• Сегодня 26 июля 2024
  • USD ЦБ 85.41 руб
  • EUR ЦБ 93.17 руб
Двенадцатая конференция «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса»
Двенадцатая конференция «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса»
Восьмая конференция «Автоматизация корпоративного казначейства»
Корпоративные подарки детям сотрудников
50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов
https://t.me/cfo_russiaru

Отчет об Одиннадцатой конференции «Управление дебиторской задолженностью»

06.06.2024

22 мая 2024 года в Москве в одиннадцатый раз прошла Конференция «Управление дебиторской задолженностью». Мероприятие было организовано группой Prosperity Media при поддержке портала CFO Russia. Представляем вашему вниманию отчет о мероприятии.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите на электронный адрес events@cfo-russia.ru.

Команда Prosperity Media и CFO Russia благодарит спикеров за сотрудничество и уникальные практики, а всех слушателей – за интерес к мероприятию, комментарии и вопросы.

Первая секция «Управление дебиторской задолженностью в 2024 году: контроль процессов и снижение рисков» началась с АНАЛИТИЧЕСКОГО ДОКЛАДА «Макроэкономическая ситуация в 2024 году: прогнозы и перспективы» Дениса Попова, главного аналитика Центра аналитики и экспертизы, Промсвязьбанк. Эксперт представил макроэкономические тренды и вызовы (например, один из вызовов заключается в том, что структурный дефицит рабочей силы ограничивает рост ВВП и толкает цены вверх), рассмотрел текущую ситуацию и поделился прогнозами. Спикер отметил, что драйвер экономики изменился – теперь это внутренний спрос. Также Денис рассказал, что МСБ адаптируется и настроен на рост, и описал ситуацию с задолженностью в экономике: «За 2023 год ситуация с просрочкой ухудшилась в с/х, транспорте, профессиональной деятельности и добыче. Улучшилась в операциях с недвижимостью и в торговле».

Затем Екатерина Гринь, начальник отдела сопровождения проектов управления корпоративных финансов, Силовые машины, рассмотрела переуступку долга как рычаг управления дебиторской задолженностью. Она акцентировала внимание на превентивных мерах как на базе для недопущения просроченной дебиторской задолженности в рамках ВЭД. В частности, спикер выделила:

  • Проработку приемлемых условий расчетов в рамках экспортных и импортных контрактов;
  • Изучение перечня банков, в которых у контрагента открыты счета;
  • Возможность/готовность открытия контрагентом счета в РФ банке или лояльном иностранном банке;
  • Готовность контрагента принимать на себя риски наличия и исполнения контракта с российской стороной и т.д.

Далее Екатерина отметила внутренние процессы компании для своевременного контроля и выявления проблемной задолженности, а также рассмотрела основные схемы взаимодействия с иностранными контрагентами в текущих условиях.

Завершилась секция КРУГЛЫМ СТОЛОМ: Ключевые способы снижения рисков невозврата ДЗ. Среди спикеров: Нина Новикова, исполнительный директор, Интера (модератор); Наталья Сапогова, руководитель управления по контролю расчетов с контрагентами, ОМК-ЦЕС; Владислав Шерстобоев, генеральный директор, ГК Эксперт; Игорь Дубинец, начальник отдела казначейства, ЦВ ПРОТЕК; Екатерина Шерстова, директор по правовым вопросам, РЖД Логистика. Они обсудили следующие темы:

  • Инструменты анализа кредитоспособности контрагента
  • Регламентация работы с контрагентами
  • Выбор инструментов обеспечения ДЗ
  • Распределение обязанностей по управлению ДЗ внутри компании

Вторая секция «Работа с иностранными контрагентами в условиях санкций» началась с выступления Ольги Матрон, директора юридического департамента, Сибантрацит Логистика. Она поделилась опытом осуществления зачета требований между резидентом и нерезидентом по внешнеторговым контрактам. Эксперт отметила общие правила зачета между резидентом и нерезидентом и поделилась, через какие российские банки можно осуществить зачет по контракту ВЭД. «Теоретически можно произвести зачет через любой банк, не попавший под санкции. Практическая возможность осуществления такого зачета не гарантирована, зависит от каждой конкретной ситуации. Важно учесть, что наличие банка в списке несанкционных не говорит о том, что его клиенты могут пользоваться всеми услугами. Все денежно-кредитные организации отключены от системы SWIFT»,  – отметила спикер. Затем Ольга описала порядок действий для осуществления зачета и представила судебную практику. 

