• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
https://t.me/cfo_russiaru

Игорь Селиванов: «Сейчас даже самые непростые для нас месяцы мы проживаем без привлечения сторонних денег»

02.09.2016

Игорь Селиванов: «Сейчас даже самые непростые для нас месяцы мы проживаем без привлечения сторонних денег»

Игорь Селиванов, финансовый директор РБК и спикер Делового завтрака «Оптимизация планирования денежных средств и платежного процесса в корпоративном казначействе», рассказал СFO-Russia об антикризисном управление платежным календарем в компании.

Каковы особенности формирования платежного календаря во время кризиса?

Первое, что нужно сделать в кризис — внимательно пересмотреть приоритеты платежей, условия договоров с текущими поставщиками, проанализировать текущий порядок сбора дебиторской задолженности.

При планировании платежей в этот период мы исходим из предпосылок, что поступления от клиентов будут идти медленнее, чем раньше, исходя из этого, меняем планы по оплатам.

Все платежи делим на три крупных блока:

  1. неотложные (зарплата, налоги, выплаты по кредитам);
  2. те, которые можно осторожно двигать по согласованию с поставщиками (как правило, с поставщиками в тяжелые периоды всегда можно договориться, или согласиться оплатить пени за просрочку);
  3. необязательные платежи, те которые можно двигать легко, не боясь, что поставщик остановит критичные для основного производства поставки (например, какие-то мелкие закупки).

Неотложные платежи не переносятся никогда и ни при каких обстоятельствах (только если остатков на счетах нет совсем). Платежи второго типа платятся при наличии остатков после неотложных и в соответствии с договоренностями с поставщиками. На платежи третьего типа выделяется небольшой еженедельный лимит, и они ставятся в оплату по мере возникновения напряженности от поставщиков.

Как меняются принципы управления платежным календарем в турбулентное время?

В тяжелые периоды в компании вводится вето на платежи по предоплате. Такие заявки на оплату пропускаются только с согласования руководства финансового блока.

Также меняются матрицы согласования заявок. К финансовому руководству на согласование начинают поступать заявки, начиная с меньших, чем в докризисные периоды, сумм.

По многим статьям затрат (например, капитальные расходы) вводится согласование еще на этапе заключения договора, фактически по ряду затрат вводится ручное управление финансовым директором.

В нестабильные для компании периоды бюджетный контроль и казначейство становятся своего рода «последней крепостью» для любых затрат и должно занимать максимально жесткую позицию по отношению к срокам оплат, суммам заявок и обоснованию их необходимости. Это конечно не нравится руководителям бизнес-подразделений, но такова суровая необходимость.

Объемы оплат в платежные дни начинают зависеть не только от наличия остатков на счетах, но и от объема поступлений за предыдущий день. Так, например, в определенные периоды мы вводили правило, что сумма оплат в текущий платежный день должна быть на 5 млн рублей меньше поступлений, так как нам надо ежедневно откладывать по 5 млн рублей для выплаты заработной платы через неделю.

В кризисное время также необходимо активнее заниматься сбором дебиторской задолженности, поэтому возможно введение дополнительной мотивации на это для менеджеров бэк-офиса.

Какие преимущества получила ваша компания, внедрив антикризисное управление платежным календарем?

Раньше в тяжелые с точки зрения денежного потока периоды нам приходилось привлекать дополнительное заемное финансирование или просить помощи у акционера. Сейчас даже самые непростые для нас месяцы (июль—август) мы проживаем без привлечения сторонних денег. Дополнительно у нас сократились сроки сбора дебиторской задолженности, так как мы заточили бэк-офис на более быстрый сбор оплат с клиентов.

Почти все контракты мы перевели на пост-оплату по факту оказания услуг, что позволяет меньше зависеть от фактических оплат в работе.

Мы сократили объем претензий со стороны поставщиков, так как стали более четко договариваться с ними и честно выполнять эти договоренности. Поставщики убедились, что даже при временных трудностях с деньгами нам можно доверять.

У нас практически не стало случаев, когда кто-то из поставщиков отключает свои услуги из-за несвоевременной оплаты, так как правильная приоритезация платежей позволила все критичные оплаты производить в срок.

Задать собственные вопросы Игорю и узнать больше об опыте РБК вы сможете на Деловом завтраке «Оптимизация планирования денежных средств и платежного процесса в корпоративном казначействе», который пройдет 18 июля 2018 года в Москве.

Ирина Экзархо


Комментарии

Защита от автоматических сообщений