• Сегодня 18 апреля 2024
  • USD ЦБ 94.32 руб
  • EUR ЦБ 100.28 руб
Нота модус - Автоматизация бизнес-процессов
Коля в Третьяковской галерее
Конференция «Управление проектами в общих центрах обслуживания»
50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов
https://vk.com/cforussia

Финансовое образование в эпоху цифровизации: тренды, о которых нужно знать

17.05.2021

Автоматизация финансовой сферы началась с простых по современным меркам программ для бухгалтерского учета. Сегодня она находится на стадии, когда финансы уже не могут существовать без IT. Компании и банки приходят к пониманию, что информационные технологии меняют расстановку сил и являются ключом к эффективному управлению процессами. Каждый бизнес по-своему переживает изменения и обновления технологий.

Международная ассоциация специалистов по управленческому учету (CIMA) провела своевременное исследование, отвечающее на следующие вопросы:

  • что ждет компании и финансовые профессии в эпоху цифровизации?
  • какие изменения происходят уже сейчас?
  • до какой степени машины заменят людские ресурсы в финансовом секторе?
  • какова будет роль человека – специалиста по финансам?

Приводим главные идеи исследования CIMA “Re-inventing finance for a digital world”, в котором в течение 18 месяцев в формате опросов и круглых столов участвовало более 200 организаций из 20 стран.

С какими сложностями сталкиваются компании уже сейчас

«Цифровизация – главная причина, по которой больше половины компаний из списка Fortune Global 500 прекратили свое существование». Так сказал Пьер Натерм, исполнительный директор Accenture, на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Компаниям по всему миру приходится бороться за свое существование и преодолевать трудности, вызванные глобальной цифровизацией. Вот некоторые из них.

Главные факторы перемен

В исследовании CIMA выделяются институциональные, социальные, рыночные и технологические факторы. Все они действуют одновременно и оказывают огромное влияние на то, как трансформируются организации по всему миру. Бизнесу приходится меняться: изменились способы потребления, коммуникации, расширился и ускорился доступ к данным. В связи с этим финансовым отделам по всему миру нужно пересматривать то, что они делают, как они это делают и с какой скоростью.


Наше предприятие занимается ремонтом авиатехники. Поскольку большая часть технологических операций ручные и плохо поддаются автоматизации, мы сделали фокус на автоматизацию управленческих бизнес-процессов и смогли перевести почти все службы в единое информационное пространство. Также за последние 2 года мы автоматизировали учетные процессы, связанные как с товарно-материальными ценностями, так и с самим процессом ремонта. Теперь мы можем моментально получать из нашей единой компьютерной системы актуальную информацию о месте нахождения изделия, статусе ремонта агрегата, сроках начала и завершения исполнения контрактов, экономических результатах работы по контрактам и т.п.
Дмитрий Носанов, ACMA, CGMA, финансовый директор


Драйверы перемен в цифровую эпоху

Институциональные, системные Социальные   Рыночные Технологические
  • Глобализация:
    единое экономическое пространство
  • Геополитика:
    экономический баланс сил сдвигается на юго-восток
  • Регулирование:
    глобальное регулирование торговых отношений, а также использование лазеек в законодательствах
  • Демографический фактор:
    впервые в истории человечества вместе живут 6 поколений, каждое из которых имеет свои паттерны в потреблении и использовании технологий
  • Роль и возможности потребителя:
    доступность товаров и сервисов «в один клик», высокие требования, возможность сравнить и выбрать лучшее предложение на рынке
  • Диджитализация:
    повышаются требования к тому, как строятся процессы внутри компании, а также к компьютерной грамотности сотрудников
  • Автоматизация:
    машины заменяют людей во все большем количестве процессов

@CIMA 2021. Не допускается воспроизведение без предварительного согласия

Искусственный интеллект

Стремительное развитие таких технологий, как машинное обучение, распознавание речи и когнитивные вычисления стали поворотной точкой для многих организаций. Эти технологии, с одной стороны, помогают компаниям справляться с огромным потоком информации, анализировать неструктурированный массив данных, выходя на новый уровень эффективности. А с другой стороны, технологический прорыв выбрасывает многие компании за борт конкурентной среды, а в выживших организациях поднимает новые вопросы: «Как адаптировать работников к новым условиям?» и «Что делать с освободившимися рабочими часами финансовых специалистов, которые раньше тратили месяцы на то, с чем машина справляется за 2 минуты?»

