- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
- Закупки и логистика
КОНФЕРЕНЦИИ
-
5 декабря 2025 года
Москва -
10 декабря 2025 года
Москва -
11 декабря 2025 года
Москва -
Дата уточняется
Москва -
19 февраля 2026 года
Москва -
20 февраля 2026 года
Москва
Рамиль Васиков, «Татнефть»: «Мы сталкиваемся с необходимостью готовить наших детей к новой реальности»
24.07.2025
В этой статье я расскажу, прежде всего, про традиционное высшее образование (которое подразумевает обучение в вузе и получение диплома), его сильные стороны и недостатки, а также сравню его с другими моделями обучения.
Что важнее в современном мире для успешной карьеры: диплом или реальный опыт? Для чего нужно высшее образование? Какие знания и навыки необходимы в цифровую эпоху? Отвечу на эти и другие вопросы и перечислю актуальные вызовы, с которыми сейчас сталкиваются студенты, порассуждаю, что нужно изменить в системе образования и как.
Диплом vs Компетенции в эпоху перемен
В современном мире, где темпы изменений непрерывно ускоряются, вопрос выбора образовательной и карьерной траектории для наших детей становится стратегически важным. Для родителей-руководителей, привыкших мыслить системно, это вызов, требующий переосмысления традиционных подходов. Рассмотрим две ключевые модели развития компетенций и образования.
Модель 1: Традиционный корпоративный путь
Этот подход актуален для тех, кто строит карьеру в крупных корпорациях, таких как ПАО «Татнефть» и аналогичные гиганты. Здесь ценность формального образования и документального подтверждения квалификации остается чрезвычайно высокой. Дипломы о высшем образовании, сертификаты о прохождении курсов, зачеты и академические достижения являются обязательным условием для трудоустройства, карьерного роста и зачастую даже для участия в отборочных этапах.
В такой среде прохождение всех ступеней традиционного академического пути – это не только подтверждение знаний, но и демонстрация системности мышления, дисциплины и способности к долгосрочному планированию, что крайне важно для стабильных иерархических структур. Для построения карьеры в этих сферах, особенно в технических специальностях, отсутствие диплома о высшем образовании может стать серьезным барьером, даже при наличии выдающихся способностей и реализованных проектов.
Модель 2: Предпринимательский и проектный подход
Второй путь ориентирован на бизнес, фриланс, инновационные проекты и динамичные рынки. Здесь акценты смещаются от формальных документов к подтвержденным компетенциям, экспертности и доказанной эффективности. В этой модели сертификаты и дипломы уступают место портфолио, репутации, публичной активности (в проектах или блогосфере) и, что самое главное, способности решать практические задачи и создавать ценность.
Пример моей 21-летней дочери, успешно развивающейся в сфере SMM (Social Media Marketing: цифровой маркетинг, ведение блогов, создание контента, медиапроизводство в социальных сетях), наглядно демонстрирует эту динамику. Она занимается разработкой стратегии продвижения, созданием и публикацией контента, анализом результатов и взаимодействием с аудиторией. Цель её работы – увеличить узнаваемость бренда, привлечь новых клиентов и повысить лояльность аудитории, используя различные платформы социальных сетей. Ее клиентская база быстро растет, опережая даже текущие возможности дочери, что побуждает задуматься: насколько традиционное высшее образование является необходимым условием для материального благополучия и успешной карьеры, если этого можно достичь иным путем?
Цели высшего образования vs Реальность
Обычно мы связываем высшее образование с расширением кругозора и получением статуса. Однако, если быть прагматичными, конечная цель большинства выпускников – это получение престижной, высокооплачиваемой работы, построение карьеры и обеспечение материального благополучия. Если человек способен достичь этого, занимаясь любимым делом и не следуя традиционному академическому пути (с вузами, экзаменами, зачётами и дипломами), то степень необходимости формального образования ставится под сомнение.
Вопрос не в том, «хорошее» или «плохое» высшее образование, а в том, подходит ли оно для конкретной цели и человека. Часто второе или третье высшее образование, а также курсы повышения квалификации (например, CCA или MBA) приобретаются ради «корочки», подтверждающей статус. Однако это не всегда гарантирует реальное повышение экспертности или умение эффективно применять полученные знания на практике. Наличие множества сертификатов не равно способности реализовать знания в практических кейсах и проектах. В частности, при приеме на работу молодого специалиста важно учитывать не только академические достижения, но и психологический портрет человека, его склонности, интересы, окружение и воспитание, которые напрямую влияют на успешность применения знаний.
