- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
24-25 октября 2024 года
Москва -
12-13 ноября 2024 года
Москва -
14-15 ноября 2024 года
Москва -
19 ноября 2024 года
Онлайн -
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль
Владимир Донченко: «При внедрении ОЦО возрастают налоговые риски»
11.03.2013
Владимир Донченко, налоговый менеджер EFES Rus, рассказал CFO-Russia об управлении налоговыми рисками при внедрении ОЦО.
Каковы налоговые риски при внедрении ОЦО?
Внедрение ОЦО означает централизацию бухгалтерских функций, которые ранее располагались в различных регионах, юридических лицах и даже в различных юрисдикциях. Основная идея ОЦО – централизовать эти функции в одном месте. На практике это подразумевает ликвидацию функций на местах и перемещение их в какое-то выделенное место, обособленное от прежних мест дислокации.
Исходя из этого возможны следующие практические риски:
- риск потери людей, которые изначально выполняли бухгалтерские функции на местах;
- риск потери опыта, истории операций и логики бизнеса, которые имели место в регионах.
Проблема с точки зрения налогообложения заключается в том, что налоговые органы проверяют не будущие операции и процессы, а те, что происходили 2-3 года назад. И возникает вопрос, сможет ли персонал вновь создаваемого ОЦО успешно защитить перед лицом налоговых органов операции, которые имели место несколько лет назад в регионах, где эти люди не работали?
Мое личное мнение – для защиты бизнеса перед налоговыми органами важен человеческий фактор. То есть бухгалтерский и финансовый персонал, который знает историю операций и сам бизнес. В последнее время налоговики очень интересуются деталями бизнеса крупных налогоплательщиков и задают весьма умные конкретные вопросы – то есть достаточно глубоко изучает технологию и применяемые методики учета.
На мой взгляд, живая связь бухгалтерии с жизнью компании во многом теряется при внедрении ОЦО. Те люди, которые будут работать в ОЦО через 3 года, не будут знать, как формировалась отчетность за предыдущие периоды на местах.
Риск заключается в том, что компания на пустом месте может потерять деньги только из-за того, что новые люди не будут в состоянии вменяемо объяснить налоговой, что происходило раньше, и не смогут подобрать документальную базу для своих объяснений.
Что бы вы рекомендовали в таком случае? Имеет ли смысл оставлять бухгалтеров на местах?
К внедрению ОЦО надо подходить осторожно, неторопливо, не делать это одномоментно. Надо планировать процесс таким образом, чтобы внедрение единого центра не происходило быстрее, чем, например, за 3 года. За это время желательно передать опыт бухгалтерских функций и налоговых обязательств, которые исторически сложились на местах.
Возможный вариант – иметь географически распределенный ОЦО. То есть, не убивать бухгалтерскую функцию на местах, сохранить историю, людей и связь людей с бизнес-процессом.
Есть примеры внедрения ОЦО в России, когда первоначально ставилась задача быстрого внедрения. Впоследствии было решено не форсировать процесс – производить внедрение постепенно, перераспределять отдельные функции, а некоторые оставлять на местах. В результате пришли к «распределенному» ОЦО, то есть от идеи полной ликвидации бухгалтерской функции на местах фактически отказались.
А какой вариант наиболее выгодный?
Зачастую при внедрении ОЦО декларируется достижение существенной экономии и повышение эффективности бизнес-процессов. При этом налоговые издержки, которые возникнут через 3-5 лет, не принимаются в расчет. На мой взгляд, при планировании и внедрении ОЦО необходимо уделять серьезное внимание минимизации возможных налоговых рисков в будущем.
Посетите конференции «Общие центры обслуживания: организация и развитие», которая пройдет в Ярославле 13-15 ноября 2013 года, и конференцию «Корпоративное налоговое планирование: трансфертное ценообразование», которая состоится в Москве 28-29 ноября
Нина Данилина
Наши конференции:
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Корпоративное бюджетирование»
- Конкурс и премия «Лучший ЭДО в России и СНГ 2025»
- Двадцать третий форум «Внутренний и внешний электронный документооборот»
Комментарии