- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
13 декабря 2024 года
Москва -
24 января 2025 года
Москва -
7 февраля 2025 года
Москва -
13 февраля 2025 года
Москва -
14 февраля 2025 года
Москва -
19 февраля 2025 года
Москва
Отчет о Третьей ежегодной конференции «Корпоративное казначейство» (день 1)
02.02.2015
16-17 октября под эгидой портала CFO-Russia.ru и Клуба финансовых директоров была проведена Третья ежегодная конференция «Корпоративное казначейство». На мероприятии выступили более 20 финансовых директоров и специалистов в области экономики из крупнейших компаний, Минфина и Федерального Казначейства России.
Партнерами форума стали компании КРОК, BSS и ЦФТ.
Представляем вашему вниманию отчет о первом дне форума.
1 день
Первым в секции «Казначейство 2015: как ответить на новые вызовы» выступил Станислав Прокофьев, заместитель руководителя Федерального Казначейства России. В его докладе «О состоянии и перспективах управления ликвидностью единого казначейского счета и кассового планирования в Федеральном казначействе».
«Я хотел бы остановится на инструментах, которыми мы располагаем сейчас, и которые будем развивать в дальнейшем, для управления ликвидностью на казначейском счете. Сегодня в нашем арсенале есть 4 основные инструмента. Самый старый и самый доходный из них – это размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах в уполномоченных банках. Кроме этого, с 2014 года мы внедрили новый инструмент – предоставление краткосрочных кредитов бюджетным субъектам Российской Федерации. В дальнейшем мы планируем развивать наше сотрудничество. С этого года мы, казначейство, впервые как самостоятельный субъект, вышли на рынок иностранной валюты через биржу. Сейчас многие валютообменные операции стали проводиться через нее. И, наконец, новый инструмент, который нам предстоит внедрить до конца текущего года, – это операции покупки и продажи ценных бумаг по договорам РЕПО».
Вторым спикером в данной области стала Надежда Кузьмина начальник аналитического отдела, департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, с докладом «Новые правила трансфертного ценообразования и договора поручительства: способы разрешения проблемы».
В своем выступлении Надежда обратила внимание на то, что с этого года в полную силу начали действовать правила трансфертного ценообразования. Кроме этого, она подробно рассказала о новых тенденциях в законодательной базе относительно внешнеторговых сделок.
«Говоря о планируемых изменениях в разделе трансфертного ценообразования, следует отметить, что данный раздел также не стоит на месте. Некоторые изменения у нас уже прошли. Самое первое касалось уведомления. То есть, штрафные санкции не применяются, если вы самостоятельно выявляете ошибку и сообщаете о ней. Дальше идут точечные изменения, которые основываются на нововведениях, касающихся не трансфертного ценообразования, а налогообложения. Одно из них – введение в кодекс понятия «регионально-инвестиционный проект» и «оператор нефтедобычи и разведки новых месторождений».
Это что касается изменений, которые у нас уже произошли, теперь о тех, которые планируются. В начале сентября мы внесли в правительство законопроект, который касается добровольных симметричных корректировок. Что он предполагает? Если один налогоплательщик по сделке скорректировался на плюс, второй – не дожидаясь проверки этой сделки в федеральной налоговой службе, может скорректироваться на минус».
Продолжил тему вызовов 2015 года Максим Горбатов, руководитель дирекции корпоративных систем ЦФТ. Он представил доклад «ЦФТ-Корпорация: автоматизация централизованного казначейства в кратчайшие сроки».
Спикер представил комплекс для автоматизации казначейских функций и управления внешними и внутренними финансовыми потоками холдинговой структуры. А также рассказал о преимуществах, которые он предоставляет.