Фундаментальные знания и навыки vs Цифровая эпоха
В условиях стремительной технологической трансформации традиционные представления о ценности знаний претерпевают кардинальные изменения. Способность к быстрому произведению сложных математических операций в уме или умение хорошо запоминать факты, некогда считавшиеся признаком эрудиции, сегодня утрачивают свою исключительность. Современные цифровые инструменты позволяют любому пользователю получить ответы и провести вычисления за доли секунды, делая роль «ходячей энциклопедии» неактуальной. Ключевым навыком становится не обладание всей информацией, а умение быстро находить, структурировать и эффективно использовать нужные данные.
Особую актуальность приобретают компетенции в области взаимодействия с системами искусственного интеллекта. Специалист, способный грамотно формулировать запросы к ИИ (так называемый промпт-инженер), становится архитектором цифрового контента и аналитиком.
Недавний мой опыт это наглядно иллюстрирует: для выездного мероприятия был сформирован подробный отчет объемом более 20 страниц, включающий маркетинговые исследования и анализ перспектив развития, всего за 15-20 минут с помощью ИИ. Заказ аналогичного проекта в консалтинговом агентстве занял бы не менее недели и потребовал бы значительных финансовых вложений. При работе с ИИ достаточно лишь правильно поставленной, корректно сформулированной задачи и понимания возможных погрешностей, учитывая, что саморазвивающийся ИИ может проявлять элементы «творчества».
Аналогично за считаные минуты мы, для примера, сгенерировали подробный маркетинговый отчет по рынку предоставления оздоровительных услуг в Самарской области. Так, грамотное применение ИИ для создания предварительных аналитических материалов или рабочих черновиков дает такие преимущества, как скорость и экономическая эффективность.
В свете этих изменений образование должно смещать акценты. Важна не столько узкая специализация или глубокое погружение в нюансы отдельных дисциплин, сколько системное понимание ситуации в целом, навык поиска и получения необходимой информации, а также критическая оценка её валидности и достоверности. Умение верифицировать данные, отличать корректно сформированные сведения от потенциально ложных – это новая фундаментальная основа компетенций.
Технологический прогресс, с одной стороны, открывает беспрецедентные возможности, но с другой – вызывает обоснованные опасения относительно будущего человеческого труда. Искусственный интеллект уже способен выполнять широкий спектр задач, ранее требовавших значительных человеческих усилий, ставя под вопрос актуальность многих традиционных направлений деятельности.
Как родители мы сталкиваемся с необходимостью готовить наших детей к этой новой реальности. Целесообразность глубокого, до мельчайших нюансов, погружения в фундаментальные науки, такие как химия, физика или математика, становится предметом серьезных дискуссий. Сегодня критически важным является не столько знание алгоритмов наизусть, сколько умение стратегически применять инструменты, управлять автоматизированными процессами, формулировать задачи для ИИ и использовать его возможности для многовариантного моделирования и решения комплексных проблем. Именно эти навыки – гибкость мышления, критический анализ и эффективное использование цифровых ресурсов – станут по-настоящему актуальными и фундаментальными для успеха в мире будущего.
Нынешнее образование vs Вызовы XXI века
Современный мир требует от бизнеса невиданной гибкости и скорости адаптации. Однако традиционные модели высшего образования, призванные готовить будущих специалистов, демонстрируют заметное отставание от этой динамики. Это ставит под вопрос не только конкурентоспособность наших компаний в будущем, но и готовность наших детей к реалиям завтрашнего дня.
Проблема №1: Низкая скорость обучения и нерелевантность знаний
Сегодняшнее четырёх-шестилетнее обучение в вузе кажется анахронизмом. В эпоху, когда динамика рынка труда и экономические тренды меняются буквально за месяцы, инвестиции в столь длительный теоретический цикл – от четырех до шести лет – становятся непозволительной роскошью. Рынок требует немедленной применимости знаний и способности к обучению «в моменте». Максимум, что необходимо на старте – это подготовленный за год специалист, который освоил ключевую терминологию и базовые принципы в своей области, а затем продолжает наращивать компетенции непосредственно на рабочем месте.
Участие в профессиональных проектах, где мы делимся опытом со студентами, к сожалению, подтверждает эту проблему. Нередко приходится констатировать, что преподаваемый материал неактуален, а время, затраченное на его изучение, могло бы быть использовано гораздо продуктивнее. За исключением фундаментальных теоретических основ, таких как принципы экономики или базовые научные законы, знания видоизменяются быстрее, чем успевают быть интегрированы в учебные программы. Подходы, обеспечивавшие эффективность 10-15 лет назад, сегодня попросту не работают.
