• Сегодня 14 декабря 2025
  • USD ЦБ 79.73 руб
  • EUR ЦБ 93.56 руб
Десятая конференция «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом»

Эволюция налогового учета: ФНС переходит на цифровые рельсы – что изменится для бизнеса с 2026 года?

17.07.2025

Налоговая система России продолжает курс на цифровую трансформацию, и очередным шагом в этом направлении станет замена традиционных бумажных свидетельств и уведомлений о постановке на учет выпиской из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН), сообщает «Клерк». Это изменение, вступающее в силу с 1 января 2026 года, призвано упростить взаимодействие с ФНС и снизить административную нагрузку на бизнес. Как это повлияет на текущие процессы компаний и на что стоит обратить внимание финансовым директорам, бухгалтерам и специалистам по документообороту?

Что конкретно меняется?

С 2026 года основной документ, подтверждающий постановку на учет организации, предпринимателя или физического лица в налоговом органе, будет не привычное свидетельство ИНН или отдельные уведомления (например, о постановке на учет по месту нахождения имущества), а выписка из ЕГРН.

Ключевые аспекты новой системы

  • Замена бумажных форм: свидетельства и уведомления прекратят выдаваться.
  • Цифровой приоритет: выписку можно будет получить в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика или портал Госуслуг, что значительно упрощает процесс и сокращает время ожидания.
  • Унифицированный документ: выписка будет содержать всю необходимую информацию: ФИО/название компании, ИНН, сведения об объекте учета, дату постановки или снятия с учета.
  • Сохранение ИНН: важно подчеркнуть, что сам идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) как уникальный сквозной идентификатор не исчезает и продолжает быть основным учетным элементом. Изменяется лишь форма документа, подтверждающего его присвоение и учет в ФНС.
  • Действительность старых документов: ранее выданные свидетельства и уведомления сохраняют свою юридическую силу и не требуют замены.

Влияние на бизнес-процессы: анализ для финансово-экономической аудитории

Предстоящие изменения имеют прямое отношение к ключевым темам, интересующим нашу аудиторию, и могут стать катализатором для дальнейшей оптимизации внутренних процессов.

1. Электронный документооборот и цифровизация

Усиление тренда на безбумажный оборот. Эта инициатива ФНС является еще одним мощным стимулом для компаний развивать внутренний и внешний ЭДО. Возможность получения официального документа в электронном виде устраняет необходимость в хранении бумажных копий и их сканировании.

2. Общие центры обслуживания и централизация

Оптимизация административных функций. Для компаний с ОЦО, которые централизуют функции бухгалтерии, кадрового учета и юридического сопровождения, получение выписки из ЕГРН в электронном виде позволит значительно ускорить и унифицировать процессы, связанные с проверкой налогового статуса сотрудников или подразделений.

Повышение довериецентричности. Снижение бюрократических барьеров и упрощение доступа к актуальным данным способствует формированию более доверительных и эффективных отношений как внутри ОЦО, так и с внешними партнерами.

3. Управление налоговыми рисками и внутренний контроль

Актуальность данных. Единый реестр налогоплательщиков и возможность оперативного получения выписки обеспечивают актуальность информации о налоговом статусе. Это особенно важно при проверке контрагентов (хотя возможность запроса выписки для третьих лиц пока не детализирована в анонсе, общий тренд на открытость реестров позволяет надеяться на дальнейшие упрощения) и внутренних структурных подразделений.

Снижение операционных рисков. Уменьшается риск использования устаревших или неверных данных, связанных с постановкой/снятием с учета.

На Третьей конференции «Управление налоговыми рисками», которая пройдет 16 сентября 2025 года в Москве, вы узнаете больше об изменениях в налоговом законодательстве, налоговых рисках холдинговых компаний и многом другом.