3 февраля 2023 года
Онлайн
Рамиль Васиков, ПАО «Татнефть»: «Для перехода на централизованное казначейство нужна поддержка собственников бизнеса или генерального директора»

Рамиль Васиков, руководитель Центра корпоративных финансов Центра обслуживания бизнеса ПАО «Татнефть» и спикер Семнадцатой конференции «Централизованное казначейство», рассказал CFO Russia о преимуществах модели централизованного казначейства, а также отметил, какие инструменты необходимо использовать проектной команде при переходе на данную модель.
Каковы основные преимущества модели централизованного казначейства?
Опираясь на опыт ПАО «Татнефть», а также на информацию по другим крупным предприятиям РФ и ближнего зарубежья, можно утверждать, что применение модели централизованного казначейства – наиболее эффективный подход в управлении казначейской функцией компании. При этом, как показывает практика, основные преимущества централизации казначейских функций достигаются за счёт стандартизации и унификации бизнес-процессов и максимального использования единых или интегрированных информационно-технических систем. А также благодаря исключению дублирующих функций и повышению качества сопровождаемого функционала за счёт специализации труда. В результате получаем следующие положительные эффекты:
- сокращение расходов на расчётно-кассовое обслуживание и управление платежами;
- оптимизацию количества и структуры расчётных счетов;
- сокращение стоимости привлечения финансирования;
- увеличение стоимости размещения временно-свободных денежных средств;
- повышение качества финансового планирования и прогнозирования;
- управление финансовыми рисками;
- повышение надежности, скорости и качества выполнения платёжных процессов;
- усиление контроля и повышение безопасности платежных процедур.
Без чего, на ваш взгляд, переход на модель централизованного казначейства будет невозможен?
Как и в любом глобальном изменении, которое не может происходить безболезненно, в первую очередь нужна поддержка собственников бизнеса и/или генерального директора компании. Кроме того, проектная команда должна определить и использовать следующий набор инструментов:
- ИТ-архитектура будущей модели централизованного казначейства;
- типовая регламентная база;
- трудозатраты для обеспечения процессов;
- план охвата предприятий группы;
- интеграция бизнес-процессов, нацеленных на получение финансового результата по группе, а не по отдельному предприятию.
Ваш совет компаниям: как грамотно разделять финансовые функции между корпоративным центром и общим центром обслуживания?
У разных компаний и подходы к реализации этой задачи могут быть разными. Основываясь на опыте работы ПАО «Татнефть» в данном направлении, целесообразно проводить распределение финансовых функций по двум основным параметрам: транзакционные и экспертно-аналитические. При этом основную часть транзакционного функционала разумно передать на сопровождение в ОЦО, а основную часть экспертно-аналитического функционала – в корпоративный центр. Подобный подход обеспечивает положительный результат за счёт:
- оптимизации организационной структуры финансовой службы компании;
- построения унифицированной системы финансового планирования, отчётности и мониторинга;
- обеспечения финансовой безопасности и построения системы внутреннего контроля;
- страхования и хеджирования финансовых рисков.
Задать свои вопросы Рамилю и узнать больше об опыте ПАО «Татнефть» вы сможете на Семнадцатой конференции «Централизованное казначейство», которая состоится 15-16 марта 2022 года.
Мария Кириченко
Наши конференции:
- Вторая конференция «Логистика под санкциями: как найти новые каналы коммуникации и транспортировки товаров»
- Пятая конференция «Управление клиентским сервисом и лояльностью»
- Вебинар «Планируем цепочки поставок: от прогноза спроса до оптимизации»
- Шестая конференция «Управление клиентским сервисом и лояльностью»
- Двадцать третья конференция «Корпоративное налоговое планирование. Актуальные налоговые споры-2023»