Проблема №2: Подавление инновационного потенциала молодежи
Особое беспокойство вызывает «лишение крыльев» молодежи в рамках традиционного образования. Статистика и многочисленные исследования (профессора Тимоти Солтхауса, Г. Лемана, Дж. Россмана и других) подтверждают: возраст 19-23 года – это пик прорывного, необузданного мышления. Именно в этот период молодые люди фонтанируют идеями, которые могут казаться поначалу нереалистичными, но впоследствии трансформируются в успешные стартапы и даже компании-единороги.
К сожалению, действующая система обучения, ориентированная на зубрежку, скрупулезную подготовку к экзаменам и соответствие чужому мнению (вместо развития критического мышления и генерации собственных идей), фактически подавляет эту креативную энергию. Студентов часто «ломают», заставляя подчиняться шаблонам и заучивать устаревший материал ради хорошей оценки.
А ведь в зрелом возрасте, к 45-50 годам, накопленный опыт и «фильтры» сознания зачастую делают генерацию по-настоящему прорывных идей практически невозможной. Мышление становится более шаблонизированным, что препятствует выходу за рамки привычного.
Проблема №3: Парадокс работодателя
Работодатели часто демонстрируют парадокс: декларируя потребность в творческих, инициативных и гибких кадрах, они невольно формируют запрос на исполнительность и соответствие заданным стандартам. Мы ищем послушных, образованных специалистов, говорящих с нами на одном языке, то есть фактически стремимся «подстроить» их под свои нужды. То есть так же убиваем творческое начало, как преподаватели в вузах. Но затем расстраиваемся, когда выпускники не проявляют ожидаемой креативности.
Такой подход, по сути, нивелирует тот самый креативный потенциал, который мы так стремимся найти. Отсутствие места для творчества особенно заметно на выпускных курсах бакалавриата, где студенты вместо практического применения знаний продолжают погружаться в теорию, которая зачастую уже потеряла актуальность. Ситуация со специалитетом выглядит несколько лучше, поскольку многие студенты пятых-шестых курсов уже активно совмещают учебу с работой, что позволяет им сразу «дошлифовывать» знания, применимые на практике.
Традиционное образование в вузе vs Изучение одной узконаправленной сферы деятельности
Выбор образовательного пути для наших детей – стратегически важное решение. Часто возникает вопрос: что ценнее – глубокая специализация в одной узкой сфере или более широкое университетское образование, даже если сам вуз имеет профильную направленность (например, строительный или медицинский)?
Университетский диплом закрепляет за выпускником определенную профессиональную идентичность: инженер, экономист, врач. При этом врач, например, специализируется на педиатрии или хирургии. Однако именно традиционное высшее образование, даже в профильном вузе, дает нечто гораздо большее, чем просто набор узкоспециализированных навыков. Оно формирует:
1. Системное мышление и фундаментальные знания. Университетская программа, даже по узкому профилю, включает широкий блок общенаучных, гуманитарных и смежных дисциплин. Это развивает критическое мышление, аналитические способности и умение видеть взаимосвязи, а не просто выполнять инструкции. Выпускник получает не просто знания, а умение их находить, структурировать, осваивать и применять в различных контекстах.
2. Профессиональную идентичность и гибкость. В отличие от самообучения одной конкретной задаче, университетский диплом дает признанную профессиональную квалификацию, которая служит надежной основой для дальнейшей деятельности. Но при этом заложенный фундамент позволяет человеку адаптироваться и перепрофилироваться в смежные или даже новые области, если того потребует рынок.
3. Навыки адаптации и многофункциональность. В быстро меняющемся мире способность к адаптации становится ключевым фактором выживания и успеха. Представьте себе средневекового ремесленника, в совершенстве владеющего лишь одним навыком – подковкой лошадей. Он был лучшим в своей деревне. Но что произойдет, если потребность в лошадях исчезнет или появится другой, более эффективный способ подковки? Его «ниша» мгновенно исчерпает себя, и его уникальные навыки станут бесполезными.
В противовес этому человек, обладающий широким спектром компетенций и способный к переключению между различными видами деятельности – «и швец, и жнец, и на дуде игрец» – значительно более устойчив к внешним вызовам. Если одна сфера утрачивает актуальность, он может переключиться на другую, где его базовые знания и адаптивные навыки окажутся востребованными.
