- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
- Закупки и логистика
КОНФЕРЕНЦИИ
-
30 января 2026 года
Москва -
19 февраля 2026 года
Москва -
20 февраля 2026 года
Москва -
27 февраля 2026 года
Москва -
12 марта 2026 года
Москва -
13 марта 2026 года
Москва
Татьяна Пчелинцева, «Эйч Энерджи»: «Если есть возможность что-то улучшить, нельзя этим пренебрегать»
15.10.2025
Татьяна Пчелинцева, руководитель казначейства и корпоративного контроллинга, «Эйч Энерджи», и спикер Двадцать четвертого международного форума корпоративных казначеев, поделилась с CFO Russia опытом максимальной цифровизации блока казначейства и рассказала, как создать и поддерживать систему постоянных улучшений.
Учитывая вашу двойную роль руководителя казначейства и корпоративного контроллинга, как вы формулируете стратегическое видение цифровизации для обоих блоков?
Одной из задач по цифровизации корпоративного казначейства и контроллинга для нас является интеграция цифровых технологий, объединение данных из различных систем (ERP, банковских систем, low-code платформ, систем для финансового планирования и бюджетирования, BI и др.) в единую систему для получения оперативной и достоверной информации и принятия своевременных управленческих решений. Важна сквозная автоматизация процессов от прогноза до финансовой отчетности, в том числе управленческой.
Мы понимаем, что в текущих условиях один из важнейших ресурсов – это время, затрачиваемое на те или иные операции, поэтому стремимся автоматизировать наши внутренние процессы, в том числе для снижения человеческого фактора, уменьшения количества ошибок, при этом сохраняя контроль.
Стараемся изучать и внедрять новые технологии, которые в том числе помогают оптимизировать наши процессы, например, искусственный интеллект для построения финансовых моделей, сценариев развития, прогнозов и бюджетов.
Очень важно иметь видение, к чему мы хотим прийти и какой мы видим единую цифровую систему, при этом заручившись поддержкой руководства и своей команды.
Реализация данной стратегии цифровизации корпоративного казначейства и контроллинга позволяет получить доступ к актуальным и полным данным, улучшить контроль за денежными потоками, бюджетами, повысить прозрачность и управляемость. Повысить эффективность взаимодействия между подразделениями внутри компании, создать единое пространство для казначейства, финансовых служб, а также для синхронизации и ускорения обмена информацией. Непрерывное цифровое наблюдение и анализ данных позволяет выявлять и реагировать на финансовые риски и нарушения.
С каких шагов вы рекомендуете начинать этот путь, чтобы обеспечить максимальную отдачу для всей компании?
Для запуска процесса необходимо выявить процессы, которые непосредственно влияют на деятельность компании в целом и на результат. Один из главных приоритетов казначеев сегодня – это точное планирование и прогнозирование денежных потоков для избегания кассовых разрывов, поэтому руководство и команда, скорее всего, поддержат автоматизацию планирования движения денежных средств по статьям и периодам.
Управление заявками на оплату с использованием платежного календаря поможет обеспечить дисциплину исполнения финансовых обязательств и минимизировать ошибки.
Мониторинг в режиме реального времени остатков на счетах, автоматические оповещения о дефиците денежных средств и излишках на счетах повышают точность данных и позволяют оперативно принимать решения.
Сбор и автоматическое формирование отчетов сокращают время на их подготовку и повышают точность для принятия управленческих решений.
Данные процессы возможно автоматизировать в достаточно кроткие сроки и получить результат, который вдохновит вас, вашу команду и руководство на новые проекты.
В процессе создания цифровой инфраструктуры казначейства какие технологии и подходы к управлению данными вы считаете наиболее критичными для достижения максимальной автоматизации, точности и проактивности?
Для достижения максимальной автоматизации и точности в корпоративном казначействе и контроллинге критичны следующие технологии и подходы к управлению данными.
