- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
- Закупки и логистика
КОНФЕРЕНЦИИ
-
20-21 ноября 2025 года
Москва -
26-28 ноября 2025 года
Москва -
5 декабря 2025 года
Москва -
10 декабря 2025 года
Москва -
11 декабря 2025 года
Москва -
Дата уточняется
Москва
Виталий Устименко, Skillbox: «Моя главная задача как финансового директора – не предсказать будущее, а подготовить компанию к разным вариантам этого будущего»
30.10.2025
Виталий Устименко, финансовый директор, Skillbox, и спикер Семнадцатого форума финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025, рассказал CFO Russia про сценарное планирование и повышение эффективности бизнеса в условиях неопределенности.
Как сценарное планирование помогает повысить эффективность бизнеса в условиях постоянных изменений?
Специфика EdTech-бизнеса связана с нестабильностью спроса, высокой конкуренцией и непрерывными изменениями внешней среды. Поэтому при планировании мы исходим из принципа «все всегда идет не по плану». Моя главная задача как финансового директора – не предсказать будущее, а подготовить компанию к разным вариантам этого будущего. Вот как сценарное планирование повышает эффективность бизнеса:
Увидеть «слепые зоны» и уязвимости. Команда разрабатывает 3-5 сценариев бизнес-плана на следующий год и три года, и в результате начинает видеть риски и возможности, которые были неочевидны в рамках одного прогноза. Это позволяет заранее проанализировать уязвимые точки и укрепить их.
Повысить гибкость и умение адаптироваться. Главная цель не выбрать один «правильный» сценарий, а создать стратегию, которая будет работоспособна в нескольких из них. Компания определяет «сигналы», которые указывают на реализацию того или иного сценария, и разрабатывает действия, которые будут полезны при любом развитии событий. Это сокращает время реакции и позволяет действовать на опережение.
Улучшить процесс принятия решений. Руководители перестают мыслить в категориях «верно/неверно» и начинают мыслить в категориях «что, если...». При принятии важных решений их проверяют на устойчивость в рамках разных сценариев, в результате решения становятся более взвешенными и устойчивыми.
Стимулировать поиск новых возможностей. Анализ радикально разных сценариев заставляет выходить за рамки привычного мышления, искать неочевидные возможности в ситуации радикальных изменений и действовать быстрее конкурентов.
Объединить усилия команды и создать общий контекст. Разработка сценариев – командная работа, в которой участвуют представители разных подразделений. Когда наступают реальные изменения, ключевые игроки действуют более скоординированно, понимая общую логику, что повышает операционную эффективность.
Какие конкретные инструменты и методики вы используете для создания реалистичных сценариев?
Основным инструментом и техническим ядром процесса сценарного планирования, который мы используем, является драйверная финансовая модель бизнеса. Как это работает:
Сначала собираем актуальную базу данных операционных и финансовых метрик за несколько лет, сегментируем данные по направлениям и по продуктам.
Затем выделяем несколько ключевых сегментов бизнеса, имеющих одинаковую логику бизнеса и схожие ключевые драйверы.
Выделяем 5-7 ключевых драйверов, или ключевых «неопределенностей» для каждого сегмента нашего бизнеса и отвечаем на вопрос что больше всего повлияет на наш бизнес?
Далее строим драйверную модель, прописываем формулы и взаимосвязи, проверяем логику модели.
Также прописываем не только финансовые показатели (выручка, EBITDA, Cash Flow, юнит-экономика), но и ключевые операционные метрики и качественные изменения: реакция конкурентов, поведение клиентов, действия регулятора.
После этого формулируем сценарии, делаем расчеты показателей, обсуждаем план мероприятий для каждого сценария.
Второй обязательный инструмент – система мониторинга и раннего оповещения о наступлении «сценариев». Она может быть реализована в виде панели управления (дашборд) с ключевыми KPI. Поскольку мы хотим знать заранее о наступлении сценариев, в качестве индикаторов мы стараемся использовать, например, такие:
Во-первых, ежедневная динамика продаж по продуктам/сегментам (финансовые).
Во-вторых, еженедельная динамика трафика и лидов, конверсии в покупку (не финансовые).
Регулярно (еженедельно/ежемесячно) сверяем эти показатели с нашими сценариями и корректируем планы.
Какие ключевые факторы необходимо учитывать при разработке сценариев развития компании, чтобы минимизировать риски и максимально использовать появляющиеся возможности?
В онлайн-образовании наиболее серьезные финансовые риски связаны с нестабильностью спроса, высокой себестоимостью контента и зависимостью от маркетинга. Вот ключевые риски и способы их минимизации, которые нужно учитывать при сценарном планировании:
Высокий CAC (Customer Acquisition Cost – стоимость привлечения клиента – прим. ред.) и неокупаемый маркетинг. Минимизировать риски можно через контроль за юнит-экономикой и тестирование новых каналов и гипотез малыми бюджетами.
Переинвестирование в контент, большие расходы на съёмку, платформу и преподавателей до подтверждения спроса. Риск можно минимизировать, запуская MVP-курсы (мини-форматы, вебинары), использовать lean-подход – сначала проверить идею, потом масштабировать.
Кассовые разрывы. Для их избежания нужно планировать cash flow с запасом на 3-6 месяцев вперёд, а также управлять рабочим капиталом и контролировать ежедневный баланс.
Зависимость от одного канала продаж. Падение эффективности рекламы или блокировка аккаунта ведет к резкому спаду продаж. Нужно диверсифицировать каналы (таргет, SEO, email, партнёры), развивать органический трафик и бренд.
Макрофакторы, такие как размер ключевой ставки ЦБ РФ и валютный курс. При разработке сценариев мы стараемся исходить из консервативных ожиданий в отношении этих факторов и рассматривать их изменение в лучшую сторону для бизнеса как «оптимистичный» сценарий.
Задать свои вопросы Виталию и узнать больше об опыте Skillbox вы сможете на Семнадцатом форуме финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025, который состоится 20-21 ноября 2025 года.
Мария Харитонова






