• Сегодня 4 мая 2024
  • USD ЦБ 91.69 руб
  • EUR ЦБ 98.56 руб
Вторая конференция «Цифровизация финансового рынка в России: тренды и перспективы развития»
Коля в Третьяковской галерее
Семнадцатая конференция «Автоматизация корпоративных бизнес-процессов»
Одиннадцатая конференция «Управление дебиторской задолженностью»
50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов
https://t.me/cfo_russiaru

Екатерина Шерстова, «РЖД Логистика»: «Самая распространенная ошибка – возлагать функцию по управлению ДЗ на одно подразделение или работника»

25.04.2024

Екатерина Шерстова, «РЖД Логистика»: «Самая распространенная ошибка – возлагать функцию по управлению ДЗ на одно подразделение или работника»

Екатерина Шерстова, директор по правовым вопросам «РЖД Логистика» и спикер Одиннадцатой конференции «Управление дебиторской задолженностью», рассказала CFO Russia о способах снижения рисков невозврата ДЗ.

Какие инструменты анализа кредитоспособности контрагента используют в вашей компании?

В нашей организации подробно регламентирован алгоритм оценки платежеспособности контрагентов. Он предусматривает получение бухгалтерской отчетности, которая включает оценку полноты полученных данных, чистое долгосрочное финансирование, покрытие процентных расходов, фактическое значение краткосрочной ликвидности. Однако помимо финансового анализа, проводим правовой анализ (состав учредителей, участие учредителей в операционной деятельности, виды деятельности, судебная нагрузка, наличие незакрытых исполнительных производств, споры, связанные с платежно-финансовой дисциплиной контрагента, участие в закупках и т.п.). Также оцениваем хозяйственную деятельность контрагента: количество сотрудников в штате, наличие производственных мощностей, период деятельности на рынке и т.п.

От чего зависит выбор инструментов обеспечения ДЗ?

На самом деле от множества совокупных факторов, зависящих как от контрагента, так и от макроэкономических обстоятельств или наших внутренних изменений. Если говорим о фактах, которые связаны с контрагентом, то, прежде всего, это история и сроки предшествующего взаимодействия с контрагентом, сумма предполагаемой сделки, её характер и предмет, оценка финансового и правового состояния контрагента и даже такие нюансы, как наличие или отсутствие соглашения об электронном документообороте.

На ваш взгляд, какие ошибки чаще всего допускаются при распределении обязанностей по управлению ДЗ внутри компании? Как их избежать?

Управление дебиторской задолженностью представляет собой комплексную работу, которая начинается задолго до образования самой задолженности. Это сбор и анализ финансовой и правовой информации о контрагенте на этапе заключения договора, выработка условий сделки, мониторинг и контроль ее исполнения. И только потом – претензионная и судебная работа, которая направлена на взыскание задолженности.

Именно поэтому самая распространенная ошибка – возлагать функцию по управлению дебиторской задолженностью на какое-то одно подразделение или работника. Для эффективной работы с дебиторской задолженностью необходимо распределять роли в данном процессе. Так, например, финансовая служба отвечает за контроль общего уровня ДЗ в организации и оценки финансового состояния контрагентов. Подразделение экономической безопасности – за сбор и анализ информации, отслеживание изменений. Правовой блок – за правовой анализ и при необходимости претензионно-исковую работу. Но самую существенную роль в работе по управлению ДЗ играет бизнес-подразделение, которое взаимодействовало с контрагентом в процессе заключения и исполнения сделки.

Задать свои вопросы Екатерине и узнать больше об опыте «РЖД Логистика» вы сможете на Одиннадцатой конференции «Управление дебиторской задолженностью», которая пройдет 22 мая 2024 года в Москве.

Мария Кириченко


Комментарии

Защита от автоматических сообщений