Урок цифровой трансформации
Эта концепция особенно актуальна в свете стремительного развития искусственного интеллекта и автоматизации. Рутинные, строго регламентированные задачи, какими бы сложными они ни казались ранее, становятся первыми кандидатами на автоматизацию. Классический пример для меня – это ситуация с бывшим главным бухгалтером предприятия, который, потеряв свою должность из-за внедрения ИИ, оказался вынужден работать таксистом. Его глубокие, но узкоспециализированные знания оказались невостребованными в новой реальности, а навыки адаптации и переквалификации отсутствовали или были недостаточно развиты. Любой ИИ требует настройки и развития, и бухгалтер не смог «перепродать» себя в этой новой роли.
Вывод очевиден: инвестиции в образование, предоставляющее широкую фундаментальную базу знаний и активно развивающее адаптивные навыки, являются наиболее стратегически верным решением для будущего наших детей. Цель – подготовить не просто узкого специалиста, а универсального профессионала, способного к постоянному обучению, переосмыслению своей роли и успешной навигации в условиях непрерывной трансформации рынка труда.
Предпринимательское мышление vs Корпоративная карьера
Лично я как родитель ориентирую своих детей на развитие предпринимательского мышления и независимую деятельность, выходящую за рамки крупной корпоративной структуры. Это обусловлено стремлением к независимости и избеганию ловушек субъективности, присущих крупным компаниям. В корпоративном мире карьерный рост часто зависит не только от профессионализма, но и от личных предпочтений руководства, что может сдерживать развитие даже выдающихся специалистов. Ты можешь быть суперпрофессионалом, но не сойтись характером с руководителем, и это может затормозить твое развитие.
В то же время в предпринимательстве успех напрямую связан с монетизацией собственных навыков, компетенций и связей и выступает результатом твоих усилий и способности создать ценность. Ты сам выбираешь, с кем сотрудничать, и итог полностью зависит от твоей эффективности.
При этом важно понимать, что путь предпринимателя не универсален и требует определенных психофизических качеств: амбициозности, готовности к риску, высокой самоорганизации. Многим комфортнее стабильность и четкий график корпоративной работы, и это их осознанный выбор. Различия в системах вознаграждения – от фиксированной зарплаты до неограниченного потенциала – отражают эту фундаментальную разницу в подходах к карьере. Образование должно помочь человеку осознать свои предрасположенности и выбрать наиболее подходящий путь, снабдив его необходимыми навыками.
Изменения в системе традиционного высшего образования vs Недостаток инструментов для этого
Вопрос «Нужно ли что-то менять в современном образовании?» сегодня актуален как никогда. Ответ на него очевиден: безусловно, да. Однако за этим утверждением скрывается сложный поиск инструментов и подходов, которые позволят адаптировать образовательную модель к реалиям современного мира и вызовам будущего.
Фокус на эффективность и практическую применимость
Одним из ключевых направлений реформы я вижу кардинальное сокращение сроков обучения. За исключением медицины и ряда других областей, где требуются выверенные, строгие критерии оценки профессиональной пригодности и безусловная компетентность, значительная часть специальностей – от экономики и финансов до юриспруденции – может быть освоена за срок до одного года.
Цель такого подхода – максимально быстрая и эффективная адаптация выпускника к реальным потребностям рынка труда.
Ориентация на рынок труда будущего
Второй фундаментальный аспект реформы – ориентация на рынок труда будущего, а не настоящего. Сегодняшние исследования четко указывают на перспективность таких направлений, как биотехнологии, искусственный интеллект, автоматизация и кибербезопасность.
Эти передовые технологии должны быть интегрированы в учебные программы всех специальностей, включая традиционные, такие как экономика, финансы и юриспруденция. Важно обучать специалистов не только текущим методикам, но и тому, как они будут взаимодействовать с развивающимися ИИ-системами и автоматизированными процессами уже завтра. Сегодняшняя система, к сожалению, зачастую готовит специалистов для сегодняшнего, а то и для вчерашнего дня, что делает их уязвимыми перед стремительными изменениями рынка.
Преобразования критически важны для того, чтобы высшее образование не только оставалось актуальным, но и формировало новое поколение лидеров и создателей, способных эффективно работать в динамичном мире и строить свое будущее осознанно, будь то в корпоративной среде или на собственном предпринимательском пути. Инвестируя в такую систему образования, мы вкладываемся в будущее наших детей и процветание наших компаний.
Рамиль Васиков, руководитель Центра корпоративных финансов Центра обслуживания бизнеса, «Татнефть»