«Остановлюсь на функциях, которые выполняет наша система:
- управление счетами и платежами (через систему обновляются все платежи всех дочерних компаний. Следовательно, вы видите все деньги всех дочерних компаний);
- управление внутригрупповыми займами (используется аналитическая система для управления займами внутри группы компаний);
- управление финансовыми сделками (система самостоятельно может проводить согласование, утверждение, используя аналитические модули рассчитывать проценты по кредитам, депозитам и т.д.);
- управление ликвидностью (система может перераспределять платежи, выявлять кассовые разрывы и т.д.);
- бюджетное управление (система не только собирает бюджет, но и контролирует его)».
Завершил первую секцию стал доклад «Управление налоговыми рисками трансфертного ценообразования: внутригрупповые займы». С ним выступил Дмитрий Бабенко, менеджер по трансфертному ценообразованию, КЭС.
Спикер описал общий подход к управлению рисками ТЦО в сделках внутригруппового финансирования. Раскрыл источники и методы получения информации, а также рассказал об организации бизнес-процессов. Докладчик акцентировал внимание на методике расчета процентной ставки по внутригрупповым займам, рассказав об оценке кредитоспособности заемщика и определении рыночной процентной ставки.
«Хотелось бы рассказать о той методике, которую мы применяем при расчете процентной ставки при предоставлении внутригрупповых займов. Условно, этот процесс можно разбить на 3 этапа. На первом мы анализируем параметры сделки. Налоговый кодекс содержит определенные требования о тех параметрах, которые необходимо учитывать при их заключении. Это валюта, срок, порядок расчета ставки, наличие обеспечения. А также могут быть приняты иные характеристики: сумма, отрасль, местоположение заемщика, период выдачи средств.
Второй этап – это анализ кредитоспособности или определение кредитного рейтинга заемщика. То есть, необходимо выявить уровень платежеспособности заемщика. Если у него есть присвоенный кредитный рейтинг одним из рейтинговых агентств (S&P, Fitch, Moody’s) – хорошо. Если же нет, то мы высчитываем расчетный кредитный рейтинг исходя из данных финансовой отчетности заемщика.
И, наконец, на третьем этапе мы определяем значения рыночной процентной ставки».
После кофе-паузы открылась вторая секция «Централизация управления денежными средствами современного холдинга».
Первым спикером стал Евгений Завьялов, руководитель направления финансовых и CPM-систем КРОК, с докладом «Централизация казначейства – первый шаг на пути к полнофункциональной системе контроля холдинга». Он представил проект создания системы оперативного управления денежными средствами в ОАО «Зарубежнефть», в том числе его цели, подходы и результаты. Описал следующий запланированный шаг в работе – создание системы оперативного контроллинга на этом предприятии. В конце он вывел и обосновал главный тезис своего доклада «совершенствование бизнес процессов – это поступательное развитие».
«Любые нововведения можно разделить на несколько этапов. Первый – наведение порядка. Обычно на этом стадии мы говорим: «Всё, так больше жить нельзя!». В результате создаются «монстрические» системы, очень удобные для конечных пользователей. Кроме того, мы начинаем все контролировать. То есть, создаем такого монстра, который, в принципе, достигает своей цели. От системы, когда каждая точка работает по своему, мы переходим к единой. Мы наводим порядок.
На втором этапе у нашего монстра появляется интеллект. То есть, от создания единых процессов мы переходим к созданию эффективных процессов. Мы задаем себе вопросы: «А зачем мы это контролируем?», «А каких целей мы хотим достичь?». Появляется бизнес цель. Система меняется, чтобы достичь ее.
Есть и третий этап. Если второй этап называют этапом мудрости, то третий этап мы называем этапом простоты. Мало кто из российских компаний находится на этом этапе, этапе упрощения. Когда вы говорите: «Я создал систему, она достигает своей бизнес-цели, но мне не нравится слишком большие затраты на ее обслуживание. Мне не нравится, что этим занимается 20 человек, я хочу, чтобы этим занималось 10. Мне не нравится, что мы это делаем 10 дней, хочу, чтобы мы справлялись за 5. Система начинает упрощаться. Любые дополнительные процессы контроля исключаются».
