Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Отчет о Форуме финансовых директоров строительной отрасли (день 1)

10.04.2013

28 февраля — 1 марта состоялся «Форум финансовых директоров строительной отрасли». Основной его целью стала выработка эффективных бизнес-решений в строительстве и девелопменте для финансовых руководителей.

Форум финансовых директоров строительной отрасли (день 1)

В рамках форума были рассмотрены такие вопросы, как тенденции развития строительной отрасли в 2013 году; выявление строительных рисков и оценка их влияния на качественные и стоимостные показатели объекта; разработка и использование финансово-правовых схем реализации проекта; эффективное управление портфелем инвестиционных проектов; привлечение финансовых ресурсов и многие другие.

Предлагаем вашему вниманию отчет о первом дне этого мероприятия.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите по электронной почте events@cfo-russia.ru

День 1

Первую секцию открыла Ольга Архангельская, партнер, руководитель группы по оказанию услуг компаниям сектора недвижимости, инфраструктуры и государственных учреждений СНГ Ernst & Young. Она рассказала об основных тенденциях развития строительной отрасли в 2013 году.

Ольга Архангельская

«В первую очередь, меняются технологии. Строительство становится более сложным как с точки зрения оборудования, так и с точки зрения технологий. И это неудивительно, ведь в последнее время в России все меньше „гонятся за рублем“, а больше обращают внимание на качество — теперь это основной критерий строительства.

Еще один важный тренд — „зеленое“ строительство. Сейчас все больше компаний делают акцент на экологичности. Пользователи недвижимости начинают обращать на это внимание в первую очередь, а девелоперы могут использовать „зеленый“ сертификат как хороший маркетинговый ход», — считает Ольга Архангельская.

В ходе своего выступления Ольга поделилась результатами опроса участников рынка недвижимости в рамках ежегодного исследования «EY Trend Indicator».

Опросы проводились в ноябре—декабре 2012 года. Применительно к России опрос затрагивал общую оценка ожидаемых условий в 2013 году, а также прогноз и анализ стратегии инвесторов. Одновременно исследование было проведено в 15 странах Европы.

«Согласно исследованиям, 87% респондентов считают, что Россия — привлекательное место для инвестиций. Но я полагаю, что, на самом деле, этот процент меньше. Хотя компании, которые уже давно работают в России, видят ее потенциал, но большинство зарубежных инвесторов предпочитают другие страны», — делится своим мнением Ольга Архангельская. — Интересно отметить, что роль государства на строительном рынке вновь становится доминирующей. Несмотря на ужесточение регулирования, государство нацелено на поддержку строительной отрасли и упрощение согласовательных процедур».

По сравнению с 2008 годом рынок становится менее активным, поскольку развитие рынка коммерческой недвижимости сдерживает нехватка качественных проектов и ограниченность заемного финансирования.

«Тем не менее, количество игроков на рынке коммерческой и жилой недвижимости увеличивается, что повышает конкуренцию за качественные проекты и участки, но, в перспективе, обеспечит большее разнообразие и динамику рынка», — заключила Ольга Архангельская.

Татьяна Шелягина, финансовый директор компании МИЭЛЬ, выступила с докладом «Разработка и использование финансово-правовых схем реализации проекта».

Татьяна Шелягина

Татьяна посвятила свое выступление рынку загородной недвижимости, а именно малоэтажной застройке.

«Сейчас наблюдается рост малоэтажных жилых комплексов. На сегодняшний момент в Московской области более 700 поселков.

Надо отметить, что рынок загородной недвижимости резко изменился после кризиса. Сейчас это рынок покупателя, а не рынок продавца. Поэтому застройщику надо попасть в ту целевую аудиторию, которая ищет для себя альтернативу городской квартире».

В продолжение своего выступления Татьяна подробно рассказала об особенностях реализации проектов малоэтажной застройки.

