Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Артем Белов «Союзмолоко»: Обзор российского рынка молочной продукции

Артем Белов «Союзмолоко»: Обзор российского рынка молочной продукции 05.07.2018

На протяжении долгого времени молочное производство России стагнировало. До 2014 года объем импорта составлял 35%. Низкая доходность отрасли и долгие сроки окупаемости не стимулировали появление постоянных инвесторов и наращивание объемов производства. Однако после введения эмбарго санкции исключили с рынка поставщиков из Европейского союза. Девальвация рубля уменьшила объемы импорта, 50% которого приходилось на страны дальнего зарубежья. Кроме того, свои плоды дала серьезная многолетняя поддержка государства. В 2014 году прирост производства товарного молока составлял 2-3%, а в следующие года - 5-6% ежегодно. За 4 года производство сырья выросло на 2 млн тонн, что составило 10% от товарного производства. Сухое молоко и творог были основными позициями в производственном росте. Производство творога увеличилось на 7,6%, сухое молоко показало рост на 3,5%.

Конъюнктура мирового рынка, слабый рубль и санкции обеспечивали доходность отрасли, но сейчас эти факторы себя исчерпывают.

Сегодня развитие рынка молочной продукции определяет спрос. За последние 4 года ситуация сильно изменилась. Анализ показал, что богатые потребляют в 2 раза больше молочной продукции, чем бедные. Так в 10% домохозяйствах с низкими доходами потребление молочной продукции на душу населения составляло от 160 до 170 кг. 10% хозяйств с самыми высокими доходами – 330 кг.

Последние несколько лет потребление устойчиво падало из-за снижения платежеспособности населения. Однако возобновившийся рост доходов создает предпосылки, что потребление молочной продукции стабилизируется и выйдет на позитивную динамику. Так, потребление творога увеличилось на 8,7% по сравнению с 2017 годом.

При этом в первом квартале 2018 года прирост производства готовой продукции составил 4-5%. И тут возникает другая проблема: этот прирост не сопровождается пропорциональным увеличением спроса на продукцию, в результате чего образовался временный профицит на рынке. Кроме того, сохраняется высокий объем поставок более дешевых молочных продуктов из Белоруссии. В результате объем запасов по молочной категории составляет + 28%, а по таким позициям как сухое молоко, сыры, сливочное масло более чем на 50% превосходит цифры прошлого года.

Вместе с Белоруссией мы обеспечиваем 97% потребности в молоке и молочной продукции внутри страны. Но рынок у нас общий, а ответственность раздельная. Каждый поддерживает своих производителей, использует разные механизмы. Мы вводим санкции, при этом белорусские партнеры сохраняют возможность ввозить продукцию из европейского союза и поставлять ее на наш рынок. Для решения проблем с Белоруссией надо выстраивать стратегически понятные партнерские отношения, вести единую аграрную политику. Таможенный союз был создан для этих целей. Поэтому такие вопросы, как согласование механизмов поддержки, квотирование взаимных поставок должны подниматься на уровне Таможенного союза.

Модернизация, инвестиции в современные технологии и генетику обеспечивают конкурентоспособность на внутреннем рынке. В настоящий момент в молочном секторе модернизированы и соответствуют современным стандартам 40-50% производителей, 60-70% переработчиков. Приоритетная задача – открытие новых рынков. Российская Федерация импортирует 25% молочной продукции, поэтому государство никогда не рассматривало молоко как приоритет для экспорта. Однако за прошлый год объем торговли с Китаем вырос на 30% по отдельным молочным категориям. Это огромный рынок, с которым мы имеем стабильные политические взаимоотношения. Развитые логистические возможности и прямая граница на Дальнем Востоке имеют потенциал для развития молочного скотоводства. Но для нас этот рынок для массовых поставок продуктов питания пока закрыт. На развитые рынки трудно попасть. Например, американцы использовали современные технологии, выпускали качественные продукты, но долгое время не могли зайти со своей говядиной на китайский рынок. Жесткая политическая логика и политическая нацеленность необходимы для открытия новых рынков.

