- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
- Закупки и логистика
КОНФЕРЕНЦИИ
-
5 декабря 2025 года
Москва -
10 декабря 2025 года
Москва -
11 декабря 2025 года
Москва -
Дата уточняется
Москва -
19 февраля 2026 года
Москва -
20 февраля 2026 года
Москва
Марина Соболева, «Рампорт Аэро»: «Я завела семейный дневник, где каждый может писать все, что захочет»
06.11.2025
Марина Соболева, главный бухгалтер «Рампорт Аэро», поделилась с CFO Russia опытом воспитания мальчиков-близнецов, раскрыла свои секреты поддержания доверительной атмосферы в семье и отметила инструменты воспитания воли у подростков.
Как изменились ваши профессиональные приоритеты с рождением близнецов? Какие вызовы вы испытали, когда совмещали карьерный рост с уходом за маленькими детьми?
Рождение детей на профессиональные приоритеты не повлияло. Наверное, они все-таки зависят от возраста, а я тогда была еще слишком молода и даже не расставляла карьерных приоритетов – просто работала. Оглядываясь назад, конечно, можно сказать, что рождение детей поспособствовало горизонтальному карьерному росту, потому что пришлось сменить компанию на ту, которая поближе к дому и детскому саду.
Когда дети адаптировались к детскому саду, режим был налажен, появилось время подумать и о горизонтальном росте, однако, несмотря на усовершенствование навыков, знаний, предложений на рынке труда в окружении дома и детского сада было не так уж и много.
Тогда было принято решение еще раз сменить компанию с той же должностью, но с учетом перспектив. И там сложился вертикальный карьерный рост.
Вызовы стоят перед каждой работающей мамой, вне зависимости от того, какую должность она занимает. Они касаются и режима, и быта, и досуга, и качественного времяпрепровождения с детьми. Тогда у меня возникали мысли, что на законодательном уровне работающим мамам необходим дополнительный выходной либо один из дней должен быть сокращен для домашних дел.
Всегда у окружающих возникал вопрос: «С двумя детьми 4-5 лет когда работать?». Постоянные больничные!
Здесь я сложностей не испытывала, если дети заболевали, мне нужен 1-2 дня для вызова врача и «помощников» (мамы или свекрови), далее я в «строю», а также я всё делала для профилактики заболеваний: спорт, закалка, чаи, укрепляющие иммунитет, уходила в отпуск, ездила в санаторий. И как показала практика, все сработало.
Удаленная работа тогда была еще не распространена, но и для меня такая работа – как будто двойная нагрузка, так как дома в перерывах делаешь домашние дела и от этого теряешь концентрацию в работе и больше устаешь.
Мне более приемлемо разграничивать и абстрагироваться. Дома занимаюсь бытом и семьей, на работе – только работа. Хотя и этому пришлось учиться.
Были ли моменты, когда приходилось делать выбор – семья или работа? Дополнительных выходных не было, но что стало для вас главным ресурсом в период, когда дети были маленькими?
Выбора между карьерой и семьей никогда не было.
Мой ресурс – и есть семья, мне очень помогали супруг, свекровь и моя мама. Пока я находилась в декрете, они дали мне возможность пройти курсы повышения квалификации. Уже работая, я проходила обучение для получения диплома по международной финансовой отчетности (ДипИФР), занятия были по субботам, с детьми в это время находился супруг. Он же являлся «звеном» рассудительности, осмотрительности и благоразумности, в том числе в формулировании своего независимого взгляда на мои сложности в работе.
Впервые, когда необходимо было определиться, вступать ли на должность повыше на нынешнем месте, уйти на повышение в другую компанию или оставить все так, как есть, во мне разыгрались страхи, которые касались и ответственности на рабочем месте, и материнства.
Помню, чтобы все как следует обсудить и проветриться, мы с супругом поехали кататься на велосипедах. Ввиду того, что муж обладает потрясающим чувством юмора, он все время по дороге шутил.
Страхи по поводу должности он развеял моментально, сказав, что с таким характером, упорством и ответственностью, как у меня, мне все равно, где и на какой должности работать, потому что выполнять свою работу я всегда буду лучше, чем хорошо, и не смогу закрыть глаза на то, что считаю плохо сделанным. Мои ценности и принципы не позволят ни мне самой, ни кому-то склонить меня на что-то, что может подорвать профессионализм или морально-волевые качества, поэтому лучше все это применять, имея хоть небольшие полномочия, чем их не иметь.
Касательно материнства я ни разу не слышала и, надеюсь, не услышу что-то типа: «Ты же мать?!». Наоборот, когда накрывало чувство вины, он всегда был на моей стороне.
В общем, как в известной песне «Главней всего погода в доме…».
Сейчас вашим детям 12 лет – переходный возраст. Какие перемены вы замечаете в их поведении и потребностях, и как вы адаптировали свои подходы в воспитании? Как вы поддерживаете доверительные отношения с подростками? Были ли моменты, когда доверие давалось особенно тяжело? Что помогло его восстановить или укрепить?
