Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Отчет о конференции «МСФО: практика применения» (день 2)

03.11.2011
29-30 сентября состоялась Международная конференция «МСФО: практика применения», организованная порталом CFO-Russia при поддержке Клуба финансовых директоров. Партнерами мероприятия выступили компании «Контек-Софт», IBM и «Грант Торнтон».

В рамках двухдневной конференции выступило 16 экспертов и топ-менеджеров из ведущих российских и международных компаний («Трансаэро», «Связьинвест», РЖД, АФК «Система», «МегаФон» и других).

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите по электронной почте events@cfo-russia.ru

IMG_6528.jpg

День 2

Второй день конференции открыл Роман Борисов, финансовый директор компании re:Store Group, затронувший актуальную для многих компаний тему – взаимосвязь управленческого учета и учета по МСФО. Роман на опыте своей компании рассказал о регламентации управленческого учета и учета по МСФО.

Данный проект был начат примерно три года назад, когда Роман пришел в компанию, поскольку назрела необходимость ревизии управленческой отчетности и механизмов ее формирования, а также повышения достоверности отчетности для менеджмента и внешних пользователей. Было решено сблизить управленческую отчетность с МСФО-отчетностью, для чего составили техническое задание для перехода на новый программный продукт.

Роман Борисов привел примеры переченя типовых проводок и плана счетов управленческого учета по МСФО, методологии формирования отчетности и регламента, описывающего процесс формирования отчетности.

Проект был рассмотрен пошагово: Роман рассмотрел график и сроки проекта, и в заключение ответил на многочисленные вопросы аудитории. Доклад Романа Борисова вошел в тройку лучших на конференции.

Лариса Горбатова, управляющий директор по планированию и отчетности АФК «Система», рассказала об отражении в отчетности приобретения бизнеса.

Сначала Лариса упомянула о том, что стандарт по объединению бизнеса (IFRS 3) – вообще один из самых интересных, потому что по нему IASB и FASB (разработчики МСФО и US GAAP) договорились почти полностью.

Для многих компаний вопрос приобретения бизнеса – достаточно важный, а для АФК «Система» – практически ключевой, поскольку покупка и продажа бизнесов – это основное направление деятельности инвестиционного холдинга.

Одна из основных проблем для учетных служб компании при отражении приобретения бизнеса в МСФО-отчетности – получение информации в нужные сроки (согласно стандарту – в течение 12 месяцев). Поэтому практика работы Горбатовой такова, что соответствующие службы АФК «Системы» начинают сбор информации на ранних стадиях, как только стало понятно, что приобретение состоится, возможно даже еще на стадии due diligence.

Важный аспект – оценка активов и обязательств по справедливой стоимости. Компания «Система» сделки до 50 млн долларов старается оценивать самостоятельно, что иногда приводит к спорам с аудиторами. Еще один источник проблем – сделки с определенными условиями (например, «если компания не достигает показателя EBITBA в течение года, тогда покупатель может не доплачивать столько-то…»). Горбатова опять-таки подчеркнула, что сделку нужно отслеживать все время, пока договор не будет исполнен.

Далее Лариса подробно рассмотрела возможные практические ситуации: покупка бизнеса с условным возмещением и сделка под общим контролем.

Выступление Ларисы Горбатовой было настолько содержательным, что аудитория единогласно признала его лучшим выступлением конференции.

Александра Хмелева, руководитель службы финансового контроля БНП Париба Банк, осветила практические аспекты взаимодействия системы внутреннего контроля и системы построения отчетности по МСФО.

По словам Александры Хмелевой, компания должна стремиться к построению эффективной системы ВК. Прежде всего, это позволяет повысить качество и достоверность отчетности, в том числе управленческой, которая часто основывается на МСФО. Этот инструмент дает ясную картину менеджеру. А если в холдинге происходит консолидация, то компания получает еще и эффективный инструмент по контролю отчетности в дочерних структурах.

Очень важно взаимодействие СВК и службы, готовящей отчетность по МСФО. Ряд задач, которые раньше были возложены на отделы МСФО, сегодня перекладываются на СВК.

Далее Александра Хмелева осветила практические инструменты службы внутреннего контроля, которые используют в банке БНП Париба.