На открытые рынки мы успешно поставляем свою продукцию. Молочная категория входит в десятку ключевых позиций, которые экспортирует Российская Федерация. Объем экспорта составляет $500 млн. Расширение экспортных поставок влияет на доходность производства и формирование платежного спроса.

Фальсификат – важный фактор, который влияет на спрос. Доля фальсифицированной молочной продукции на российском рынке составляет 70-80 млрд рублей. Эффективная борьба с фальсификатом позволит оптимизировать спрос. Здесь необходимо использовать все инструменты воздействия: ужесточение штрафов, внесение изменений в регламент, целый ряд механизмов по созданию мер безопасности.

Важную роль играет деятельность государств по регулированию рынка и решение вопросов, связанных с долгосрочностью и прозрачностью государственной поддержки. Меры государственной поддержки направлены на обеспечение инвестиционной привлекательности и на оптимизацию операционной деятельности. Судя по последним данным, такая поддержка привела к росту производства товарного молока.

Государству необходимо больше внимания уделять регуляторным механизмам – техническому регулированию, интеграционным процессам. При этом инвесторам важно, чтобы правила игры сохранялись в течение всего периода реализации проекта. Вопрос касается экономики, политики и собственной безопасности страны.

В России в данный момент на молочном рынке крайне остро стоит проблема падения цены. Крупные компании как российские, так и транснациональные выстраивают долгосрочные отношения с поставщиками сырья, заключают долгосрочные трех-четырехлетние контракты. Цены в них привязаны к определенным индексам, что гарантирует доходность в сырье и переработке. В результате рынок развивается, но остается огромное количество поставщиков, которое не работает по долгосрочным контрактам.

В России большое количество локальных производителей. Уровень консолидации в молочном секторе низкий. Это дает хорошую возможность для дальнейшего развития. Мы смотрим на ведущие мировые рынки – США, Океании, где уровень консолидации высокий и в производстве, и в переработке. В перспективе трех-пяти лет мы увидим серьезные консолидационные проекты в сельском хозяйстве и молочной отрасли и у нас.

В целом сектор имеет хороший потенциал развития, как в части производства, так и в переработке. С точки зрения внутреннего рынка, в течение восьми-десяти лет объем потребления молока в России может вырасти на 25-30%. С точки зрения потенциала экспорта, российский продукт может быть конкурентоспособен на многих рынках. Наша задача открывать и выходить на эти рынки.

Артем Белов, исполнительный директор «Союзмолоко»

Национальный союз производителей молока

Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) – общественная некоммерческая организация, созданная в 2008 году для представления и защиты интересов производителей и переработчиков молока в органах государственной власти, общественных и международных организациях.

Цель Союзмолока – создание и обеспечение экономически выгодных условий для производства и переработки молока, стимулирование повышения качества и эффективности работы молочной отрасли России.

В состав организации входит около 300 компаний, которые производят 70% молока и молочной продукции России, а также технику, технологии и готовые решения для ферм, корма, упаковочные материалы и ветеринарные препараты для отрасли. Среди членов союза такие лидеры отрасли, как производители молока агрохолдинг «Красный Восток», «ЭкоНива», «Вощажниково», «Трио», Olam, агрохолдинг «Кубань», «Зеленая долина», «Дмитрова Гора», «Молсиб», переработчики PepsiCo, Danone, Hochland, «Невские сыры», Тульский молочный комбинат, «Карат», «Умалат», «Валио», «Эфко». Многие крупнейшие региональные отраслевые объединения также входят в состав союза: Ивановская Агроассоциация, Молочный союз Башкортостана, Кубаньмолоко, Калининградский и Татарский молочные союзы. В Союзмолоко входят и крупные производители ветеринарных препаратов – «Берингер Ингельхайм» и ВИК, а также оборудования – DeLaval, Lely и другие.

Национальный союз производителей молока имеет соглашения о сотрудничестве с Министерством сельского хозяйства, Федеральной антимонопольной службой (ФАС), Роспотребнадзором, Россельхознадзором, Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ), Масложировым союзом, Ассоциацией по козоводству, ОАО «Росагролизинг», Белорусской универсальной товарной биржей, Правительством Республики Башкортостан, Чувашии и другими регионами России.



Комментарии