О внутреннем кредитном рейтинге (ВКР), как инструменте управления риском потери платежеспособности и финансовой устойчивости группы компаний, рассказала Анастасия Демская, руководитель дирекции управления финансовыми рисками ИНТЕР РАО ЕЭС. В своем выступлении спикер осветила ряд проблем:
- применение ВКР для прогнозирования кредитного рейтинга Группы и оценки вклада каждого ДЗО в рейтинг Группы;
- ВКР как показатель мотивации менеджмента ДЗО;
- применение ВКР в целях соблюдения требований Налогового кодекса РФ к порядку трансфертного ценообразования;
- применение ВКР для ранжирования рисков.
«Для начала остановимся на методологии внутренних кредитных рейтингов для группы. На входе у нас есть фактические данные: отчетность МСФО/РСБУ и отчеты об исполнении бизнес-плана. На их основании мы формируем финансовую модель группы и тренды ее развития. Далее, используя наши рейтинги, оцениваем ее. На выходе получаем наш прогноз. Нужно помнить, что этот процесс не линейный, а цикличный. Например, мы видим, что рейтинг снижается, значит, нужно пересмотреть наши входящие параметры, подтянуть показатели, заложить мероприятия для того, чтобы по группе он поднялся. То есть, рейтинг делает новый круг, и модель формируется заново».
Продолжила тему централизации управления денежными средствами современного холдинга Нелли Мещерякова, директор по корпоративным финансам НЛМК, с докладом «Организация «фабрики платежей»». Спикер рассказала о выборе структуры центра платежей крупной корпорации. Описала этапы реализации проекта. Обратила внимание на поиск оптимизационных решений при централизации платежей компаний с разными ИТ-системами. Представила основные бизнес-процессы, которые необходимо изменить при централизации платежей.
«Благодаря внедрению проекта «Фабрика платежей», мы достигли следующих результатов:
- в два раза сократили затраты на обслуживание функций;
- достигли качественных результатов; сейчас мы можем в нормальном режиме управлять платежами и остатками, планировать ликвидность;
- повысили качество внутренних сервисов и построения «центра экспертизы»».
Последним выступлением второй секции стал доклад Андрея Панова, директора департамента корпоративных решений BSS, на тему «Современные технологии обслуживания корпоративных клиентов РЦК & Cash Management». Докладчик рассказал о системе PЦК (Расчетный Центр Корпорации, - прим. ред.), ее основных возможностях и преимуществах использования. Описал перспективы развития данной системы. Представил альтернативную схему использования РЦК и предоставил дополнительную информацию о ее перспективных продуктах.
«После того, как мы централизовали управление финансами дочерних компаний, перед нами возникает следующая задача – эффективное использование финансовых средств и уменьшение кассовых разрывов. Для решения этих задач есть целая группа продуктов, объединенная названием Cash Management, или Управление ликвидностью. Ее можно разделить на 4 крупных составляющих:
- продукты материального пулинга;
- продукты номинального/виртуального пулинга;
- продукты корпоративного овердрафта (овердрафт с общим лимитом);
- специализированные продукты привлечения (групповые остатки, овернайт, прочие срочные продукты)».
После обеда открылась третья секция – «Управление рисками в казначействе». Первым на ней выступил Александр Леднев, заместитель исполнительного директора по экономике и финансам НПФ Благосостояние. Он представил доклад «Проблемы и особенности централизации работы казначейства с учетом современных тенденций управления ликвидностью». Во время своего выступления спикер рассказал о преимуществах и недостатках централизации казначейских операций в группе компаний. Описал подходы к реализации централизованного казначейства. Поделился опытом внедрения централизованного казначейства в НПФ.
«Что касается технологических решений в области казначейского контроля, их можно получить либо благодаря разработке и внедрению собственной информационной системы, либо купить решения у компаний-интеграторов с возможностью настройки под себя. И здесь важно интегрировать их в уже имеющиеся информационные системы, в том числе электронный документооборот, интернет-банк, бухгалтерскую систему.