  • Бизнес-процессы и контроль. Банк делит контроль на 3 уровня. Первый уровень – контроль «четырех глаз», когда начальник проверяет подчиненного. Второй уровень – это когда вся информация проверяется другим подразделением (отделом МСФО, например). Третий уровень – все это еще раз проверяется глобальным специализированным подразделением.
  • Подтверждение счетов владельцами. Каждый сотрудник несет ответственность за свою работу.
  • Анализ отчетности. Управленческая отчетность должна быть идентична МСФО – такова установка банка. Каждый месяц проверяется, какой объем составляют корректировки, что позволяет выявлять ошибки.
  • Ключевые индикаторы рисков. Один из ключевых индикаторов – срок предоставления отчетности. Требование – не позднее 15 дней после окончания квартала. В банке применяется шкала из 3 категорий (низкий риск, средний и высокий) – в соответствии с количеством дней задержки отчетности.

Вторая секция второго дня была посвящена теме аудита отчетности по МСФО и возможным проблемам, с которыми может столкнуться компания.

Максим Фирсов, руководитель отдела международной отчетности компании «Евросеть», затронул ключевые аспекты аудита отчетности по МСФО.

По словам Фирсова, очень важно согласовать график самого аудита и по возможности его придерживаться. Желательно отразить, в какие сроки аудит должен заканчиваться.

При планировании аудита очень важно помнить о «нерутинных» операциях. Это прежде всего покупка или продажа бизнеса, а также признание выручки по новым операциям либо по старым операциям, по которым поменялись условия. Отражение подобных операций может занимать много времени. «Евросеть» старается заранее согласовать подобные операции с аудиторами.

При прохождении аудита важно следить, чтобы аудиторы придерживались сроков. По завершении аудита следует помнить о двух важных моментах:

  • согласование непроведенных поправок. Если аудиторы находят таковые, то они проводятся, однако иногда сам вопрос проведения занимает время.
  • принципиальное несогласие клиента с аудитором. В этом случае все же желательно найти компромисс.

Андрей Ковалев, главный бухгалтер компании «Трансаэро», представил опыт компании по принятию решений об отражении в международной отчетности «спорных моментов».

Спорные моменты Ковалев условно разделил на четыре основные группы:

  1. Выбор учетной политики
  2. Вопросы бухгалтерской оценки
  3. Вопрос существенности
  4. Объем раскрытия.

Андрей Ковалев рассматривал спорные вопросы по каждой из групп на примере собственной компании. В частности, в учетной политике компании пришлось прописать, что именно считается моментом признания выручки. Дело в том, что в авиаперевозках не так просто определить, когда признавать выручку: при покупке билета, по завершении полета либо в какой-то иной ситуации. Компания «Трансаэро» решила признавать выручку по каждому полетному сегменту отдельно в тот момент, когда пассажир входит в самолет. Аудиторы согласились с таким подходом компании.

Еще один специфический отраслевой момент – закупка запчастей для самолетов. Поскольку почти все самолеты в компании – иностранные, то и запчасти для них приходится закупать за рубежом. В этом случае необходимо платить пошлину и возникает вопрос, как ее признавать: включать в состав первоначальной стоимости или нет. Аудиторы решили, что по этим платежам следует признавать дебиторскую и кредиторскую задолженность, а потом ее списывать.

Вообще, подчеркнул Ковалев, все спорные вопросы следует обсудить с аудиторами, и только после того, как компания и аудитор придут к единому решению, отражать общую позицию в учетной политике.

Что касается бухгалтерских оценок, то здесь самые большие вопросы возникают по поводу основных средств и аренды. Поскольку основные средства в «Трансаэро» – прежде всего, самолеты, то следовало решить, как их учитывать: каждую запчасть в отдельности либо разделить самолет на несколько частей. Компания решила «разделить» самолет на 3 части: планер, двигатели и такую составляющую, как капитальный ремонт.

Вопрос по резервам на ремонт воздушных судов – признавать ли их сразу в расходах, в какой сумме – также вызвал дискуссии. В итоге в компании пришли к выводу: признавать их тогда, когда проводится ремонт, но не ранее.

Вопрос существенности также является очень важным. Например, существенность ошибок. Как правило, ее определяют аудиторы в ходе проверки. К примеру, создание резервов по отпускам – будет ли существенной ошибкой, если мы создадим их по группе сотрудников, а не по каждому сотруднику отдельно. Здесь также нужно достичь компромисса с аудиторами

Что касается объема раскрытий, то основные споры возникают вокруг сегментной отчетности и вокруг номинальных держателей акций. Андрей Ковалев отметил, что при решение вопроса, в каких сегментах работает компания, они пришли к выводу, что все-таки работают в одном сегменте – авиаперевозки.