«Для того чтобы реализовать проект очень важно не только место (хотя это одна из наиболее главных составляющих), но и удачная концепция проекта. Важно понять, что именно хочет клиент, создать поселок определенного характера, продумать архитектуру, расположение, проектирование. Но все это не сработает, если не будет качественного исполнения самого проекта — необходимого качества материалов, строительства и использования передовых технологий. И конечно, немаловажен грамотный финансово-правовой механизм реализации проекта на всех его стадиях», — считает Татьяна Шелягина.

Финансово-правовая составляющая проекта должна быть продумана настолько, чтобы застройщик не попал в неприятную ситуацию и избежал ненужных рисков.

Затронула такие аспекты реализации проектов малоэтажных застроек как получение прибыли от проекта, в том числе от создания имущества общего пользования, минимизация затрат на проектирование и строительство, а также привела примеры регламентирующих документов.

«Самое сложное — не ошибиться при выходе из проекта. Мы понимаем, что многие клиенты покупают себе жилье на всю жизнь и очень тяжело, если застройщик не оправдывает надежды. Выход из проекта важен не только с точки зрения прибыли, но с точки зрения удовлетворенности клиентов. Важно чтобы в результате не было обиженных людей, которые по каким-то причинам не получили дом своей мечты», — заключила Татьяна Шелягина.

Андрей ТютченкоАндрей Тютченко, финансовый директор ГК «Пионер», выступил с докладом «Привлечение финансирования на рынках публичных заимствований».

«Привлечение финансирования на рынках публичных заимствований, не так популярно в секторе девелопмента в настоящее время, поскольку основным источником заемного финансирования в строительной отрасли все же является банковское кредитование. Но я надеюсь, это направление будет развиваться.

Хотя до кризиса многие девелоперские компании выходили на рынок рублевых облигаций, некоторые компании шли дальше и размещали евробонды. К сожалению, такая практика прекратилась с началом кризиса, когда ряд компании совершил дефолты по данным выпускам, что негативно отразилось на имидже девелоперов, в результате чего доверие инвесторов снизилось. И сейчас его необходимо восстанавливать», — считает Андрей Тютченко.

По словам А. Тютченко, ГК «Пионер» в настоящее время планирует подготовку облигационного займа. Он поделился опытом подготовки документов и рассказал об особенностях регистрации выпуска.

«В настоящее время продлен срок действия документов. Ранее он составлял год, и если в течение этого времени компания не успевала разместить облигации, приходилось заново осуществлять подготовку документов. Теперь срок до трех лет увеличен с момента подачи документов.

Еще одним важным нововведением является отмена требования о размере уставного капитала. Ранее компании могли регистрировать выпуск размером не более размера своего уставного капитала. Это было проблемой для тех компаний, у которых уставный капитал был небольшой. Приходилось получать национальный или международный кредитный рейтинг, снимающий требования по размеру уставного капитала. Сейчас любая компания может стать эмитентов и свободно подать документы для регистрации в ФСФР», — сказал он.

А. Тютченко рассказал о плюсах и минусах различных способов размещения, процедуре и сроках подготовки к публичному размещению, порядке получения кредитного рейтинга и о новом порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска финансовых инструментов.

Владимир ПучнинВладимир Пучнин, финансовый директор КД Групп, поделился опытом привлечения финансовых ресурсов на реализуемые проекты.

Финансовая история КД «Групп» начинается с 1992 года, когда было создано ОАО «Камская долина». С этого времени компания работает на рынке строительства и реализации недвижимости в г. Перми и Пермском крае.

Уровень собственного капитала строительных компаний составляет порядка 15–25%. Специфика капиталоемкости бизнеса предопределяет разнообразие использования финансовых инструментов, поскольку обычно стоимость проектов превышает имеющиеся в распоряжении компании собственные средства.

«В начале своей деятельности для КД „Групп“, как и для многих других девелоперов основным источником финансирования были средства, привлекаемые по договорам долевого участия в строительстве. Кроме того, в долговом портфеле компании присутствовали публичные займы, а также кредиты банков. Под влиянием кризиса спрос на недвижимость снизился, банки ужесточили требования к заемщикам, а облигационный рынок замер. Из-за сокращения притока заемных средств у компании возникли проблемы выплатами по контрактам, заключенным с поставщиками и подрядчиками.