Конечно, у них есть уже свое мнение, «взять под мышку» и куда-то пойти или чем-то заняться уже не получается, да и не нужно.

Директивное воспитание заменяется на более мягкое. Складываются доверительные отношения, в том числе благодаря тому, что я прислушиваюсь к их мнениям, учитываю их интересы и уступаю в ситуациях, не приводящих к негативным последствиям.
Было такое, что дети не шли на контакт и даже не высказывали своего мнения, просто молчали. А ведь через коммуникативные навыки как раз и формируется доверие. В таких ситуациях в ход шли разговоры за круглым столом, даже просто за обедом.
Помню, как мы обсуждали, какие черты характера хотели бы поправить друг у друга: все очень сильно хохотали.
Потом я завела семейный дневник, где каждый может писать все, что захочет, читать его можно только членам семьи. Помню, как гуляя зашли в магазин и все вместе выбирали эту тетрадку. Сначала записи появлялись неохотно, я даже всем напоминала, что неплохо бы такое-то событие или чувства описать в дневнике, а сейчас с удовольствием перечитываем и дополняем.
Какие подходы в воспитании именно близнецов вы можете выделить?
Если бы у меня был также опыт воспитания не близнецов или одного ребенка, я бы могла сравнить и выделить определенные подходы к воспитанию близнецов. А так, конечно, для меня особых подходов нет. Сложностей с индивидуализацией каждого ребенка мы не испытывали. Ранее, чтобы мне было легче с точки зрения выбора, я им покупала все одинаковое. Лет в 7 они стали сами выбирать себе и одежду, и предметы быта, и сами захотели отличаться. Несмотря на то, что они монозиготные близнецы, которые растут в одинаковых условиях, они по-разному воспринимают мир и имеют разные потребности.
Мне самой очень интересно, что чувствуют близнецы друг к другу, каково это иметь свою копию.
Периодически я задаю подобные вопросы, крайний раз они мне шутливо ответили: «Все бы ничего, но если на iPhone поставить Face ID, то брат им может с легкостью воспользоваться».
Вы говорите, что одна из ваших целей – воспитание воли. Что для вас значит «воля», и почему это важно именно сейчас, в подростковом возрасте? Какие практики или семейные ритуалы помогают вам развивать у детей настойчивость, ответственность, умение доводить дела до конца?
Волевые качества – это относительно постоянные, независящие от ситуаций, устойчивые постулаты личности: настойчивость, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, организованность, самообладание, дисциплинированность и др.
Подростки недостаточно организованны, легко пасуют перед трудностями, поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным, казалось бы, требованиям и правилам поведения. Это особенности психики в данном возрасте. Поэтому, конечно, сейчас все внимание в воспитании нацелено на волю.
Используем такие инструменты, как личный пример, спорт, домашние обязанности, разбор школьных проблем и бытовых ситуаций, система наказаний и поощрений.
Дети занимались профессионально спортивной гимнастикой, это сложный вид спорта, не все у них получалось. И вот однажды Максим пришел со школы домой и говорит: «Все, я сходил на кружок регби, буду ходить только туда, гимнастика мне не нравится!!!».
Пообщавшись с тренерами по гимнастике и по регби, я поняла, что в гимнастике у него сейчас спад, а, придя на кружок регби, он оказался в лидерах, именно поэтому принял такое легкое решение.
Тогда мы с супругом подключились и не разрешили ему бросать гимнастику так легкомысленно, объяснив, что результаты на первых тренировках в регби – это заслуга тренера по гимнастике и, несомненно, его успехи в этом непростом виде спорта. Отвели сыну период выбора в два месяца, когда он посещает и то, и другое, и только после этого принимает решение. Конечно, регби ему сразу наскучило, а гимнастика дала возможность окунуться в профессиональный спорт со сборами, тренировками и преодолением себя.
Когда они были поменьше, и мы сопровождали их на тренировки, причина непосещения могла быть только одна – болезнь. Причем, если болел один, то другого все равно водили, хотя неоднократно был большой соблазн остаться дома.
И нам, и, думаю, многим родителям порой очень не хочется встать пораньше, идти куда-то в свой выходной, отвиснуть от телефонов, посмотреть что-то познавательное вместо развлекательного, играть в настольные игры или шахматы. Но кто кроме нас будет примером для детей?
Если бы вы могли вернуться назад и дать себе совет – молодой маме, начинающему бухгалтеру, – что бы вы сказали? Что бы вы хотели передать другим родителям, которые совмещают развитие карьеры с воспитанием подростков?
Я и тогда себе говорила, и сейчас говорю: «Не сомневайся!».
Хочу не то чтобы порекомендовать, а просто сказать: «Все проходит, и сложный переходный возраст тоже пройдет, так же как и карьерные перипетии. Нужно не размениваться на мелочи, в детях видеть прекрасный цветущий сад, в карьере – профессиональное удовлетворение!».
Юлия Сильченко






