• Сегодня 29 марта 2024
  • USD ЦБ 92.26 руб
  • EUR ЦБ 99.71 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
https://t.me/cfo_russiaru

Преждевременный откат

22.03.2011

Тон на лизинговом рынке во многом будут задавать крупные компании при государственных банках. Прежде всего это касается процентных ставок по большим контрактам, но и в рознице можно говорить об усилении конкуренции с их стороны.

В сегменте крупных сделок доминирование госкомпаний, в принципе, оправданно, так как масштабные проекты требуют длинных и сравнительно дешевых ресурсов. «Компании при госбанках имеют доступ к дешевому финансированию, работают с крупными лизингополучателями, являющимися государственными компаниями или аффилированными лицами. Соответственно, большая доля рынка лизинга приходится на них», – соглашается генеральный директор «ВТБ-Лизинга» Андрей Коноплев.

Излишняя спешка

Но со стороны структур при госбанках ощущается конкуренция и в ритейле. Этот сегмент традиционно был закреплен за коммерческими компаниями, а в ситуации, когда банки все еще избирательно подходят к финансированию лизингодателей и не готовы выдавать им длинные кредиты, розница – тот сегмент, где коммерческие организации могут реализовать свой потенциал.

«Конкуренция в рознице всегда была достаточно высокой, и выход сюда крупных лизинговых компаний при государственных банках только усилил ее. При этом рыночные структуры имеют очевидные преимущества – они более независимы в принятии решений, не ориентируются на конкретные отрасли», – поясняет директор представительства компании «Дельта-Лизинг» в Санкт-Петербурге Дмитрий Ефремов. Серьезный настрой на розницу, в частности, у «ВЭБ-Лизинга», что заметно и по тому, как активно он выстраивает сеть продаж. О намерении расширять розничный бизнес заявлял также «Сбербанк-Лизинг».

Это приводит к тому, что ставки падают и в ритейле. Кроме того, на рынок начинает возвращаться скоринг, так как лизингодатели стремятся привлечь клиентов более быстрыми и простыми схемами финансирования. В кризис, столкнувшись со всеми последствиями экспресс-оценки, они вынуждены были пересмотреть требования к клиентам и условия финансовой аренды. Сроки договоров сократились до трех лет, аванс вырос с 10 до 30-35%, удорожание доходило до 18-20%. Компании отказались от работы с предприятиями, срок работы которых менее года, стали требовать расширенный перечень документов для оценки бизнеса. Сейчас ослабление консерватизма и адаптация кризисного риск-менеджмента – естественный процесс для восстанавливающегося рынка.

«В 2010-м большинство компаний возродили различные скоринговые системы оценки рисков, в этом году можно прогнозировать дальнейшую их адаптацию», – полагает начальник отдела организации продаж «Интерлизинга» Вячеслав Спиров. Процент удорожания по сделкам почти вернулся на докризисный уровень и колеблется в диапазоне 6-10%, аванс сократился до 20-30%, сроки договоров выросли до четырех-пяти лет.

Однако ситуация в экономике еще не настолько стабильна, чтобы применять докризисный подход в полной мере. «Жесткая конкуренция привела к тому, что ставки приблизились к докризисным, а в некоторых случаях упали ниже. Я бы сказал, что это преждевременный шаг, потому что уровень ставок напрямую влияет не только на маржу лизинговой компании, но и на ее подход к рискам, – размышляет коммерческий директор ГК „Балтийский лизинг“ Владимир Наймарк. – Соответственно, компании не имеют возможности закладывать свои риски в стоимость финансовой аренды и вынуждены либо сосредоточиться исключительно на высококачественных клиентах, либо неоправданно рисковать, подвергая опасности финансовую устойчивость предприятий».

Прежние экспресс-схемы в основном используются фирмами, которые снизили активность в период кризиса, а сегодня пытаются вернуться на рынок за счет агрессивной политики. Серьезные игроки, проводя либерализацию подходов к риск-менеджменту, все же сохраняют определенную осторожность – предъявляют весьма жесткие требования к финансовому состоянию клиента. Необходимое условие для заключения сделки – предоставление полной финансовой отчетности, учредительных документов, справок от налоговой инспекции и банков, действующих договоров по основной деятельности. Возвращение к безавансовым сделкам, отсутствию требований к допобеспечению в случае низкой ликвидности предмета лизинга серьезные игроки рынка себе вряд ли позволят.