В январе 2009 года мы запустили вексельную программу для расчетов с контрагентами. Согласно новым правилам, часть стоимости товаров и услуг, оказанных компании, оплачиваются собственными векселями компании.
Кроме того, чтобы поддержать вексельную программу, КД „Групп“ предусмотрела возможность держателям векселей оплачивать ими квартиры, построенные компанией. В период с 2010 по 2012 гг. нашими задачами стали: завершение реструктуризации кредитного портфеля; исполнение обязательств по дефолтным облигациям; поиск и кредитование новых партнеров», — делится опытом В. Пучнин.

Он сравнил различные форм финансирования и подробно рассказал о преимуществах инвестиционного кредитования и проектного финансирования, среди которых выделил:

  • длительные сроки кредитования, из практики;
  • возможность финансирования с «нуля»;
  • возможность использования ГЧП, с минимизацией кредитных рисков;
  • возможность «переложить» кредит на конечного покупателя;
  • возможность совмещения с торговым финансированием;
  • возможность фондирование через целевые накопительные вклады.

Шогик АвакянШогик Авакян, финансовый директор RD Construction Management, рассказала CFO-Russia об особенностях формирования управленческого учета в строительной компании.

«Управленческий учет, в целом, можно разделить на два основных этапа: это, во-первых, ежедневная деятельность компании — планирование, бюджетирование, калькуляция затрат и т. д. и отчетность для собственников», — говорит Ш. Авакян.

Она рассказала о том, как ведется управленческий учет в компании RD Construction Management о сложностях бюджетирования, планировании ежемесячных платежей, калькуляции затрат, исходя из специфики строительного бизнеса.

«При формировании калькуляции затрат надо очень грамотно выстраивать аналитику принятых и переданных работ, так как появляются сложности с периодами принятых работ и переданных заказчику. В нашей компании этим занимается отдел контроллинга, который не только проверяет сметы по стоимости отдельных видов работ, но и контролирует соответствие по номенклатуре, хотя во многих компаниях эти функции далеки от финансового блока. Также есть своя система в бюджетировании. В нашей компании финансирование открывается после предоставления согласованного бюджета в финансовый департамент. Так как для качественного бюджета нужно время, то в начале проекта предоставляется предварительный бюджет. После формируется основной бюджет. Отклонения основного бюджета от предварительного должны быть минимальными. При использовании всех этих методов мы закрываем бюджет объекта по факту завершения проекта обычно с отклонением 1–2%», — делится опытом Шогик Авакян.

Юлия Батарова, финансовый директор СИТИ XXI век, выступила с докладом «Эффективное управление портфелем инвестиционных проектов».

Юлия Батарова

При инициации проекта важно задаваться вопросами: все ли проекты отвечают корпоративным целям и стратегии, существуют ли «узкие места» в текущей инвестиционной программе; выполняются ли проекты в сроки и в рамках бюджетов; ясно ли представляют себе участники проектов роли, права и обязанности и т. д.

При планировании проекты важно синхронизировать общей стратегией компании, корректно оценить сроки и затраты, В ходе исполнения проекта необходимо постоянно актуализировать планы, а при контроле важно иметь возможность комплексно проанализировать причины отклонения факта от плана для предупреждения отставаний»

Юлия Батарова также рассказала о роли и компетенциях руководителей проектов «Очень часто бывает так, что руководители проектов выполняют функцию администраторов, у них нет строго определенного места в организационной структуре, не прописаны их функции, полномочия и ответственность. Чтобы этого избежать, надо сразу определить все границы полномочий для принятия решений, и закрепить это в разработанном Положении. Большое внимание необходимо уделить и мотивации руководителя проекта», — считает Ю. Батарова.

