Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Дмитрий Шведов, АО «ОХК «Уралхим»: «За 2021 год мы запустили 5 продуктовых команд и создали более 100 аналитических приложений»

Дмитрий Шведов, АО «ОХК «Уралхим»: «За 2021 год мы запустили 5 продуктовых команд и создали более 100 аналитических приложений» 10.08.2022

Дмитрий Шведов, заместитель руководителя департамента цифровизации АО «ОХК «Уралхим» и спикер Тринадцатой конференции «Повышение эффективности корпоративных бизнес-процессов», рассказал CFO Russia про особенности и ценности платформы данных, эффект от ее использования, а также дальнейшие шаги на пути к переходу в класс Data-Driven компаний.

С чего началось внедрение платформы данных «Уралхим»? Как возникла эта идея?

«Уралхим» — большая производственная структура, где специалисты из множества бизнес-подразделений постоянно заняты расчетами и анализом информации. Каждый день им поступают просьбы предоставить текущие сведения по произведенной продукции, маржинальности, расходам, подготовить финансовые сводки по проектам, ключевым финансовым показателям и пр. 

В 2020 году количество запросов на аналитические сервисы внутри компании возросло. Появились бизнес-требования по быстрому получению анализа для принятия управленческих решений. Чтобы снизить процент участия человека в обработке данных, сократить время на коммуникации, требуемое для процесса «вопрос — обработка — ответ», а также предоставлять по запросу необходимую информацию в нужное время, приняли решение создать платформу данных и глубокой аналитики. 

Какие преимущества даёт вам эта платформа? 

Создание единой платформы снижает стоимость владения данными за счет их повторного использования сотрудниками разных бизнес-направлений. С помощью компонентов платформы решается задача учета данных, обеспечения их сохранности и защиты от несанкционированного доступа. Кроме этого, решаются задачи управления качеством данных, включающие улучшение их сопоставимости на базе НСИ и предоставления корпоративной (интегрируемой) информации за счет мастер-данных. Процессы интеграции между информационными системами обеспечиваются качественными корпоративными данными. Чтобы проводить аналитику, мы формируем витрины данных для сотрудников компании, которым предоставляются качественные наборы для создания и обучения цифровых моделей. 

В декабре 2021 года мы ввели платформу данных в промышленную эксплуатацию. За время реализации проекта в корпоративное хранилище загрузили огромное количество информации. Это позволяет на основе достоверных данных создавать не только BI-аналитику, но и прогнозные модели по ключевым показателям компании, которые реагируют на любое внутреннее или внешнее изменение. Это дает объективную и независимую оценку данных.

Платформа строится на основе взаимодействия облачных сервисов и локальной инфраструктуры. Локальные компоненты отвечают за сбор данных из внутренних информационных систем компании, обеспечивают хранение наиболее чувствительных данных и участвуют в интеграционных процессах компании. Облачные же компоненты позволяют оперативно регулировать потребление вычислительных мощностей и использовать сервисы для сложных расчетов больших объемов информации, а также для разработки и обучения цифровых моделей. Кроме того, в облачных сервисах SberCloud оптимально размещать «холодное» хранилище и исторические данные компании. 

Обучаете ли вы сотрудников работе с данными?

Да, в мае 2022 года мы запустили внутреннюю Школу аналитики данных, которую посещают более 500 сотрудников компании. На лекциях мы рассказываем про подходы и инструменты работы с данными. Курс состоит из трёх блоков: теоретическая часть, демонстрация инструментов работы с данными, работа над собственными проектами в группах, используя знания и self-сервисы платформы данных (ETL, BI, RPA). После успешного обучения в школе и защиты собственных проектов сотрудники получают дипломы «гражданского аналитика» (Сitizen data scientists — это бизнес-эксперт внутри своего подразделения без специального образования, но который умеет создавать и генерировать модели продвинутой аналитики и прогнозирования – прим.ред.). «Продвинутым» бизнес-аналитикам платформа предоставляет средства обучения прогнозных моделей на основе накопленных наборов данных в корпоративном хранилище. Например, динамика по показателям бизнес-функций компании.

Как вы оцениваете эффективность от использования платформы?

Внедрение системы управления качеством данных позволило бизнес-экспертам выявить некорректные данные, которые ранее поступали через интеграционную шину информационных систем, что отрицательно сказывалось на доверии к данным. Теперь бизнес-подразделения полностью доверяют данным из платформы и используют ее как независимого «эксперта». В разы сократилось время подготовки аналитических записок руководству, бизнес-экспертам теперь требуется меньше времени на получение необходимой информации из платформы. Сейчас показатели рассчитываются автоматически и через сервисы принятия решений доступны бизнес-пользователям. Например, доля внешнего электронного документооборота с контрагентами по каждому сотруднику, участвующему в процессе, сравнение ключевых показателей между фактом, бизнес-планом и оперативным планом.

Планируете ли дальнейшие шаги по развитию сервисов платформы?

Внедрение платформы данных и глубокой аналитики — важный шаг, приближающий «Уралхим» к переходу в класс Data-Driven компаний. За 2021 год мы совместно с бизнес-функциями запустили 5 продуктовых команд (функциональные группы), создали более 100 аналитических приложений, включающих свыше 450 показателей эффективности бизнес-подразделений. 

В 2022 году мы продолжаем развивать аналитические показатели и вовлекать еще больше коллег в их создание, в том числе и через обучение во внутренней Школе аналитики данных. Сосредоточимся на автоматизированной проверке качества данных в корпоративном хранилище данных, а также на разработке прогнозных моделей по нашим ключевым показателям. Пропилотируем подход получения бизнес-пользователями наборов данных из интегрированного слоя данных через маркет-данные. Запустим чат-бот, через который также можно будет получать ответ на вопросы по показателям компании. Все это должно еще больше увеличить скорость получения аналитики по показателям. Что касается организационной составляющей, сейчас мы создаем Центр компетенций по развитию сервисов поддержки принятия решений, в задачи которого входит управление портфелем текущих дата-сервисов в бизнес-функциях и определение вектора их развития.

Задать свои вопросы Дмитрию и узнать больше об опыте АО «ОХК «Уралхим» вы сможете на Тринадцатой конференции «Повышение эффективности корпоративных бизнес-процессов», которая состоится 19 августа 2022 года.


Комментарии
Скрыть комментарии
Текст сообщения:
Защита от автоматических сообщений
Отправить