- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
11 декабря 2024 года
Москва -
12 декабря 2024 года
Москва -
13 декабря 2024 года
Москва -
24 января 2025 года
Москва -
7 февраля 2025 года
Москва -
13 февраля 2025 года
Москва
Давид Мелик-Гусейнов: риски фармацевтической отрасли в 2015 году
26.12.2014
Во второй день конференции для финансовых директоров фармацевтического бизнеса «Pharma CFO 2014», организованный порталом CFO-Russia.ru и Клубом финансовых директоров выступил Давид Мелик-Гусейнов — член Координационного Совета Государственной Думы РФ по вопросам инновационного развития медицинской и фармацевтической промышленности. Он представил доклад «Система здравоохранения России: от потребности пациентов к развитию рынков». Давид рассказал о перспективах развития рынка, детально описал векторы развития медицинской помощи населению РФ до 2018 года и дал краткий прогноз фармацевтической отрасли на ближайшие несколько лет.
Поговорим о рисках 2015 года. Первый – возможный перевод части безрецептурных препаратов в рецептурный сегмент. В зоне риска компании, ассортимент которых включает, к примеру, карвалол, валокардин или некоторые обезболивающие препараты, содержащие метронидазол-натрия. Эти препараты, вероятнее всего, будут переведены в рецептурный сегмент, что означает снижение их спроса.
Следующий риск фармацевтического рынка – разрешение продажи некоторых медикаментов в магазинах. С 2015 года часть медикаментов будет продаваться в розничных сетях ритейлеров. Всего 10 молекул, которые государство разрешило реализовывать вне аптек, генерируют около 40% прибыли аптечных организаций. Потеря монополии работы с этой продукцией значительно сократит их доходы. Эта продукция давала им основной процент прибыли, когда же она встанет на полки магазинов, многие аптечные организации будут вынуждены закрыться, потому что эта пропорция давала им возможность покрывать убытки в работе с другой продукцией, в частности с рецептурным ассортиментом, а также отпускать лекарства в рамках льготных программ.
Еще один важный момент – санация фармацевтического рынка. На нем должны остаться самые эффективные и доступные по цене препараты. Россия – лидер по количеству торговых наименований. Сегодня в РФ зарегистрировано 35 000 лекарств. Ни в одной стране мира такого многообразия нет. Там работает фильтр, если этот фильтр срабатывает, препарат не выводят на рынок. У нас регистрируют все, что выпускает индустрия. В результате из этого многообразия регулятору нужно что-то выбирать, чтобы выполнить взятые на себя социальные обязательства, что не всегда удается. Поэтому и будет проведена санация. Сегодня Минздрав разрабатывает правила фильтрации фармацевтического рынка, которые помогут вывести часть препаратов из системы обращения. Будьте готовы к реализации этого сценария в ближайшее время.
Следующий вопрос затрагивает не только фармацевтические компании, но и аптечную розницу. Сегодня для них складывается не самая выгодная ситуация. Аптек слишком много. К примеру, в Москве, выйдя из метро и оглядевшись, можно насчитать до 5 зеленых крестов. Их большое скопление приводит к потере конкурентоспособности, снижению прибыли и увеличению убытков. Минздрав разрабатывает стратегию регулирования аптечного рынка. Во-первых, планируется ввести квоты на количество аптек в населенных пунктах и привязать их к плотности населения. Во-вторых, чтобы аптеки не открывались дверь в дверь определена минимальная дистанция между ними – 500 метров. Минздрав полагает, что таким образом можно равномерно распределить аптечную розницу и добавить обязательств аптечным сетям. Допустим, открывая 10 аптек в городе, сеть будет обязана открыть 1 в сельской местности. Тем самым Минздрав планирует поднять уровень лекарственного снабжения в труднодоступных регионах.
Отдельным пунктом хотелось бы выделить вопрос о ценообразовании. Может быть, вам не понравятся мои слова, но запомните, ценообразование – это сфера манипуляции. Манипуляции в виде диалога, который будет вести с вами регулятор. Чтобы получить желаемое, вам нужно потребовать большего. Возьмем пример из прошлого. В 2009 году были зафиксировали цены на ряд препаратов, и на протяжении 4 лет они были заморожены. Инфляция, рост затрат на коммунальные платежи не заставили регулятор поменять входящие цены на медикаменты. Поэтому, когда начнется новый виток обсуждения цен, вы должны принимать активное участие в этом процессе.
Теперь поговорим о локализации. С уверенностью можно сказать одно, в этой области множество спекуляций. К примеру, мнение «локализованный медикамент – это отечественный препарат», даже если в России это лекарство всего лишь упаковывается. С 2017 года локализованным будет считаться только тот продукт, который прошел полный цикл производства на территории России. Государство понимает, что трансформация производства требует материальных затрат и времени, поэтому предоставляет 2 года для налаживания полного цикла. Однако должен вас предупредить о риске. Вы видите насколько нестабильна сегодня ситуация в стране. Поэтому вполне возможно, что требования, которые должны были начать действовать в 2017 году, станут актуальными уже в следующем году. Я понимаю, что для многих иностранных компаний российский рынок – это небольшая доля бизнеса, всего 1-2% от оборота, поэтому им не выгодно налаживать полный цикл производства на территории России. В таком случае можно найти другие варианты локализации. К примеру, фармацевтическая компания Рош не строит завод в РФ. Она отдает свои молекулы на апробацию российским компаниям. Конечно, подобные формы локализации менее выгодны для иностранных компаний сегодня, но более целесообразны в долгосрочной перспективе.
И последний вопрос – консолидация фармотрасли. Сегодня она не консолидирована. Из-за этого регулятор не слышит наш голос. Нет полноценного, сформированного органа, который бы представлял этичные вопросы, связанные с работой фармацевтических компаний. Конечно же, есть ассоциации, но их деятельность не воспринимается регулятором как действия, направленные на улучшение здоровья населения, скорее на зарабатывание большего количества денег и на продажу как можно большего количества лекарств, произведенных компаниями, входящими в эти ассоциации. Складывается невыгодная ситуация информационного вакуума как у фармотрасли, так и у регулятора. В итоге последний принимает непопулярные решения, например, «третий лишний». Повторюсь, такая ситуация складывается во многом из-за того, что регулятору не с кем обсудить свои реформы».
Основной идеей выступления Давида Мелик-Гусейнова стала необходимость фармацевтической отрасли предпринять решительные шаги в реорганизации своей деятельности и принять активное участие в процессе разработки государственных нормативов, чтобы, несмотря на все риски, расширять свое производство и получать стабильную прибыль.
Давид Мелик-Гусейнов: фармацевтическая отрасль России сегодня
Давид Мелик-Гусейнов: прогнозы фармацевтической отрасли
Наши конференции:
- Вторая конференция «Управление налоговыми рисками»
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Комментарии