• Сегодня 13 декабря 2025
  • USD ЦБ 79.73 руб
  • EUR ЦБ 93.56 руб
Десятая конференция «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом»
Сорок шестая конференция «Общие центры обслуживания – Саммит руководителей»
Седьмая конференция «Актуальные вопросы применения машиночитаемой доверенности»
Книги в подарок на Новый год
Шестнадцатая конференция «Управление закупками: от автоматизации к цифровой трансформации»
https://t.me/cfo_russiaru

Первый опыт работы: Зачем подростку стажировка и как ее организовать

10.07.2025

Первый опыт работы: Зачем подростку стажировка и как ее организовать

Мы редко думаем про профилирование рабочих мест для школьников. Кажется, что это «слишком рано». А зря.

В подкасте издательства «Архипелаг» Кира Лапина, генеральный директор «Северсталь – ЦЕС», и Светлана Смольнякова, директор конференционной компании «Просперити» и издательства «Архипелаг», обсудили стажировки школьников – и оказалось, что опыт работы до университета может стать важнейшим фактором в выборе профессии, формировании ответственности и даже освоении новых форматов обучения.

Причем, по мнению Киры, стоит соглашаться на любые работы, ведь не каждая компания имеет возможность взять на работу школьника.

Совет родителям: одобряйте те работы, которыми больше всего интересуется ваш ребенок. Но имейте в виду: может получиться так, что попробовав себя в любимой деятельности, он поймет, что не сможет этим заниматься. Не всегда представления подростка о профессии совпадают с реальностью.

Что дают подростку стажировки?

  • Ответственность – настоящие дедлайны, задачи, команды.
  • Проба профессии – до того, как потратил 5 лет на «не то».
  • Навыки общения, работы по инструкции, самоорганизации.
  • Осознание, что работа ≠ экзамен. Возможность развиваться в нескольких направлениях – это и есть начало портфельной карьеры.
Очень многие современные подростки работают параллельно с учебой в школе, приобретая ценный опыт. Школьники пробуют себя в:
  • закупке рекламы,
  • маркетинге (трафик-менеджер),
  • SMM,
  • администраторстве,
  • поддержке разных каналов и блогов.
Научиться современным профессиям можно достаточно быстро.

Также нынешние школьники, которые еще не определились с направлением обучения, могут попробовать себя в предпринимательстве. Составить свой бизнес-план, смоделировать компанию и действовать как взрослый, самостоятельный владелец бизнеса. Преимущество молодежи в этом деле – отсутствие шаблонного мышления.

Где подростки работают в «Северсталь – ЦЕС»?

В тех же ролях, что и младшие специалисты:

  • документооборот,
  • поддержка закупок,
  • кредиторская задолженность,
  • простые задачи на английском, если язык позволяет.
Задачи адаптированы, инструкция составлена, сопровождение есть. Да, это усилие. Но оно окупается – и для компании, и для самого подростка.

Что могут делать компании уже сейчас?

Чек-лист: как быть готовыми к приёму школьников на практику

  • Отдельный пул задач, не требующих профсуждения
  • Простой формат инструкций: без терминов, с «зачем это нужно»
  • Наставник или сопровождающий – на 1-2 часа в день
  • Простая система обратной связи
  • Поддержка от HR в части оформления и графика
  • Гибкий вход – хотя бы на 1-2 недели летом
  • Возможность возвращаться: один раз прошёл – можешь прийти снова, но на следующий уровень
Не помешает ли работа учебе?

Навык планировать свое время в современном мире важнее самого высокого балла на ЕГЭ.

Необходимо показывать детям, что возможности шире, чем просто одна работа и все. Сейчас можно параллельно и работать в корпорации, и вести предпринимательские проекты, и участвовать в различных конкурсах, викторинах, соревнованиях.

А где тут искусственный интеллект?

ИИ поменяет и уже меняет всё. Он отнимает типичные «первые ступеньки», но и даёт новые:

  • Стажёр сможет учиться у бота до старта
  • Новичок освоит инструмент быстрее, без затрат компании
  • Даже школьник сможет закрыть задачу, если умеет работать с ИИ

ИИ снижает стоимость входа – но требует новых подходов к обучению. И компании, которые помогут подростку в этом разобраться, выиграют в будущем.