• Сегодня 29 марта 2024
  • USD ЦБ 92.26 руб
  • EUR ЦБ 99.71 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов
https://vk.com/cforussia

Андрей Корнилов: «Необходимо оперативно реагировать на изменения»

25.08.2015

Андрей Корнилов: «Необходимо оперативно реагировать на изменения»

Андрей Корнилов, финансовый контролер «Бритиш Американ Тобакко Россия» и спикер конференции «Корпоративное бюджетирование 2015», рассказал CFO-Russia об опыте оптимизации бизнес-процессов по подготовке бюджетов в своей компании.

Назовите основные способы оптимизации бизнес-процессов по подготовке бюджетов, которые используются в «Бритиш Американ Тобакко»?

Бюджетирование — сложный и многоступенчатый процесс, в котором важную роль играет подготовка, в том числе составление бюджетного календаря. Он должен быть детально проработан и включать основные даты, контрольные точки, то есть ответственных за каждый этап сотрудников. Важно, чтобы все участники процесса планирования работали с едиными вводными данными (в нашем случае это объемы производства, объемы продаж и т. д.) и следовали единым целям. Поэтому начальный этап подготовки бюджета в нашей компании проходит на уровне правления по системе «сверху-вниз». То есть сначала собрание директоров утверждает цели и вводные данные на следующий период, после чего информация каскадируется держателям бюджетов, которые строят операционные планы исходя из этих целей.

Контрольные точки помогают поддерживать финансовую дисциплину внутри компании. У нас их три:

  • первая — на уровне функции, где прописываются все детали бюджета;
  • вторая — на уровне главы функции;
  • третья инстанция — совет директоров.

С технической стороны бюджетирование в нашей компании устроено просто. Каждый держатель бюджета заполняет формы в Excel и оставляет свои комментарии. Уже со следующего года мы планируем переходить на специализированную систему, чтобы данные обрабатывались с минимальным участием сотрудников.

Сколько времени занимает подготовка бюджета в вашей компании?

Весь процесс занимает около 3 месяцев.

После того как установлены единые вводные данные и цели, они каскадируются держателям бюджетов, то есть конкретным отделам.

На следующем этапе каждый отдел и позднее функция защищают свой бюджет и в случае необходимости — корректируют его. «БАТ Россия» — часть международной Группы «Бритиш Американ Тобакко», которая работает более чем в 200 странах мира. Поэтому в процессе бюджетирования у нас есть дополнительные этапы: согласование бюджета на региональном и глобальном уровнях. Соответственно, после всех уточнений и согласований на уровне «БАТ Россия», документы рассматриваются на уровне региона (Восточная Европа, Африка и Ближний Восток). Только после этого бюджет утверждается советом директоров на уровне Группы.

Какие сложности могут возникнуть при оптимизации бизнес-процессов по подготовке бюджетов? Как их преодолеть?

Так как в процесс бюджетирования вовлечено очень много людей, основная проблема, с которой можно столкнуться, — это недостаточная координация: отсутствие единых принципов построения бюджета, единых вводных, единых целей. Как это преодолеть? Управление процессом бюджетирования должно централизоваться в одном отделе, ответственном за результат. В таком случае удастся добиться согласованных действий.

Следующая возможная проблема — различные интересы. Понятно, что держатели бюджетов стараются максимально развернуть их, в то время как финансовый отдел делает акцент на прибыли. Такую проблему трудно преодолеть, но возможно.

Как я уже сказал, у нас есть контрольные точки рассмотрения бюджетов. Переходя от одной к другой, эти вопросы обсуждаются и в результате принимается компромиссное решение.

Даже при замечательной подготовке бюджета что-то может пойти не по плану. Как решить эту проблему? Во-первых, бюджетный календарь должен предполагать дополнительное время для обсуждения и решения внезапно возникших трудностей.

Во-вторых, нужно постоянно контактировать с держателями бюджета и держать руку на пульсе — следить, как меняются затраты, себестоимость разных услуг и сырья. Например, мы сравниваем фактические затраты и план на ежемесячной основе.

В-третьих, необходимо оперативно реагировать на изменения. В нашей компании корректировка бюджета происходит три раза в год. При этом цели бюджета остаются неизменными, а корректируется тактика достижения этих целей. Мы сравниваем запланированные показатели и те, которые имеем по факту. Если мы увидели отклонения, смотрим, как наверстать упущенное и достичь цели. Как пример, мы можем уменьшить расходы по отдельным направлениям.

Более подробно познакомиться с опытом работы «Бритиш Американ Тобакко Россия», а также задать собственные вопросы Андрею Корнилову вы сможете на конференции «Корпоративное бюджетирование», которая пройдет 16—18 сентября в Москве.

Экзархо Ирина



Комментарии

Защита от автоматических сообщений