Большое значение имеет создание единого информационного пространства. А система управления проектами должна обеспечивать такую детализацию и аналитику, которая позволила бы практически однозначно отображать инвестиционно-девелоперскую деятельность, обеспечить возможность преобразования сетевых планов-графиков проектов в терминах типовых видов работ в финансовые и операционные бюджеты и прогнозы, а также переход от сценариев управления проектами к сценариям для финансового анализа.

Владимир Гоменюк, финансовый директор ПСК «Пулково», рассказал о том, как управлять материальными и финансовыми ресурсами строительных объектов в промышленно-строительном холдинге

Спикер подробно описал процесс формирования бюджета материальных и финансовых ресурсов проектов СМР

«Сначала формируется локальная схема проекта. Надо отметить, что строительство — специфический вид деятельности, поэтому при формировании сметы необходимо учитывать требования проектной документации, должна быть досконально продумана технология строительства промышленного объекта. Если этого не будет — смету придется постоянно пересматривать.

Затем уточняются объемы, цены, сроки, количество материальных ресурсов применительно к технологии производства СМР в корпорации. Следующий этап — анализ и оперативный контроль исполнения бюджетов по группам, статьям затрат и т. д.», — делится опытом Владимир Гоменюк.

Он подробно остановился на каждом этапе процесса формирования плана и бюджета проектов.

«Тендерно-договорной отдел готовит укрупненную смету, ресурсную ведомость, расшифровывает формирование цены контракта для внутреннего пользования; производственно-технический отдел на основании этого готовит более детальную смету, затем руководитель проекта составляет перечень работ на проекте, проверяет и уточняет смету и ресурсную ведомость. Отдел планирования и бюджетирования формирует бюджеты уже исходя из фактических цен, контролирует формирование плановых заданий на соответствие графику работ. Бюджетный комитет утверждает бюджет проекта и ресурсов и передает его руководителю проекта на исполнение».

Иван Аверьянов, руководитель департамента автоматизации строительных компаний «Первый БИТ», выступил с докладом «Управление финансами и управленческий учет в строительной компании».

«В строительстве, как ни в одной другой отрасли, ведение управленческого учета является насущной необходимостью. Причин тому множество — это и длительность строительства, удаленность объектов, огромная номенклатура, уникальность объектов и многое другое, в том числе разделение во времени реального выполнения работ и его закрытия по документам.

Данные бухгалтерского учета, во многом, не могут удовлетворить руководство компании и это приводит к возникновению учетов-суррогатов, которые, как правило, ведутся людьми, не обладающими соответствующими знаниями и опытом, с применением неподходящих инструментов (тетрадок, электронных таблиц, самописных программ).
Разумеется, ни о какой проверке таких данных и, тем более, интеграции с бухгалтерскими системами, которые, тем не менее, содержат огромный пласт информации, говорить не приходиться.

Он рассказал, как можно повысить эффективность строительного бизнеса с помощью автоматизированных систем управления.

Также спикер отметил, какие системы автоматизации представлены сегодня на рынке, каковы их основные возможности, достоинства и недостатки и обозначил основные трудности при внедрении систем управленческого учета.

«Важно отметить, что чем больше вы используете разнообразные решения, тем больше может возникнуть трудностей, например, нестыковка по нормативно-справочной информации. Я бы не назвал это серьезными проблемами, но этим моментам нужно уделить огромное внимание», — сказал И. Аверьянов.

В заключение первого дня состоялся круглый стол, посвященный вопросам эффективного управления рисками в строительной организации. В нем приняли участие: Юлия Батарова, финансовый директор, СИТИ XXI век; Тимур Баязитов, директор департамента внутреннего аудита, Энергостройинвест Холдинг; Владимир Монастырев, директор по развитию, Мостотрест; Олег Воронин, начальник офиса управления проектами, Мостотрест.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите по электронной почте events@cfo-russia.ru

Отчет о втором дне Форума финансовых директоров строительной отрасли

Фотоотчет о Форуме финансовых директоров строительной отрасли

Текст: Елена Полетаева

Фото: Тэодолус Сунарджая


Комментарии