«В прошлом году лизингодатели особое внимание уделили вопросам риск-менеджмента, и в первую очередь это коснулось оценки деятельности лизингополучателей. В нашей компании к такому подходу относятся как к комплексной системе. Помимо контроля новых видов риска и одобрения сделок на этапе экспертизы, постоянно проводится мониторинг всех клиентов, большое внимание уделяется имущественным рискам, которые рассматриваются как весомый аргумент при принятии решения, – рассказывает Андрей Коноплев. – Комплексное отношение к рискам оправданно и данная система оценки с развитием рынка будет совершенствоваться».

Стремясь расширить круг клиентов путем упрощения условий финансирования, но не считая целесообразным идти на повышенные риски, многие компании предлагают довольно лояльные программы в сегменте автотранспорта, опираясь на сотрудничество с дилерами. Конечно, выстраивание отношений с производителями и продавцами авто было важно для лизингодателей всегда, но в сегодняшних условиях значимость этого тандема возрастает.

Как правило, стандартные программы по приобретению легковых и грузовых машин предусматривают размер аванса в 20-30%. В рамках специальных предложений (разработанных на индивидуальных условиях с конкретным дилером) аванс может составлять 5-10%. Одно из преимуществ подобного сотрудничества в том, что дилер косвенно страхует риски компании, гарантируя выкуп имущества в случае дефолта заемщика. Это возможно потому, что у автопродавцов налажены технологии работы на вторичном рынке. У некоторых лизинговых компаний появились даже программы, по которым новую машину можно приобрести, сдав на утилизацию старую. А такие схемы возможны только при плотном сотрудничестве с производителями. И данная тенденция, по мнению лизингодателей, будет усиливаться.

Пора укрупняться

Можно ожидать изменений и в структуре лизингового рынка. В частности, его укрупнения. Процесс пока не столь ярко выражен, как на банковском рынке, но предпосылки имеются. Яркий пример – покупка «Сбербанк-Лизингом» ярославской компании «Лайн Лизинг Груп». Таким образом «дочка» Сбербанка расширяет свое присутствие в регионах, к чему будут стремиться в этом году многие крупные структуры. Еще один приоритет 2011 года в стратегиях лизингодателей – построение розничной сети продаж. «Особенно это касается компаний, портфели которых ранее были сконцентрированы на небольшом количестве крупных договоров, а сейчас они намерены развивать работу со средним и малым бизнесом, – отмечает Владимир Наймарк. – В ритейле не обойтись без широкой региональной сети, и экспансия в регионы будет характерным трендом года. Другой вопрос в том, что для эффективного управления сетью необходимы отработанные технологии, а это довольно трудоемкий процесс».

Не исключено, что региональная экспансия будет реализовываться лизингодателями и путем сделок М&A, как это происходит на банковском рынке. Тем более что растет и число предложений по продажам небольших участников рынка. Это связано с сохраняющимся жестким подходом банков к финансированию лизинговых компаний. В кризис многие кредитные организации были вынуждены изымать имущество лизингодателей и включать его в свои активы, а практика показала, что реализовать его очень непросто. Тот факт, что финансовые трудности испытывали даже крупные игроки рынка лизинга, вынудил банки ужесточить требования, и они по-прежнему довольно осторожны в отношении кредитов лизингодателям. «Поэтому небольшие фирмы могут столкнуться и уже сталкиваются с невозможностью привлечь финансирование по приемлемой цене. Звучат заявления о том, что они готовы либо полностью слиться с более крупными игроками, либо продать им часть портфелей», – резюмирует Наймарк.

И, наконец, менее очевидной, но уже прослеживающейся тенденцией можно назвать снижение интереса к отечественному лизинговому рынку со стороны западных компаний. Ранее многие лизингодатели предполагали, что позиции зарубежных компаний и банков будут усиливаться, но теперь некоторые их российские «дочки» сокращают свое присутствие на рынке.

Отчасти причина в том, что в кризис бизнес столкнулся со сложностями при решении спорных вопросов из-за несовершенства законодательной базы России. Выяснилось, что лизингодатель далеко не всегда может вернуть себе имущество, хоть оно и находится в его собственности. Кроме того, свою роль могла сыграть и вероятность отмены ускоренной амортизации, что существенно снизит интерес клиентов к финансовой аренде. Впрочем, с точки зрения потенциального спроса российский рынок лизинга весьма привлекателен, а реализация его потенциала зависит от экономической ситуации в стране и государственной политики в области законодательства. Так что, возможно, западные компании займут скорее выжидательную позицию, не предпринимая активной экспансии на рынок, но и не покидая его совсем.

Ольга Великанова

Эксперт


Комментарии

Защита от автоматических сообщений