Следующее технологическое решение представлено банками. Здесь лидер ВТБ и «Сбербанк» в силу того, что они занимают большую территорию и имеют готовые решения реализации централизованного казначейского контроля. Как вы догадались, это технологическое решение – открытие всех счетов в одном банке. Это не всегда удобно, ведь где-то отделений нужного банка попросту нет. Приходится открывать счета региональной компании в московском банке. Сейчас данное решение модернизировалось. С любым банком вы можете договориться о дополнительном акцепте. Такие схемы уже работают».
С докладом «Как управлять рисками, связанными с портфелем дебиторской задолженности» выступила Наталья Демичева, менеджер управления казначейских и финансовых операций Северстали. В своем выступлении спикер рассмотрела основные принципы системы управления дебиторской задолженностью. Описала индивидуальный подход к клиенту как критерий успешности при согласовании условий оплаты и обеспечения сделки. Рассказала о способах обеспечения сделки. Представила методы обеспечения полноты и своевременности поступления выручки. Рассказала о истребовании проблемной дебиторской задолженности.
«Наши покупатели самые разные. Это и крупнейшие предприятия нефтяного и газового комплекса и малые металотрейдеры. С одними покупателями мы работаем на постоянной основе, с другими отношения носят разовый характер. Кроме этого, условия оплаты будут зависеть от объема закупок, прибыльности сделок, веса покупателя в отрасли и его компетенции. Другими словами, мы производим ранжирование покупателей, присваиваем им статус. Однако этого недостаточно, покупатель может претендовать на высокомаржинальный продукт и крупные объемы закупок, но при этом иметь сомнительную деловую репутацию и быть недобросовестным плательщиком. Поэтому необходима регулярная, комплексная проверка деловой репутации клиента, отсутствия претензий к нему от контролирующих органов, изучение его кредитной истории на нашем предприятии. Следующей ступенькой станет анализ покупателя на предмет его принадлежности к тому или иному сегменту продаж, определение объема его закупок. Затем мы смотрим на его лояльность к нашему предприятию, длительность и постоянность сотрудничества. Исходя из полученного результата мы можем переходить к обсуждению конкретных условий оплаты. У нас они определяются по особой шкале, включающей не только вышеперечисленные данные, но и условия оплаты».
Завершающим выступлением первого дня стал доклад «Мошеннические схемы при перечислении и оприходовании денежных средств» Ольги Лебедевой, руководителя внутреннего аудита Вимм-Билль-Данн. Спикер рассказала о целях, которые должны преследоваться менеджером при организации внутреннего контроля в процессе «Казначейство». На примере своей компании, показала актуальные на данный момент риски. Классифицировала их по важности и описала стратегию их закрытия. Показала механизм защиты от мошенничества.
«ВБД (Вимм-Билль-Данн, - прим. ред.) выделяет такие риски:
- Операционные риски. Они подразумевают под собой эффективность использования ресурсов, авторизация, качество, безопасность продукции.
- Риски финансовой отчетности, то есть существование, полнота, оценка, точность, права и обязательства, раскрытие этих документов.
- Риски соответствия законодательству. К ним относятся нарушение законодательных требований (российское законодательство, технические регламенты, промышленные требования и т.п.).
- Риски мошенничества. Их может быть несколько:
- Искажение отчётности (фальсификация, искажение или манипуляции бухгалтерскими записями и первичной документацией; намеренные злоупотребления политиками и процедурами; намеренное бездействие или искажение действительности);
- Мошенничества третьих сторон (подделка счетов, некорректное подтверждение исполнения);
- Хищение активов, коррупция.
- IT риски подразумевают под собой управление изменениями, программное управление, управление доступами, прикладные контроли, интерфейсы».
Наши конференции:
- Вторая конференция «Управление налоговыми рисками»
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Комментарии