• Сегодня 8 декабря 2025
  • USD ЦБ 76.09 руб
  • EUR ЦБ 88.70 руб
Десятая конференция «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом»

Обзор ключевых событий в сфере ритейла FMCG и изменениях в маркировке продукции

01.08.2025

Ритейлеры продолжают адаптироваться к новым условиям регулирования и развивать собственные торговые марки. В 2025 году введены изменения в систему маркировки продовольственной продукции, повлиявшие на работу крупнейших российских ритейлеров — X5 Retail Group, «Магнит», «Лента», «Светофор». Эти перемены затронули стандарты контроля качества и внедрения новых технологий обслуживания покупателей. Среди важнейших нововведений — обязательность разрешительного режима на кассе для безалкогольной продукции и расширение системы цифровой маркировки на дополнительные категории товаров, такие как косметика, бытовая химия и бакалея.

Крупные розничные сети также заявили о значительных инвестициях в инфраструктуру, развитие собственной продукции и инновационные технологии торговли. Наряду с положительными изменениями рынок столкнулся с серьёзными проверками, вызванными нарушениями стандартов качества и антимонополистического законодательства. Этот обзор освещает основные направления развития российского ритейла и ключевые моменты перехода к новой модели управления качеством продукции.

Маркировка продукции

В сфере маркировки продукции внедрены новые правила:

С 1 июня 2025 года для всех безалкогольных напитков введен разрешительный режим на кассах.

С 1 июля 2025 года стартовал второй этап обязательной маркировки для ряда категорий, включая косметику, бытовую химию, а также бакалейные товары (пряности, специи, соусы, приправы, сухие супы и бульоны).

Ключевые события торговых сетей FMCG

Крупнейшие игроки рынка FMCG активно развивают свои сети и расширяют ассортимент.

X5 Group

Распределительный центр «Пятерочки» в Сургуте: открыт первый РЦ «Пятерочки» в Сургуте общей площадью 19 тыс. кв.м. Он будет снабжать 280 магазинов сети в ХМАО и ЯНАО. Пропускная способность комплекса достигает 780 тонн груза в сутки, вместимость – более 20 тыс. мест для 4800 позиций.

Phygital-магазин «Пятерочки»: в Москве (ул. Серпуховская, д. 46, стр. 34, площадь 215 кв.м) запущен первый экспериментальный phygital-магазин. Он предлагает два покупательских сценария: классическую покупку с кассами самообслуживания и электронными ценниками, а также заказ товаров на цифровом экране с ожиданием в кафе-зоне.

Новая СТМ «Выручай»: «Пятерочка» запустила собственную торговую марку «Выручай» в среднем ценовом сегменте. Ассортимент включает более 30 позиций (сосиски, сыр, яйца, сахар, макароны, кофе и др.). К концу 2025 года планируется расширить ассортимент до более 170 наименований в 25 категориях.

Разобраться в пройденном пути и предстоящих задачах X5 Group вы сможете на Четырнадцатой конференции «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике» 20 августа 2025 года в Москве, на которой выступит Сергей Никитин, владелец продукта, X5 Group, а также на Пятнадцатой конференции «Управление закупками» 4-5 сентября 2025 года в Москве, где выступит Павел Михайлов, директор Департамента сопровождения закупок, X5 Group.

«Перекресток» и «Ашан»

Запуск линеек БАДов под СТМ: «Перекресток» и «Ашан» запустили линейки биологически активных добавок под своими СТМ.

«Перекресток» представил БАДы «Зеленая линия» (витамин С, Омега-3, кальций Д3, хелатное железо) с планами расширения до 25 SKU.

«Ашан» выпустил 22 SKU под брендом «АШАН Красная Птица» (витамины D3, С, АЕ, E, Омега-3, Магний B6, янтарная кислота, капсулы валерианы, пустырника и др.) с целью довести ассортимент до 60 SKU к концу 2025 года.

Об опыте и планах «Ашана» вы сможете узнать больше на Четырнадцатой конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса» 8 августа 2025 года в Москве, где выступит Ирина Долгушева, директор по внутреннему аудиту, CIA, «Ашан», а также на Третьей конференции «Управление налоговыми рисками», которая пройдет 16 сентября 2025 года в Москве, где выступит Ольга Гайворонская, руководитель по налогообложению, «Ашан Ритейл Россия».

Пилотный проект с Rostic’s: в 112 супермаркетах «Перекрестка» (Москва, Московская область, Тула) в тестовом режиме запущены продажи блюд из ресторанов Rostic’s (шефбургер, шефролл, байтсы). Пилот продлится 3 месяца.

Расширение функционала мобильного приложения: в приложении «Перекрестка» появилась статистика покупок и кэшбэка по программе лояльности «X5 Клуб».

«Магнит»

Крупнейший РЦ в Подмосковье: «Магнит» запустил крупнейший распределительный центр компании в Подольском районе Московской области (более 86 тыс. кв.м), инвестиции составили 10 млрд руб. Центр оснащен роботизированными системами, уровень автоматизации превышает 30%. Мощности РЦ рассчитаны на отгрузку 1,2 тыс. тонн грузов в сутки (с планами увеличения до 3 тыс. тонн к концу 2025 года).

Направление контрактного производства: «Магнит» запустил производство продуктов питания по заказам поставщиков для реализации как в своей сети, так и на других площадках.

Углубиться в детали прошлых проектов и будущих инициатив «Магнита» вы сможете на Сорок четвертой конференции «Команды и процессы в ОЦО: инновационные подходы к управлению», которая состоится 24-26 сентября 2025 года в Нижнем Новгороде, где выступит Наталья Кошель, руководитель управления по учёту товаров и доходов, «Магнит».

«Лента»

Собственная лаборатория качества: «Лента» открыла первую собственную лабораторию качества непродовольственных товаров на своем РЦ в Санкт-Петербурге. Лаборатория рассчитана на ежемесячное тестирование порядка 700 позиций.

Приобретение ООО «Молл»: в июне 2025 года «Лента» заключила соглашение о приобретении ООО «Молл». Сделка включает 5 гипермаркетов, 18 супермаркетов и 49 магазинов у дома под брендом Spar (общей площадью более 60 тыс. кв.м), которые будут интегрированы в соответствующие форматы «Ленты». Будет сохранен существующий персонал (более 2500 человек). В сделку также включены 3 РЦ в Челябинске. Консолидация приобретенного бизнеса начнется 26 июня 2025 года, сумма сделки оценивается INFOLine в 4-5 млрд руб.

Получить детальное представление о предыдущих достижениях и дальнейших намерениях «Ленты» вы сможете на Четырнадцатой конференции «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике», где выступит Дарья Музанкова, менеджер по цифровизации HR, «Лента».

«Светофор»

Проверки и нарушения: в отношении сети «Светофор» были инициированы проверки: ФАС возбудила 21 дело о нарушениях антимонопольного законодательства (затронуто 20 логистических центров), а Россельхознадзор выявил более 2500 нарушений качества продукции. Претензии к деятельности компании поступают из 14 регионов.

Источник: INFOLine

Наши конференции: