- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
- Закупки и логистика
КОНФЕРЕНЦИИ
-
30 января 2026 года
Москва -
19 февраля 2026 года
Москва -
20 февраля 2026 года
Москва -
27 февраля 2026 года
Москва -
12 марта 2026 года
Москва -
13 марта 2026 года
Москва
Светлана Кондратова, эксперт по финансовому моделированию: Об оптимизации складских запасов
11.12.2025
Светлана Кондратова, эксперт по финансовому моделированию, экс-заместитель финансового директора автомобильной компании и спикер Десятой конференции «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом» поделилась с CFO Russia стратегиями оптимизации складских запасов, отметила основные показатели эффективности для контроля состояния запасов и описала роль ИИ в управлении ими.
Какие ключевые показатели эффективности вы считаете наиболее важными для оценки управления запасами в автомобильной компании, и как их оптимизация может повлиять на маржинальность?
В автомобильной индустрии успех напрямую зависит от того, насколько грамотно вы управляете имеющимися запасами. Когда автомобили долго стоят на площадке, это означает, что ваши деньги «заморожены», а вы несете расходы на их содержание. К тому же с выходом новых моделей старые теряют свою привлекательность, что ведет к упущенной прибыли. Все это требует эффективного управления запасами.
Для контроля и отслеживания состояния запасов используем ежедневный отчет по стоку. В нем содержится вся необходимая информация о моделях автомобилей и ключевых финансовых показателях.
Чтобы система контроля работала максимально эффективно, определили несколько основных метрик.
- Период нахождения автомобиля на складе: за сколько дней автомобиль будет продан. Это напрямую влияет на скорость реализации. Чем быстрее автомобиль находит своего покупателя, тем лучше. На основе периода нахождения на складе определяем приоритет продаж, какие автомобили нужно продать в первую очередь.
- Валовый доход с учетом стоимости финансирования: учитываем не только валовый доход от продажи, но и затраты на финансирование стока.
- Оборачиваемость запасов: этот показатель отражает, сколько раз за определенный период мы полностью обновляем наши запасы. Высокая оборачиваемость означает, что мы эффективно продаем и быстро пополняем склад
- Рентабельность оборотных средств: дает оценку прибыльности запасов. Это помогает убедиться, что товары приносят доход.
Ключевым фактором успеха является скорость оборота. Для этого важно понимать структуру складских запасов и классифицировать их по степени ликвидности: быстрореализуемые позиции, товары средней ликвидности и, наконец, «оверсток» – залежавшийся товар. Одна из основных задач – минимизировать «оверсток».
Ежедневный мониторинг этих показателей позволяет оперативно реагировать на изменения спроса, оптимизировать складские запасы и, как следствие, повышать прибыльность бизнеса.
Можете ли вы поделиться успешными стратегиями или методами, которые вы использовали в своей практике для оптимизации складских запасов и, как следствие, увеличения прибыли? Какие выводы были сделаны из этого опыта?
Чтобы избежать финансовых потерь, связанных как с избыточными, так и с дефицитными запасами, был предложен комплексный подход к управлению складскими запасами. Ключевым элементом этой системы является непрерывный анализ скорости реализации продукции. Высокая скорость продаж означает меньший объем «замороженных» средств и, соответственно, больше возможностей для развития бизнеса.
В рамках оптимизации складских запасов и повышения эффективности продаж была разработана модель выбора дисконта. Данная модель предусматривает динамическое определение размера скидки в зависимости от срока нахождения автомобиля на складе, а также позволяет минимизировать «оверсток», повысить оборачиваемость и прибыльность. Ключевым фактором при расчете скидки является стоимость финансирования товарных запасов, что позволяет учитывать прямые и косвенные затраты, связанные с хранением автомобилей.
Такой подход обеспечивает более рациональное управление ценообразованием и способствует ускорению оборачиваемости складских запасов.
Как современные технологии, такие как искусственный интеллект и аналитика больших данных, могут помочь в управлении запасами и повышении маржинальности? Какие вы видите основные возможности и вызовы в этой области?
В современном автомобильном бизнесе эффективное управление стоком – ключевой фактор прибыльности. Замороженные средства в нереализованных автомобилях, затраты на хранение и упущенная выгода из-за устаревания моделей – все это серьезные вызовы, требующие инновационных решений.
Искусственный интеллект может помочь в оптимизации управления запасами, позволяя перейти от традиционных методов, основанных на интуиции и исторических данных, к прогностическому и адаптивному подходу.
С помощью искусственного интеллекта ожидается:
- Прогнозирование спроса: ИИ анализирует огромные объемы данных – от сезонных колебаний и макроэкономических показателей до локальных трендов и активности конкурентов – чтобы предсказать спрос на конкретные модели автомобилей в вашем регионе.
- Оптимизация запасов: на основе прогноза спроса ИИ рассчитывает оптимальный уровень запасов для каждой модели, минимизируя затраты на хранение и риск дефицита.
- Динамическое ценообразование: ИИ отслеживает период нахождения каждого автомобиля на складе и автоматически корректирует размер дисконта, чтобы стимулировать продажи и избежать устаревания моделей.
Переход от ручной обработки данных к использованию ИИ – это не просто обновление инструментов, а стратегическое вложение в долгосрочное развитие бизнеса.
Задать свои вопросы Светлане и узнать больше об управлении складскими запасами вы сможете на Десятой конференции «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом», которая пройдет 30 января 2026 года в Москве.
Юлия Сильченко