Ирина Закржевская, руководитель направления по сопровождению финансовых и инвестиционных сделок, ТМК, рассказала про страхование дебиторской задолженности и ответила на вопрос «Что делать, если страховщик отказывается от суброгации?». Эксперт рассмотрела следующую ситуацию: страховщик готов произвести выплату, но не готов принимать на себя права требования к должнику-нерезиденту. Затем она объяснила, правовая неопределенность выплаты – это страховое возмещение или неосновательное обогащение? Также Ирина дала рекомендации, как не нарушить валютное законодательство. «Необходимо оценить деловую репутацию страховщика, проверить наличие судебных споров со страхователями. А также оценить условия договора страхования: на каких условиях производится страховая выплата, и настоять на корректировке и/или сформировать протокол разногласий (если типовые условия страхования не в пользу страхователя)», – подчеркнула спикер.   

Михаил Кузьменко, руководитель департамента бюджетирования и управленческой отчетности, Tele2, описал практики оптимизации работы с дебиторской задолженностью контрагентов. Эксперт представил реализованные механизмы по работе с ДЗ в компании и отметил специфику работы с ДЗ телекоммуникационного бизнеса. Далее спикер поделился результатами постоянной работы по увеличению доли внешнего ЭДО по договорам и первичным документам с контрагентами. Также Михаил рассказал про изменение акцентов в процессах по работе с иностранными контрагентами в последние два года:

  • Пост-оплата
  • Дополнительные процедуры проверок
  • Взаимозачеты
  • Платежный агент
  • РСД

Завершилась секция ПАНЕЛЬНОЙ ДИСКУССИЕЙ: Особенности взаимодействия с зарубежными контрагентами в 2024 году. Среди спикеров: Нина Новикова, исполнительный директор, Интера (модератор); Анна Макарова, финансовый директор, Первый инженер; Анна Черкашина, руководитель практики «Торговое и коммерческое право», МегаФон; Ольга Владимирова, руководитель кредитного отдела, ТЕХНОНИКОЛЬ. Они ответили на следующие вопросы:

  • Где брать информацию для оценки иностранных контрагентов?
  • Как проверить работоспособность трассы платежей и какую форму расчётов с зарубежными поставщиками выбрать?
  • Какие инструменты финансового обеспечения применять?
  • Что следует учесть при взыскании долга с иностранного контрагента через суд?

Третья секция «Оптимизация и автоматизация процессов управления дебиторской задолженностью» началась с доклада Сергея Москальцова, руководителя отдела по работе с дебиторской задолженностью, ГК TFN, «Построение системы управления дебиторской задолженностью». Он рассказал, как построить эффективную систему управления ДЗ, а также дал рекомендации, как оценивать и снижать риски невозврата задолженности. В частности, рассмотрел такие инструменты снижения рисков: поручительство, залог, страхование ДЗ, безрегрессный факторинг, банковская гарантия. Спикер подытожил, что основными шагами для построения эффективной системы управления ДЗ являются:

  1. Создание документов, регламентирующих работу с дебиторской задолженностью.
  2. Обучение персонала, работающего с дебиторкой.
  3. Изменение мотивации сотрудников.
  4. Автоматизация процессов работы с дебиторкой. 

Механизмы Soft collection рассмотрела Ольга Ковальская, независимый эксперт. Она рассказала, как повысить качество сбора ДЗ, сохраняя партнерские отношения с клиентами. Эксперт описала цели и задачи бизнес-процесса Soft collection. Это дистанционные досудебные процедуры взыскания долгов с ключевой целью сформировать культуру соблюдения договорных условий, сохраняя партнерские отношения с клиентами. Спикер рассказала про методологию внедрения и развитие этого процесса в компании, а также перечислила показатели результативности. Как важные в данном процессе эксперт выделила следующие подходы:

  • Фиксировать все действия (в CRM или любым другим способом)
  • Вести учет взятых в работу и оплаченных счетов
  • Вести регулярную отчетность
  • Быть в контакте с менеджером, информировать о результатах
  • Сформировать список VIP

Лилия Садреева, начальник отдела по работе с дебиторской и кредиторской задолженностями Центра корпоративных финансов Центра обслуживания бизнеса, Татнефть, описала организацию сервиса по управлению просроченной дебиторской задолженностью. Спикер рассказала про стандартизацию и унификацию проводимой работы по недопущению образования просроченной дебиторской задолженности (ПДЗ). Здесь Лилия выделила следующие ключевые принципы:

  • Нет регламента – нет процесса
  • Исключайте человеческий фактор
  • Важен мониторинг исполнительской дисциплины

Затем эксперт поделилась опытом роботизации процесса сбора отчетности по ПДЗ и тиражирования реализованных процессов и процедур.

Завершилась конференция выступлением Екатерины Шерстовой, директора по правовым вопросам, РЖД Логистика, на тему «Снижение расходов на взыскание за счет автоматизации сбора дебиторской задолженности». Эксперт поделилась опытом выстраивания процесса работы с долгами контрагентов и формирования отчетности с помощью программного обеспечения. Также она рассказала про автоматизацию претензионно-исковой работы. В частности, рассмотрела автоматическую проверку контрагентов, автоматическое выставление/направление претензии и автоматизацию судебной работы. 




Комментарии

Защита от автоматических сообщений