Выступление Андрея Ковалева было не только практичным, но и очень живым, а потому было признано слушателями одним из лучших.

Ольга Редько, эксперт по аудиту МСФО-отчетности, изложила свой взгляд на оценку качества аудита. Качество аудита, как и любой услуги, понятие довольно-таки сложное. По мнению Редько, качество аудита можно определить как вероятность обнаружения ошибки и готовность отчитаться о любом существенном искажении в аудиторском заключении. Также очень важны сроки выполнения аудита.

Ольга рассказала и о маленьких аудиторских хитростях. Например, если аудиторская компания не хочет сотрудничать с определенным клиентом, то она либо специально запрашивает очень высокую стоимость за услугу либо предлагает неприемлемые сроки проведения аудита.

Также Ольга Редько выразила мнение, что компания должна добиваться снятия аудиторских оговорок в заключении. Для этого аудитор и клиент должны придти к компромиссу по спорным вопросам.

Светлана Лобовская, начальник управления отчетности по МСФО ТрансКредитБанка, рассказала об опыте банка по ускорению подготовки консолидированной отчетности по МСФО. Дело в том, что новый акционер ТрансКредитБанка – ВТБ – поставил им достаточно жесткие сроки по представлению консолидированной отчетности. И поскольку времени и ресурсов на автоматизацию не было, то ТКБ пришлось решать поставленную задачу административным путем.

Для начала было утверждено Положение по подготовке отчетности группы ТКБ, которое представляло собой четкий регламент предоставления информации в Управление отчетности по МСФО от подразделений головного офиса, филиалов Банка и дочерних компаний с указанием сроков и ответственных исполнителей.

Затем были разработаны и утверждены унифицированные формы предоставления информации, учитывающие специфику дочерних компаний, с подробной инструкцией заполнения.

И, наконец, сотрудники управления отчетности по МСФО совместно с аудиторами банка в декабре 2010 года провели тренинг для представителей дочерних компаний и открыли «горячую линию» для дочерних компаний и филиалов.

Что касается мотивация персонала, то С. Лобовская отметила, что основным мотивирующим фактором были штрафы за несоблюдение сроков предоставления информации.

В результате применения только административных методов удалось снизить сроки подготовки консолидированной отчетности на 44 дня, но впереди новые задачи по сокращению сроков, а значит, понадобится автоматизация подготовки МСФО-отчетности.

А вот следующий докладчик, Борис Аксенов, заместитель начальника департамента бухгалтерского учета РЖД, как раз и рассказал о роли автоматизации в ускорении процесса перехода к МСФО.

Сначала Борис рассказал о законодательных основах ведения учета по МСФО, упомянув «Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу» и Закон о консолидированной финансовой отчетности.

Затем речь зашла о практике компании РЖД. Проект, который представил Борис, осуществлялся в компании РЖД с января 2010 года по сентябрь 2011 года, то есть практически завершился к дате проведения конференции. На первом этапе была прописана методология ведения учета по МСФО. Здесь наиболее сложные моменты для компании были связаны с учетом основных средств и исключением внутригрупповых остатков. Также была прописана методологии транформации и консолидации, все это осуществлялось на базе внедрения системы SAP.

Основной целью реализации проекта было снижение сроков подготовки консолидированной отчетности (до 135 дней). Кроме того, к требованиям инвесторов относится снятие аудиторской оговорки по основным средствам. Для этого планируется автоматизация учета основных средств по МСФО, но этот проект еще не начат.

«Работать с людьми легко. Трудно работать с живыми людьми», – этой цитатой Б. Аксенов завершил свое выступление, подтвердив известную истину, что основная проблема при автоматизации – это активное сопротивление персонала.

Конференция по МСФО затронула много важных тем и дала много новых идей и информации для размышления, а значит, через год можно будет обсудить, какие решения и идеи по МСФО уже были реализованы на практике. Участники с радостью договорились встретиться и поделиться опытом на следующей конференции «МСФО: практика применения»

Вы можете посетить ближайшую конференцию по МСФО в феврале 2013 года Третья конференция «МСФО: практика применения».

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите по электронной почте events@cfo-russia.ru

Текст: Анна Чернецкая

Фото: Дарья Полунина



Материалы по теме:

Комментарии