- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
24-25 октября 2024 года
Москва -
12-13 ноября 2024 года
Москва -
14-15 ноября 2024 года
Москва -
19 ноября 2024 года
Онлайн -
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль
Поиск таблетки эффективности
14.10.2010
Аптечные сети массово начинают борьбу за повышение эффективности бизнеса. При этом они пытаются сочетать два трудносовместимых тренда: увеличение количества покупателей и рост рентабельности.
Консорциум из аптечных сетей во главе с A5 объявил о создании альянса фармацевтических ритейлеров United Logistics Group (ULG). Помимо A5 в альянс вошло еще девять сетей: восемь московских и одна региональная — «Здоровье» из Северной Осетии. Игроки полагают: объединив закупки, они смогут рассчитывать на скидку от 3 до 5% за объем от дистрибуторов и на прямые поставки от производителей.
За счет этого участники ULG намерены снизить цены в своих аптеках, чтобы увеличить приток покупателей. Тем самым инициатор альянса надеется развить свой недавний успех: А5 — одна из немногих сетей, сумевших в первом полугодии увеличить рыночную долю (с 0,69 до 0,87%), в то время как сегменты четырех лидеров розничного аптечного рынка — «36,6», «Риглы», «Фармакора», «Имплозии» — сузились.
Впрочем, сокращение доли
Причина активности сетей — в ужесточении конкуренции, вызванной стагнированием рынка. В первом полугодии 2010 года лекарственный сегмент в натуральном выражении вырос на 12%, а в рублевом выражении — лишь на 10%. Да и государство с 1 апреля ограничило пространство для маневра аптечной розницы: введено регулирование цен на жизненно важные лекарства, составляющие в среднем треть продаж аптек.
Жажда масштаба
Идея создания альянса из мелких и средних сетей пришла руководству А5 около года назад, однако
Контрольный пакет новой структуры принадлежит A5. Миноритарными долями владеют сети «Горздрав», «Стильфарма» и московский дистрибутор «Геофарм», который и станет эксклюзивным поставщиком для участников ULG, через него предполагается обеспечивать не менее трети всех закупок. Остальной объем закупок будет осуществляться по результатам аукциона: кто из дистрибуторов предложит лучшую цену, тот и станет поставщиком.
Почему именно А5 выступила инициатором создания альянса для закупок, понятно: это единственная из крупных сетей, не имеющая аффилированного
Сеть А5 объединяет сегодня 390 аптек и является по этому показателю шестым игроком на рынке. Однако простой разветвленности явно недостаточно, чтобы реализовать эффект масштаба: напрямую выходить на производителей или требовать скидок у дистрибуторов. Создание альянса позволяет частично решить эту проблему, ведь URL будет представлять интересы не только торговых точек A5, но и 210 аптек партнеров. Более того, участники альянса рассчитывают, что он станет расширяться и до конца 2011 года вырастет в два с половиной раза, до 1,5 тыс. аптек.
У А5 есть еще один стимул для создания альянса: в конце прошлого года стало известно, что X5 Retail Group получила опцион на 100% сети А5, который может реализовать до середины 2011 года. Наличие головной компании альянса в числе активов А5 может повысить стоимость сети.
Аналитики, однако, отнеслись к появлению ULG настороженно. «Текущего размера альянса вряд ли хватит, чтобы добиться от поставщиков скидок более чем
Дискаунтеры побеждают
Еще одну модель повышения эффективности розницы реализуют две крупных группы — «Протек» и «Фармаимпекс». У обеих структур есть мощный ресурс в виде собственного оптового звена, а в развитии розничного бизнеса делается акцент на формат
«Фармаимпекс» открыл свою первую «Аптеку оптовых цен» в Ижевске в 2002 году. Уже тогда в компании считали, что дискаунтер — самый перспективный формат для развития розницы в регионах (в Москве тогда активно внедрялся противоположный по концепции формат
За восемь лет «Фармаимпекс» расширил свою розницу до девяти регионов, включая Удмуртию, Татарстан, ХМАО, ЯНАО. Большинство из 249 аптек сети работают в формате дискаунтера, и именно этим, скорее всего, объясняется феноменальный рост сети в кризис (по итогам 2009 года ее обороты увеличились на 60%).
В период с середины 2009?го до середины 2010 года сеть увеличилась почти на 30%, открыв 60 аптек. В результате, по оценке центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», ее рыночная доля расширилась с 0,69 до 0,98%.
Весной этого года свой проект
Несмотря на одинаковую стратегию в целом показатели динамики розничного бизнеса у аптечной сети «Ригла» скромнее, чем у «Фармаимпекса»: выручка в первом полугодии 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года увеличилась лишь на 1%, а трафик даже сократился (на 3%). Менеджмент группы связывает такую динамику с ростом на рынке числа аптек, позиционирующихся как дискаунтеры, тогда как у самой сети «Ригла» остается главным розничным активом остаются
Маркетинг на совесть
В свете описанных тенденций наибольшие трудности с оптимизацией бизнеса должен испытывать лидер рынка «36,6». С одной стороны, акционеры сети изначально отказалась от развития собственного оптового дистрибуторского бизнеса. С другой стороны, до кризиса аптеки «З6,6» — пионер формата аптечных супермаркетов в России — развивались преимущественно за счет территориальной экспансии. К этому побуждал как общий рост экономики, так и формат аптек, пользующихся популярностью у населения с растущими доходами. В условиях кризиса такая модель себя не оправдала, и руководство сети принялось закрывать нерентабельные аптеки (в течение 2009 года более 100 точек, а в первом квартале 2010 года — еще 15). Сокращение объема сети привело, в свою очередь, к падению выручки и доли рынка. Так, за первый квартал выручка розничного направления снизилась на 28,7% по сравнению с тем же периодом 2009 года.
Инструменты, используемые сетью для восстановления трафика, пока не дали заметных результатов. Так, с 15 марта по 30 июня «36,6» провела рекламную кампанию с провокационным слоганом «Низкие цены — чистая совесть». Снижение цен коснулось двух сотен наименований лекарственных средств и парафармацевтики. По данным самой сети, прирост числа клиентов в результате этой акции составил от 7 до 12% в зависимости от региона. Тем не менее «Фармэксперт» заявил о снижении доли рынка «36,6» в первом полугодии с 3,29 до 2,26%.
В ближайшем будущем «36,6» рассчитывает компенсировать снижение показателей выручки за счет продажи продукции под собственной торговой маркой (СТМ). Аналитики скептически оценивают инструмент. «Средняя маржа на эти товары СТМ достигает 60%. Однако в прошлом году доля этой категории в обороте компании составила лишь 8,4%, поэтому влияние на общую маржу группы невелико», — констатирует Наталья Колупаева, аналитик ТКБ «Капитал». Однако руководство сети рассчитывает, что сумеет довести долю товаров СТМ в этом году до 14%, а к 2013 — до 35%. Более того, с начала этого года «36,6» стала продвигать товары СТМ в другие розничные сети — в Брянске и Красноярске.
Дмитрий Ланин
Наши конференции:
- Девятнадцатая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Деловой завтрак «Битва за эффективность: диалог на высшем уровне»
- Тринадцатая конференция «Корпоративное налоговое планирование. Актуальные налоговые споры-2018»
- Деловой завтрак «Оптимизация планирования денежных средств и платежного процесса в корпоративном казначействе»
- Вторая конференция «Налоговое планирование в ритейле»
Комментарии