Новая прозрачность

Социальные сети и другие информационные платформы оказывают огромное влияние на то, как организации строят свою работу. Теперь каждый имеет доступ к данным, и все участники экономического процесса находятся на виду друг у друга в реальном времени. Компаниям приходится отчитываться за каждый свой шаг, каждое проявление в публичном пространстве. Потребитель имеет возможность за несколько секунд сравнить цены и почитать отзывы на продукт или услугу. Этот фактор заставляет компании:

  • пересматривать свои бизнес-модели;
  • двигаться в сторону предложения услуг и опыта взаимодействия с брендом, а не просто продуктов;
  • увеличивать кастомизацию своих услуг;
  • менять форматы доступа к продуктам и услугам.

Наша управляющая компания специализируется на работе с фондами, в активах которых торговые помещения и девелоперские проекты. Торговые центры теперь конкурируют с онлайн-гигантами. Для того чтобы выжить, им надо дифференцироваться, поэтому они придумали увеличивать площади под развлечения, предлагая покупателям приятное провождение времени параллельно с покупками. Те торговые центры, которые не смогли вовремя сменить формат, стоят пустыми. Или другой пример: во время локдауна у людей пропала возможность выезжать на просмотры квартир или сделки с недвижимостью. Некоторые девелоперы сумели быстро трансформировать свои бизнес-процессы и перевести все в онлайн-формат: просмотр, оформление документов и даже получение ипотеки.
Александр Аверьянов, ACMA, CGMA, финансовый директор ООО «ВЕЛЕС ТРАСТ»


Невозможность опереться на традиции

Традиционный менеджмент базируется на анализе предыдущего опыта и принятия решений на его основе. Сегодня такой подход все реже бывает эффективным, поскольку компаниям приходится решать уникальные задачи, не имеющие ничего общего с каким бы то ни было историческим опытом. Простые аналитические операции, такие как составление кредитного рейтинга, одобрение заявок на предоставление кредита или их передача на рассмотрение специалистам, уже давно выполняются машинами. В этих условиях руководители, в том числе финансовые директора, вынуждены менять стратегии принятий решений, добавляя к традиционному прогнозированию и мониторингу креативность, инновации и нелинейное мышление. Для финансовых отделов это означает в том числе и выход на новый уровень взаимодействия с другими участниками процесса внутри компании и за ее пределами.

Как адаптируются компании: инструменты и тренды

Все вышеописанные факторы заставляют организации двигаться в определенных направлениях, которые превращаются в тренды. В исследовании CIMA новые тренды в связи с цифровизацией описываются по следующим направлениям: данные, ценности и бизнес-модели.

Данные

В том, как специалисты по финансам обращаются с данными, прослеживается тренд на все большую автоматизацию процессов сбора и обработки данных и все увеличивающуюся необходимость внедрять инструменты, которые позволяют анализировать и эффективно использовать эти данные. То, чем испокон веков занимались представители финансовой сферы, – оценкой операционной и производственной результативности организации – теперь занимаются алгоритмы. Для людей в мире финансов настала новая эра – эра анализа рынка, создания ценности для клиента и способов монетизации данных.

Ценности

Факторы стоимости бизнеса неизменно сдвигаются в сторону от материальных (таких как собственность, оборудование, запасы) к нематериальным ценностям (таким как бренд, доверие, патент, кадры) последние 30 лет. При этом нематериальные ценности не находят отражения в бухгалтерской отчетности, что все чаще делает документы, характеризующие финансовое состояние организации, не имеющими отношения к действительности. Финансовым специалистам предстоит массово проделать большую работу по созданию новой системы оценки результатов, в которой предусмотрено измерение нематериальных активов, интеллектуального капитала и анализ их взаимосвязи с ценностью компании и потенциалом для ее роста.

Бизнес-модели

Еще один тренд в финансовой сфере, связанный с глобальной цифровизацией, – это необходимость понимания бизнес-модели компании ее финансовыми сотрудниками. Бизнес-модель – это единая система того, как организация определяет и создает свою ценность и как взаимодействует с внешним миром. Она объединяет деятельность всех департаментов. Чтобы выйти за рамки алгоритмизированной работы, которая подвергается все большей автоматизации, на новый уровень функционирования внутри компании, финансовые специалисты должны действовать не изолированно, а на основе своего понимания бизнес-модели и в тесном взаимодействии с другими отделами.

