Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Половина товаров российского ритейла продается неэффективно

09.06.2018

«Платформа ОФД», крупнейший оператор фискальных данных России, представил анализ эффективности продаж в отечественных магазинах.

Анализ проводился в период с апреля по май 2018 года на основе обработки обезличенных фискальных данных, поступающих ОФД с онлайн-касс. В качестве метода анализа использовалась общепринятая товарная аналитика – АВС-XYZ-анализ. ABC-анализ позволяет видеть группы товаров и услуг, которые приносят наибольшую и наименьшую выручку, а также долю таких товаров и услуг от их общего количества.

В группе А – товары, которые обеспечивают 80% выручки в денежном эквиваленте. В группе B – те, что обеспечивают 15% выручки, в группе C – обеспечивающие 5% выручки.

XYZ-анализ показывает уровень стабильности спроса на разные группы товаров. В группе X – товары и услуги, пользующиеся стабильным спросом, Y – относительно стабильным спросом, Z – нестабильным спросом. Совмещенный АВС и XYZ-анализ – это объединение информации по товарным группам ABC и ХYZ, чтобы владелец магазина мог выделять и ранжировать товары по значимости для бизнеса: от группы AX – товаров, приносящих высокую выручку и пользующихся стабильным спросом, до группы CZ – дающих низкую выручку и пользующихся нестабильным спросом. Используя такой анализ, можно оперативно оптимизировать свой ассортимент (убирать позиции, которые покупают хуже, следить за наличием часто покупаемых товаров и так далее).

Переход ритейла на современную кассовую технику и автоматизацию процессов в рамках 54-ФЗ открыл много новой информации о самом рынке.

Одно из главных преимуществ, которое получили его игроки, – это возможность более широкого и качественного анализа собственных продаж и рыночной ситуации в целом. Но сегодня многие ритейлеры, особенно средний бизнес, еще учатся пользоваться таким инструментарием, а малый бизнес только начал привыкать к новшествам. В то же время, есть стандартный АВС-XYZ-анализ товаров, который позволяет видеть эффективность продаж и принимать управленческие решения. Анализ проводился по категориям товаров.

По итогам анализа выявлены следующие результаты:

  • При анализе товаров категории А, которые обеспечивают 80% выручки (высокую выручку) ритейлеров, а также при анализе стабильности спроса на них результаты показали:

Товары и услуги, которые приносят ритейлерам высокую выручку (A) и пользуются стабильным (X) спросом (категории AX), составляют менее 1% от объема продукции (по числу товаров). Проведенный анализ показал, что к этой категории товаров относятся: бензин и дизтопливо, табачные изделия, хлебобулочные изделия, медицинские услуги, мобильная связь. При этом товары данной категории лучше всего реализуются в Челябинской, Свердловской, Воронежской областях, Республике Башкортостан и Пермском крае.

Количество товаров, которые приносят ритейлерам высокую выручку (A), но пользуются относительно стабильным (Y) спросом (категории AY), составляет менее 1%.

Количество товаров, которые приносят ритейлерам высокую выручку (A), но пользуются нестабильным (Z) спросом (категории AZ), составляет 33%.

  • При анализе товаров категории B, которые обеспечивают 15% выручки (среднюю выручку) ритейлеров, а также при анализе стабильности спроса на них, результаты показали:

Товары и услуги, которые приносят ритейлерам среднюю выручку (B), и пользуются стабильным (X) спросом (категории BX), составляют менее 1%.

Товары и услуги, которые приносят ритейлерам среднюю выручку (B), но пользуются относительно стабильным (Y) спросом (категории BY), составляют менее 1%.

Товары и услуги, которые приносят ритейлерам среднюю выручку (B), но пользуются нестабильным (Z) спросом (категории BZ), составляют 17%.

  • При анализе товаров категории С, которые обеспечивают 5% выручки (низкая выручка) ритейлеров, а также при анализе стабильности спроса на них результаты показали:

Товары и услуги, которые приносят ритейлерам низкую выручку (C), но пользуются стабильным (X) спросом (категории СX), составляют менее 1%.

Товары и услуги, которые приносят ритейлерам низкую выручку (C), но пользуются относительно стабильным (Y) спросом (категории CY), составляют менее 1%;

Наконец, товары и услуги, которые приносят ритейлерам низкую выручку (C), и пользуются нестабильным (Z) спросом (категории СZ), составляют 49%. Анализ показал, что к этой категории товаров чаще всего относятся: услуги туристических компаний, гостиничные услуги, аренда помещений, продажа газет журналов, услуги парковки. Продажи в этой категории товаров можно считать неэффективными. Потенциал повышения результативности продаж таких товаров – в грамотной работе с товарными запасами, в развитии инструментов автоматизации бизнеса, в более детальном анализе потребительского поведения.

Узнать больше о новостях ритейла вы сможете на Конференции «Риски и борьба с мошенничеством в ритейле», которая пройдет 4 октября 2018 года в Москве.

Источник: Retail & Loyalty

Наши конференции:


Комментарии