• Сегодня 5 декабря 2025
  • USD ЦБ 76.97 руб
  • EUR ЦБ 89.90 руб
Десятая конференция «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом»
Сорок шестая конференция «Общие центры обслуживания – Саммит руководителей»
Шестая конференция «Актуальные вопросы ВЭД»
Книги в подарок на Новый год
Шестнадцатая конференция «Управление закупками: от автоматизации к цифровой трансформации»
https://t.me/cfo_russiaru

Татьяна Пчелинцева, «Эйч Энерджи»: «Обеспечьте параллельную работу старых и новых процессов в переходный период»

17.06.2025

Татьяна Пчелинцева, «Эйч Энерджи»: «Обеспечьте параллельную работу старых и новых процессов в переходный период»

Татьяна Пчелинцева, руководитель казначейства и корпоративного контроллинга, «Эйч Энерджи», и спикер Двадцать третьей конференции «Централизация и автоматизация корпоративного казначейства», поделилась с CFO Russia опытом централизации корпоративного казначейства.

Когда в компании приняли решение о необходимости централизации корпоративного казначейства? Что стало причиной данного решения?

Трансформация казначейства в Hitachi Energy началась в момент выделения из ABB и формирования новой глобальной структуры. Одна из задач – построение полностью самостоятельной и масштабируемой казначейской функции, способной управлять денежными потоками и рисками более чем 200 компаний группы. Была сформирована глобальная команда с центральным офисом в Цюрихе и семью региональными кластерами.

Было сформировано центральное подразделение In-house bank (IHB), которое позволило аккумулировать денежные средства всех дочерних компаний и подразделений, управлять ими с целью оптимизации использования капитала. Была запущена внутригрупповая схема расчетов и неттинг, централизованная обработка платежей и поступлений (Payment и Collection factory), оптимизирована система внутрифирменного кредитования.

Также были сформированы Операционные центры (GBS) и Центры экспертиз (CoE). Операционные центры запускались для европейских стран в Польше и Эстонии, Центр экспертизы для нашего региона для казначейства в Германии.

GBS выступает централизованным сервисным подразделением, отвечающим за транзакционные и операционные задачи в финансах, такие как обработка платежей, управление денежными средствами, сверки и отчетность. Основная задача – стандартизировать процессы в различных странах и бизнес-единицах, сокращая дублирование и достигая эффекта масштаба.

Физические и виртуальные Центры экспертизы (CoE) создавались с целью аккумулирования и распространения лучших практик, для обеспечения управления и стратегического надзора в таких областях, как управление казначейскими рисками, планирование ликвидности, комплаенс и оптимизация процессов.

Какие преимущества получила компания после централизации функции?  Есть ли минусы?

Результатами внедрения GBS и CoE стали существенное повышение качества и прозрачности сервисов, быстрое масштабирование лучших практик по всей организации, оптимизация затрат и повышение операционной эффективности, внедрение новых технологий (ИИ, RPA, BI-аналитика), способствуя инновациям и быстрой адаптации к изменениям рынка, а также формирование мультикультурной и многоязычной команды, способной обслуживать глобальный бизнес.

Но внедрение Операционных центров и Центров экспертиз также является вызовом для компании. Во-первых, сложность координации – для эффективного взаимодействия необходимы сильные коммуникации. Во-вторых, переход к централизованным сервисам может вызвать сопротивление локальных команд. В-третьих, создание GBS и CoE требует значительных инвестиций на первоначальном этапе. В-четвертых, чрезмерная стандартизация и многоуровневое управление могут замедлить принятие решений.

Поделитесь советом с коллегами: как минимизировать ошибки при централизации казначейства?

На мой взгляд, невозможно полностью избежать ошибок при создании централизованного казначейства, но можно минимизировать. Поэтапное внедрение может помочь более плавному переходу, а также активная поддержка локальных команд на первоначальном этапе. В период внедрения важно обеспечить активное вовлечение сотрудников на всех уровнях, проводить обучающие и просветительские мероприятия для снижения сопротивления изменениям.

Необходимо обеспечить параллельную работу старых и новых процессов в переходный период для снижения операционных рисков.

Регулярный аудит процессов и сервисов, а также анализ ошибок и инцидентов помогут предотвратить их в будущем. И, несомненно, важно отслеживать и использовать лучшие практики и опыт других компаний для постоянного совершенствования.  

Задать свои вопросы Татьяне и узнать больше об опыте «Эйч Энерджи» вы сможете на Двадцать третьей конференции «Централизация и автоматизация корпоративного казначейства», которая состоится 19-20 июня 2025 года.

Елизавета Гета