На какие навыки растет спрос в финансовой сфере

Чтобы решать задачи, которые встают перед организациями в связи с вышеупомянутыми вызовами и трендами, не увеличивая при этом расходы, финансовым директорам приходится выходить из зоны комфорта и играть по-крупному, а именно:

  • внедрять цифровые технологии во все процессы, начиная со сбора данных и заканчивая принятием решений;
  • повышать квалификации команды, превращая сотрудников из простых счетоводов в настоящих партнеров по бизнесу.

Представители финансового сектора должны демонстрировать компетенции, которые раньше от них либо не требовались, либо требовались в ограниченном объеме от топ-менеджеров и узких специалистов. Список этих компетенций связан с автоматизацией рутинных вычислительных процессов, необходимостью внедрять технологическое программное обеспечение, а также предлагать инновационные решения на основе работы с ним.

В исследовании CIMA нужные финансовым специалистам будущего компетенции разделены на 3 категории:

Компетенции финансистов будущего

Общая цифровая грамотность Специальные знания на стыке IT и финансов Бизнес- и надпрофессиональные навыки (soft skills)    
Чтобы успешно функционировать в корпоративных условиях, любому современному человеку, в т.ч. и представителю финансовой сферы, нужно обладать навыками по следующим направлениям:
  • Обработка информации
  • Цифровая коммуникация
  • Создание цифрового контента
  • Цифровая безопасность
От работников финансового сектора требуется экспертность в следующих областях:
  • Облачные вычисления
  • Конфиденциальность и безопасность
  • Анализ данных
  • Новые бизнес-модели
В финансовой сфере идет все большая ориентация на гибкие навыки:
  • Умение решать сложные задачи
  • Ведение переговоров
  • Умение принимать решения с учетом особенностей цифровой среды
  • Критическое мышление
  • Креативность
  • Активное обучение в течение всей жизни

@CIMA 2021. Не допускается воспроизведение без предварительного согласия

Таким образом, финансовая сфера одновременно взяла два направления: на автоматизацию и гуманизацию. Освободившись от большинства изнуряющих рутинных задач, финансовые специалисты движутся в сторону

а) управления базами данных – работа на стыке финансов и IT;
b) кросс-функциональных и междисциплинарных процессов по созданию ценности компании – работа, которая помимо умения использовать сугубо финансовые инструменты, требует высокого уровня коммуникации и нестандартного мышления.

Из «Схемы профессиональных компетенций CIMA» для финансовых специалистов видно, что цифровые навыки не просто стали новым пунктом в списке требований к профессии. Они интегрировались в четыре основных области, в рамках которых оценивают финансовых работников. Узкоспециальные знания, бизнес-навыки, лидерские качества и навыки коммуникации – цифровизация изменила функционирование каждой из этих областей. 

CGMA Competency

Что делать работодателям, преподавателям и специалистам

Будущее финансовой сферы — за профессионалами, которые смогут создавать новые возможности для сотрудников и клиентов своей организации при помощи специализированных знаний, технологических инструментов и надпрофессиональных навыков. Что же делать уже сейчас? Как стать таким профессионалом, как его подготовить или нанять? Вот несколько рекомендаций из исследования для работодателей, преподавателей и специалистов финансовой сферы.

Работодателям:

  • Следите за тем, как цифровые технологии влияют на эффективность вашей бизнес-модели, какие технологии внедряют другие участники вашей экосистемы.
  • Думайте о том, как вы можете повышать и сохранять квалификации своих финансовых специалистов.
  • Помогите своим финансовым экспертам сформировать образ конечного потребителя и внедрить его в свою работу.

Преподавателям:

  • Взаимодействуйте с организациями, чтобы держать руку на пульсе изменений и передовых практик.
  • Помогайте будущим специалистам подготовиться к работе в цифровой среде.
  • Помогайте реформировать сферу образования, с тем чтобы оно могло обеспечивать активное обучение в течение всей жизни.

Специалистам:

  • Анализируйте, какие участки вашей работы легче и сложнее всего автоматизировать. Развивайте навыки там, где машины наименее применимы (например, практически невозможно роботизировать эмпатию, принятие сложных решений или социальный интеллект).
  • Составьте план непрерывного профессионального развития, который отражает тренды цифрового мира.
  • Расширяйте сферу интересов. Чем уже специалист, тем проще автоматизировать его труд.
Полный текст исследования и информация о программах подготовки финансовых специалистов CIMA  доступны по ссылке


Комментарии

Защита от автоматических сообщений