Во-первых, интегрированные API, которые позволяют обеспечить мгновенную и бесшовную интеграцию между банками, ERP-системами, аналитическими и BI-системами. В последнее время все чаще говорят и обсуждают в казначейском и банковском сообществе Open API, которые позволят получать информацию из различных банковских систем в режиме единого окна и реального времени.
Во-вторых, роботизированная автоматизация процессов используется в крупных компаниях для повторяющихся и рутинных операций, снижения ошибок и высвобождения ресурсов для аналитики. Наибольший эффект они дают в Единых расчетных центрах, Операционных центрах обслуживания за счета эффекта масштаба.
В-третьих, искусственный интеллект и машинное обучение применяются для прогнозирования денежных потоков, выявления закономерностей и аномалий, управления рисками на основании больших данных, а также исторических данных за предшествующие периоды как минимум 3-5 лет. При этом необходимо отметить, что они должны быть структурированы, часто подготовка таких данных занимает продолжительное время.
С какими неочевидными вызовами вы столкнулись при интеграции систем и изменении операционных процессов, и как вы выстраивали адаптацию команды к этим изменениям?
Наша компания до сих пор находится на этапе перестройки своих информационных систем после отделения от международной группы Hitachi Energy, перехода с SAP на 1С:ERP Управление Холдингом, подключения прямой интеграции ERP с банк-клиентами, настройки low-code систем, в том числе для планирования и бюджетирования. Поэтому нам предстоит еще проделать большой путь по интеграции данных систем. Но, благодаря продолжительному опыту работы в группе компаний, возможности поработать в современных системах, которые отвечают требованиям времени, у нас есть видение, к чему мы хотим прийти.
Мы проделали большой путь по подбору российских аналогов, которые могут нам обеспечить подобный функционал и поддерживать нас продолжительное время. Мы осознаем, что на каком-то этапе это будет набор разрозненных систем, которые необходимо будет соединить между собой. При этом необходимо изменить часть своих процессов, которые сложились за многие годы и подтвердили свою эффективность.
Наша команда имеет хороший опыт адаптации к различным изменениям, мы не раз проходили процессы слияния, отделения бизнеса, выделения бизнес-направлений и внедрения системы бизнес-партнерства, когда внутри корпоративной функции происходит деление по направлениям. Мы уверены, что текущие изменения пойдут нам только на пользу, позволят, опираясь на большой опыт, выработать новые решения, подходящие нашему текущему состоянию.
Какие механизмы вы используете для постоянной оценки эффективности цифровых решений в казначействе и контроллинге?
Для этого мы планируем внедрить централизованные платформы мониторинга, способные агрегировать данные из различных источников (ERP-систем, банковских систем и др.), чтобы гарантировать их прозрачность в режиме реального времени. На данный момент мы выбираем между доработкой 1С ERP: УХ и внедрением мультибанковских платформ.
На очереди также внедрение платформ для планирования и бюджетирования с возможностью проведения план-факторного анализа, построения графиков и дашбордов с возможностями self-service.
Внимательно следим за всеми обзорами и новинками на рынке, успешным опытом внедрений других компаний, в том числе крупных, которые следуют тенденциям развития технологий и часто создают вместе с вендорами новые решения.
При принятии решения об автоматизации того или иного процесса для нас важны следующие индикаторы: сокращение времени на обработку транзакций, формирование отчета, точность прогноза денежных потоков (отклонение фактических показателей от прогнозных), количество выявленных ошибок благодаря автоматизации, общий уровень удовлетворенности сотрудников сервисами.
Мы поддерживаем в компании культуру постоянных улучшений. Еще в 2018 году большая часть сотрудников финансов прошла обучение по программе Lean in Finance, и теперь это часть нашего культурного кода: «Если есть возможность что-то улучшить, нельзя этим пренебрегать».
Задать свои вопросы Татьяне и узнать больше об опыте «Эйч Энерджи» вы сможете на Двадцать четвертом международном форуме корпоративных казначеев, который состоится 23-24 октября 2025 года.
Мария Харитонова






