• Сегодня 16 октября 2024
  • USD ЦБ 97.01 руб
  • EUR ЦБ 105.68 руб
Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2024»
Тринадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2024
Онлайн-конференция Детский сад моей мечты. Секреты успешной адаптации
https://t.me/cfo_russiaru

Николай Беспалов, RNC Pharma: «Розница продолжит развиваться благодаря платёжеспособному спросу со стороны потребителей»

02.10.2024

Николай Беспалов, RNC Pharma: «Розница продолжит развиваться благодаря платёжеспособному спросу со стороны потребителей»

Николай Беспалов, директор по развитию RNC Pharma и спикер Тринадцатого форума финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2024, рассказал CFO Russia о перспективах отечественного фармацевтического рынка в этом году.

Как трансформируется отечественный фармацевтический рынок в этом году?

Прежде всего надо отметить, что российский фармрынок в целом преодолел кризисные тенденции последних двух лет и вернулся к активному развитию. В текущем году в рознице значимо повышается как физический объём спроса, так и объём затрат со стороны потребителей. Динамика формируется в основном за счёт двух факторов: во-первых, стремительного роста доходов населения, во-вторых, достаточно высоких показателей инфляции. Сам ритейл вступил при этом в довольно сложный период, с одной стороны рынок демонстрирует двузначную динамику, с другой – отрасль достигла потолка в отношении возможностей масштабирования с помощью процесса органического открытия аптек. Если не считать сети «Апрель», которой в силу своего формата пока удаётся развиваться органически, остальные представители отрасли вернулись к процессам консолидации – количество сделок на рынке в 2024 году резко выросло.

Надо сказать, что, начиная с весны 2022 года, участникам рынка пришлось решить массу проблем, связанных как с санкционным давлением, так и его последствиями. Примеров ухода компаний с рынка было очень немного, но значительной части иностранных фармпроизводителей приходилось решать вопросы формата присутствия на российском рынке, причём делать это так, чтобы и собственные интересы не пострадали, и постановление своего «политбюро» было выполнено. Задача эта довольно нетривиальная и потребовала большой фантазии, и совсем без потерь тут обойтись было невозможно. Чаще всего это выражалось в смене формата присутствия на российском рынке и необходимости чистки продуктовых портфелей.

Отечественные игроки этой ситуацией не преминули воспользоваться, активно наращивая присутствие в тех сегментах рынка, где ещё недавно была настолько сложная конкурентная обстановка, что они даже не рассматривали их в качестве приоритетов, в итоге по ряду направлений удалось серьёзно подвинуть своих иностранных коллег, даже там, где они сами уходить не собирались. Но это скорее было характерно для ритейла, в госсекторе ситуация несколько иная.

Госсектор в текущем году вступил в фазу стагнации, общий объём финансирования в рамках существующего объёма госгарантий достиг максимальных значений в предыдущие несколько лет. Сейчас стартовали процессы замещения импорта, также имеют место тенденции прямой экономии бюджетных средств. Количественно и качественно развивается разве что сегмент дорогостоящих препаратов для лечения орфанных заболеваний, это несколько корректирует общую динамику, но, увы, не задаёт общий тренд развития сектора, и, если в ближайшие годы не будут приняты принципиальные решения по лекарственному обеспечению в рамках новых нозологий, прогноз тут будет скорее негативным.

Столкнулась ли ваша компания с проблемами в связи с санкциями? Как удается их решать?

Мы – российская компания с российскими собственниками. Фактически мы предоставляем нашим партнёрам набор сервисов и IT-решений для повседневной работы. Какие-то прямые санкционные ограничения нас в этой связи не касаются, хотя после 2022 года некоторые аспекты нашей работы, конечно же, поменялись. В частности, после включения ряда российских банков в санкционные списки наши партнёры из числа представительств иностранных фармкомпаний не смогли через них проводить платежи. Нам пришлось экстренно открывать счета в альтернативных банках, причём в силу разных причин это пришлось сделать несколько раз.

Кроме того, некоторые наши клиенты в принципе приостановили работу в России, для фармацевтического рынка это было мало актуально, а вот, скажем, на ветеринарном рынке, на котором мы также предоставляем аналитические решения, таких примеров было довольно много. В т.ч. с рынка ушли безусловные лидеры, которые являлись не только довольно крупными плательщиками, но и в ряде случаев выступали основой целых терапевтических классов. Впрочем, природа пустоты не терпит, и их место сейчас стремительно заполняют как отечественные компании, так и представители ряда зарубежных стран, которые в том числе нуждаются в наших компетенциях и сервисах. Так что после определённого проседания направления в 2022-2023 годах сейчас мы вышли на докризисные показатели, и прогноз здесь вполне позитивный.

К тому же нас это подтолкнуло к развитию тех направлений, которые ни мы, ни другие аналитические компании либо не анализировали совсем, либо делали это с очень большими ограничениями. В частности, начиная с 2023 года, мы представляем нашим партнёрам целый ряд решений на рынках медицинских изделий, в частности: глюкометров и тест-полосок к ним, тонометров, медицинских термометров и др. продукции. Здесь, кстати, проходят очень интересные процессы, связанные со стремительным развитием онлайн-формата, который отнимает потребителей у офлайн и прежде всего у аптек. Помимо этого, мы запустили несколько проектов для анализа рынков продукции, которая в рознице реализуется преимущественно вне аптечного сегмента. Этот пласт продуктов хоть и имеет непосредственное отношение к отрасли красоты и здоровья, но в силу технологических причин практически никем и никогда в полном объёме не анализировался. Здесь речь идёт, например, об инъекционных косметологических средствах, таких как филлеры и биоревитализанты, а также препараты ботулотоксинов. Вся эта продукция дистрибутируется в основном через специализированные клиники.

Что ожидает фарму в России в 2025 году?

В целом на будущий год прогноз позитивный, розница продолжит активно развиваться благодаря платёжеспособному спросу со стороны потребителей. Кроме того, мы ожидаем стабилизации или по крайней мере начала этой тенденции в отношении показателей инфляции. Усилится давление на офлайн со стороны представителей e-com, они очень активно развивают направления «красота и здоровье», делая ставку на парафармацевтический ассортимент. В этом смысле потери офлайна будут расти в том числе по причине того, что данный ассортимент составляет значимую долю в структуре маржинальности. Сам по себе этот фактор является одной из причин активизации консолидационных процессов, так что процессы поглощения действующих активов будут продолжены, а вот органическое открытие новых аптек замедлится.

Госсектор продолжит стагнировать, впрочем, участники рынка ожидают принятия решений о финансировании новых нозологий. В частности, давно назрела проблема выделения федерального бюджета на лечение пациентов с гепатитом С, а также активное расширение Национального календаря профилактических прививок за счёт таких направлений, как: ротавирусная инфекция, менингококк, ветряная оспа, ВПЧ и др.

Задать свои вопросы Николаю и узнать больше об опыте RNC Pharma вы сможете на Тринадцатом форуме финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2024, который состоится 14-15 ноября 2024 года.

Елизавета Гета


Комментарии

Защита от автоматических сообщений