рассказала CFO Russia про сложности параллельного импорта и проведения международных платежей.

Какие главные перспективы развития экспорта и импорта в 2024-2025 годах вы можете выделить?

Я не вижу развития экспорта, потому что у нас в России в производстве многое завязано именно на импорте и импортных комплектующих, а их все сложнее и сложнее добывать. Поэтому даже то, что мы сможем произвести для экспортного потребления, будет либо неконкурентное по цене, либо неконкурентное по качеству, либо, скорее всего, и то и другое вместе взятое.

Также, что касается импорта, матрица продукции будет уменьшаться, упрощаться, то есть будут привозить самые необходимые товары. Точно будут сложности с наукоемкими товарами, потому что чаще всего их производят в ограниченном количестве, и производители торговых марок отказываются работать с Россией. Поэтому такой товар нужно будет везти окольными путями, что сказывается на стоимости. Плюс сроки доставки будут дольше, чем обычно. Вообще сроки изготовления и доставки будут слабо предсказуемыми.

Сейчас все очень быстро меняется: сегодня что-то работает, а завтра оно уже работать не будет. Особенно это касается платежей. Правила меняются настолько стремительно, что будут выживать те рыночные игроки, которые наиболее быстро реагируют на все изменения.

И, конечно же, перестройка цепочек платежей тоже будет добавлять дополнительный срок к доставкам. Вполне возможно, что в какой-то момент будет дефицит определенных товаров, потому что самый крупный поставщик, покрывающий большую часть рынка, не сможет вовремя заплатить или столкнется с новыми проблемами в логистике. В таком случае то, что было на складах, истощится, не дождавшись новой партии.

На ваш взгляд, что нужно учитывать российским компаниям при ведении внешнеэкономической деятельности в текущих условиях частичной легализации параллельного импорта?

Параллельный импорт – это не панацея. И поскольку у нас большая часть товара в Россию поступает из Китая, то надо делать расчет на то, что не все на свете производится в Китае. Особенно что-то наукоёмкое – техника, оборудование и т.д. С такой категорией товаров сейчас тоже могут быть проблемы.

Кроме того, импортные товары, которые ранее регулярно поступали в Китай, сейчас уже поступают с задержками. И китайским компаниям нужно больше времени, чтобы укомплектовать контейнер с товарами из-за границы и набрать необходимое количество заказов, а таких заказов становится все меньше и по количеству, и по объёму. Это сказывается на сроках доставки вообще всех заказов, в том числе и тех, которые должны отгружать в России. Поэтому нужно учитывать, что правила меняются очень быстро, под них нужно подстраиваться. Учитывать то, что Китай не все может производить, и, соответственно, нужно договариваться о том, как партнеры будут импортировать и после экспортировать необходимый товар. И учитывать, что сроки доставки тоже могут быть увеличены по совершенно разным как субъективным, так и объективным причинам. Конечно же, всё это закладывается в стоимость, а деньги сейчас очень дорогие.

Как ваша компания оптимизирует финансовые стратегии при проведении международных платежей с учетом санкций?

Мы почувствовали санкции практически сразу, как только их ввели. Приходилось искать нестандартные способы наравне со стандартными, которые еще на тот момент работали. С каждым днем традиционные методы оплаты становятся всё сложнее и сложнее, их становится всё меньше и меньше. И, предположим, если раньше надо было перевести деньги за границу, то с этим не возникало никаких проблем. Деньги отправляли просто по реквизитам. Точно так же, как сейчас происходят переводы между физлицами по СБП: нужен номер телефона – и всё, деньги уже через минуту у другого человека. Раньше SWIFT практически так и работал. Сейчас же это долгий процесс согласования: с какого счета будут отправлять, на какой счет могут отправлять, какую валюту, через какие банки-посредники. То есть если раньше мы не задумывались о банках-посредниках, то сейчас нужно перепроверять и банки-посредники, и банки-корреспонденты. Нужно учитывать множество разных факторов при отправке денег, в том числе и из каких стран осуществляется перевод. Сейчас все понимают, что компании ищут пути оплат в обход санкциям, поэтому зарубежные банки еще сильнее перепроверяют, откуда приходят деньги. Если это Россия и Беларусь, то практически всегда платежи блокируют. Если это Эмираты, Турция и т.д., перепроверяют и могут «сыпать комплаенсами».

Также можно воспользоваться различными вариантами трех- и четырехсторонних договоров, когда происходит обмен долгами. По такой схеме работают платежные агенты, в том числе банки. Кроме того, есть варианты, например, импорта по экспортным контрактам или экспорта по импортным контрактам.

Наша компания каждый день ищет новые варианты оплаты, даже если какие-то способы сейчас работают, мы все равно прорабатываем другие. Мы смеемся, что у нас есть 17 различных вариантов оплат. Ничего, ищем 18-й и 19-й. Потому что никогда не знаешь, может быть, завтра 2-й и 5-й способы перестанут работать. Зато у нас есть остальные 17.

Не стоит ждать, что что-то улучшится, потому что точно не улучшится, будет только хуже. Надо с этим смириться, жить в этих условиях и продолжать работать. Российская стратегия «надеяться на авось» больше не работает.

Задать свои вопросы Катерине и узнать больше об опыте «Прометея» вы сможете на Тринадцатой конференции «Управление закупками», которая состоится 5-6 сентября в Москве.

Мария Кириченко


Комментарии

Защита от автоматических сообщений