• Сегодня 13 декабря 2024
  • USD ЦБ 103.95 руб
  • EUR ЦБ 110.48 руб
Конкурс и премия «Лучший ОЦО России и СНГ 2024»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Девятая конференция «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом»
https://vk.com/cforussia

Антонина Янкович, «Меркатор»: «Самое сложное – отслеживать, какого качества товар провозят под видом параллельного импорта»

29.07.2024

Антонина Янкович, «Меркатор»: «Самое сложное – отслеживать, какого качества товар провозят под видом параллельного импорта»

Антонина Янкович, генеральный директор, «Меркатор», и спикер Тринадцатой конференции «Управление закупками», поделилась с CFO Russia, как меняется международная закупочная деятельность российских компаний.

Какие главные перспективы развития экспорта и импорта в текущем и следующем году вы можете выделить?

Мы не занимаемся параллельным импортом. Что касается других компаний, которые работают с импортируемым товаром, у них есть единственный выход – заменить одних поставщиков на других, насколько это возможно. Например, изменить схему работы и ввозить не европейские товары, а китайские либо переходить на российские аналоги. В нашем случае у нас может быть только импорт. К сожалению, мы не можем заменить лакшери-продукцию отечественной. В этом плане лакшери-сегмент своеобразен. Хотя мы также сотрудничаем с российскими дизайнерами и компаниями, но с ними мы работали и до введения санкций. Просто таких компаний довольно небольшой процент, и необходимые нам объемы они не потянут, если говорить о полном замещении.

Еще один выход – развивать свои собственные марки. В группе компаний «Меркури» («Меркатор» входит в состав группы), например, есть ювелирка, но нет одежды, а могла бы быть. Поэтому это тоже один из вариантов, который может позволить заполнить полки магазинов. При этом можно сделать коллаборацию с какой-то европейской маркой и выпускать товар под своим брендом, но с их дизайном.

В одно время у ЦУМа была своя марка. Одежду отшивали в Китае из очень хороших материалов, следовали лучшим традициям. Но как-то не пошло. Здесь, наверное, важно не задирать цены, а все-таки иметь совесть. Если мы шьем сами, мы еще не настолько известный бренд с точки зрения именно дизайна, мы скорее известный бренд с точки зрения продажи.

Для производственников, как я уже говорила, нужно переориентировать рынки. Например, Symrise построил сырьевой завод, чтобы обеспечить себя необходимым сырьем, которое им отказываются поставлять европейские компании, об этом они рассказывали на конференции по закупкам в 2023 году. Вспомним опять же историю со «Вкусно – и точка». До этого завод по производству картошки фри находился в Польше. Сейчас уже запустили отечественный завод. Кстати, наш картофель вообще не хуже, даже сказала бы, интереснее получился.

На ваш взгляд, что нужно учитывать российским компаниям при ведении внешнеэкономической деятельности в условиях легализации параллельного импорта?

Невозможно бороться с общей системой. Мы напрямую столкнулись с этим в первый год введения санкций, когда у нас еще работали все договорные обязательства с марками, а параллельно уже другие компании пытались завозить какие-то товары. И самое интересное, что для этого им не нужно было разрешение от марки. Мы же со своей стороны все делали с разрешением. И было немножечко обидно, не побоюсь этого слова. А с другой стороны, я понимаю, что все равно переориентироваться рано или поздно придется.

С параллельным импортом главное, чтобы не падало качество, потому что под параллельным импортом можно завозить все, что угодно. Опять же, рассматриваем наш лакшери-сегмент. На рынках «Садовод» или «Дубровка» продают множество подделок, которые ввозились еще до параллельного импорта. И некоторые покупатели удивляются, что цена по сравнению с нашими магазинами может быть в десять раз дешевле. Однако качество будет соответствующим.

Самое сложное – отслеживать, какого качества товар провозят под видом параллельного импорта. На текущий момент проверок нет: параллельный импорт подразумевает, что вас не будут проверять, и марка не будет контролировать, что действительно вы ввозите.

Как усиливать проверки на наших границах? Не могу сказать. Сейчас, мне кажется, это не самая первоочередная задача в стране, поэтому заниматься этим вплотную никто не будет. Риск ложится на потребителя, поэтому нужно быть очень внимательным. А для компаний – это вопрос совести и репутации.

Как ваша компания оптимизирует финансовые стратегии при проведении международных платежей?

Как все. Это общая рыночная история. Например, открываем представительство в новой стране, чтобы пользоваться банковскими продуктами и местным счетом. Но потихонечку ужесточается и этот подход. Например, китайцы начинают смотреть искоса на новые представительства, они любят, чтобы работали только с ними. В Турции еще ничего, но там есть другие нюансы в регулировании.

Раньше можно было работать через дочерние компании европейских банков и небольшими партиями оплачивать товары. Были ограничения по суммам в рамках ста тысяч и так далее. Для крупных контрактов – это, конечно, не вариант. Приходится уже изыскивать другие возможности.

Сейчас представительства по классике открывают в Эмиратах, Турции, Китае, Узбекистане, Киргизии, Грузии. Но в этих странах условия тоже ужесточаются: если у вас есть представительство, оно должно работать и платить налоги. То есть нужно вести активную деятельность и развиваться. Конечно же, стране не очень интересно, когда через нее просто так проходит денежный поток. В то же время страны берут свой процент. К сожалению, все банковские транзакции сейчас стоят гораздо больших денег. Радикально больших, чем было до этого. Плюс любая страна заинтересована в том, чтобы бизнес развивался, платил налоги, предоставлял трудовые места и все остальное. Поэтому надо быть морально готовыми, что страны будут выставлять подобного рода требования при открытии представительств.

Задать свои вопросы Антонине и узнать больше об опыте «Меркатор» вы сможете на Тринадцатой конференции «Управление закупками», которая состоится 5-6 сентября в Москве.

Мария Кириченко


Комментарии

Защита от автоматических сообщений