- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
17-18 октября 2024 года
Москва -
с 1 июля по 17 октября 2024 года
Москва -
24-25 октября 2024 года
Москва -
12-13 ноября 2024 года
Москва -
14-15 ноября 2024 года
Москва -
19 ноября 2024 года
Онлайн
Андрей Константинов, «СБЕР ЕАПТЕКА»: «Только 12% аптечных сетей продают товары через мобильное приложение»
25.09.2024
Андрей Константинов, руководитель департамента маркетинговых коммуникаций и бренд-менеджмента «СБЕР ЕАПТЕКИ», рассказал CFO Russia о преимуществах и недостатках использования сайтов и интеграции с маркетплейсами для развития электронной торговли.
Расскажите вкратце о своей компании. Являясь сами интернет-сервисом для продажи лекарств и товаров для здоровья, интегрируетесь ли вы с другими сервисами?
«СБЕР ЕАПТЕКА» – одновременно интернет-аптека, сайт и маркетплейс – площадка для продажи различных товаров, в том числе за пределами классического аптечного ассортимента. Иными словами, мы – витрина для производителей и поставщиков. Тем не менее, сами являясь отчасти нишевым маркетплейсом для фарм-производителей, мы также работаем с мультикатегорийными маркетплейсами, где представлены ограниченным ассортиментом собственных БАДов.
Какие преимущества и недостатки каждого из каналов для развития электронной торговли вы могли бы выделить?
Ключевой недостаток маркетплейса для фармы – факт, что маркетплейс не является лицензированным аптечным предприятием и, соответственно, не может продавать любые препараты. Мы, в свою очередь, как интернет-аптека, реализуем лекарственные товары при полном соблюдении стандартов на всех этапах розничной торговли дистанционным способом, осуществляем доставку, хранение, прием и отпуск препаратов в соответствии со всеми требованиями законодательства. То есть мы обеспечиваем максимальную безопасность для клиентов. Универсальные маркетплейсы этого гарантировать не могут.
Тем не менее, маркетплейсы обладают безусловным преимуществом с точки зрения трафика. Поэтому мы наблюдаем там большой рост продаж в категории БАДов, например.
Как фармацевтической компании определиться, какие каналы e-commerce для нее будут более перспективны?
Я думаю, что должен быть некий симбиоз. Ответ сильно зависит от того, что это за фармкомпания. Если говорить про производителей в чистом виде, то им, безусловно, необходимо иметь свой сайт, который будет некой витриной. Но это будет полезно скорее для имиджа. Для эффективного роста продаж производителю необходимо интегрироваться с крупными интернет-аптеками и маркетплейсами.
Если мы говорим про компанию, имея в виду какую-то аптечную сеть, то перспективы будут сильно зависеть от их модели закупки товара и логики бизнеса в целом. Сейчас почти любая крупная офлайн-аптека имеет свой интернет-сайт. Так, по данным проведенного недавно исследования «СБЕР ЕАПТЕКИ», Rambler&Co и «СберМаркетинга» по цифровизации аптечных сетей, в котором приняли участие более 150 представителей аптечных сетей и свыше 150 тысяч потребителей, на сегодняшний день только у 71% аптек есть свои онлайн-витрины, и только 59% используют их как канал продаж. И мы сейчас не говорим про необходимость своего мобильного приложения. По данным нашего исследования, только 12% аптечных сетей продают товары через мобильное приложение, что катастрофически мало.
Таким образом, сайт, приложение и возможность доставки товара в пункт самовывоза – это на сегодня минимальный набор, недостаточный для развития электронной коммерции фарм-игрока. Если аптеки хотят быть полноценным e-commerce и развивать продажи, им необходимо предоставлять клиентам дополнительные возможности, цифровые и другие виды сервисов и т.д.
Многие аптечные сети сегодня смотрят в сторону интеграции с маркетплейсами. При этом, по данным нашего исследования, только 3% сетей имеют интеграцию с маркетплейсами в данный момент, в основном это крупный бизнес. Тенденция прослеживается также в направлении представителей малого и среднего бизнеса в категории аптечных сетей.
Однако, по моему мнению, этот канал подходит далеко не всем, по-настоящему он эффективен только для продукции БАДов и при условии широкого ассортимента данного типа товара от представляющей его аптечной сети, а также активного использования производителем рекламного инвентаря маркетплейса. Это требует в том числе дополнительных финансовых вложений, что соответственно создает дополнительную нагрузку на предприятия малого и среднего бизнеса. Кроме того, сейчас на входе маркетплейсы часто предоставляют относительно невысокую комиссию для фармы. И это либо нагрузка к розничной цене для потребителя, что может быть в конечно итоге не выгодно клиенту, либо нагрузка на собственную маржинальность, что становится, в свою очередь, неинтересным уже бизнесу.
Таким образом, невозможно однозначно ответить, какой канал для развития электронной торговли в фарм-отрасли более перспективен. Это сильно зависит от внутренних экономических аспектов внутри каждой компании.
Елизавета Гета
Наши конференции:
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Корпоративное бюджетирование»
- Конкурс и премия «Лучший ЭДО в России и СНГ 2025»
- Двадцать третий форум «Внутренний и внешний электронный документооборот»
Комментарии