• Сегодня 15 декабря 2025
  • USD ЦБ 79.73 руб
  • EUR ЦБ 93.56 руб
Десятая конференция «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом»
Сорок шестая конференция «Общие центры обслуживания – Саммит руководителей»
Седьмая конференция «Актуальные вопросы применения машиночитаемой доверенности»
Книги в подарок на Новый год
Шестнадцатая конференция «Управление закупками: от автоматизации к цифровой трансформации»
https://t.me/prozakupki_club

Вячеслав Истин, «Любимый Край»: Цифровая трансформация логистики – ИИ, IoT и цифровые двойники как драйвер эффективности и устойчивого развития

22.09.2025

Вячеслав Истин, «Любимый Край»: Цифровая трансформация логистики – ИИ, IoT и цифровые двойники как драйвер эффективности и устойчивого развития

Справка о компании: АО «КО “Любимый Край”» является крупнейшим производителем печенья и пряников на Северо-Западе РФ и системообразующим предприятием Ленинградской области. Компания ежемесячно выпускает около 2000 тонн овсяного печенья, занимая 45% рынка фасованного овсяного печенья (по итогам 2024 г.), а бренд «Посиделкино» признан №1 на российском рынке. Продукция «Любимого Края» представлена в 19 странах, 125 городах России и более чем 68 тыс. торговых точек, включая все ключевые розничные сети.

В этой статье я расскажу, как АО «КО “Любимый Край”» отвечает на современные вызовы в логистике с помощью масштабной цифровой трансформации. В условиях растущих объемов перевозок, дефицита кадров и геополитической нестабильности компания разработала амбициозную пятилетнюю стратегию, которая объединяет передовые технологии – искусственный интеллект, цифровые двойники и Интернет вещей – для создания интеллектуальной, самонастраивающейся и экономически эффективной системы управления логистикой.

Важно отметить, что цифровая трансформация логистики в нашей компании реализуется в рамках утверждённой стратегии развития ИТ на 2023–2026 годы и является не отдельной инициативой, а ключевой частью комплексной трансформации всей бизнес-модели предприятия. Дорожная карта цифровой логистики была разработана с привлечением научно-технических компетенций Университета ИТМО, что обеспечило научную обоснованность и технологическую преемственность решений. Особое внимание уделяется адаптации решений к специфике российского рынка, включая климатические условия и инфраструктурные особенности, а также приоритетному использованию отечественных разработок.

Уже сегодня проект демонстрирует значимые улучшения в операционной деятельности.

Команда проекта

Реализация стратегии – это междисциплинарный процесс, согласованный на уровне руководства и включенный в утвержденную дорожную карту. У нас в процесс были вовлечены:

Внутренние сотрудники:

  • Департамент информационных технологий (ДИТ) – координация, внедрение, безопасность
  • Отдел логистики – определение потребностей, тестирование решений
  • Финансовый отдел – оценка экономического эффекта, составление бюджета
  • Отдел закупок и продаж – интеграция с ERP, обеспечение согласованности данных
  • HR и обучение – подготовка персонала к изменениям

Внешние партнёры:

  • Университет ИТМО – научная поддержка, разработка ИИ-моделей, участие в формировании дорожной карты
  • Официальные партнёры 1С – внедрение и сопровождение ERP, WMS, TMS

Ключевые технологии проекта

Чтобы лучше понять масштабы и практическую пользу проекта, рассмотрим основные технологические решения, лежащие в его основе. Именно они формируют архитектуру новой логистической экосистемы – умной, прозрачной и способной адаптироваться к изменениям в режиме реального времени.

1. Цифровые двойники: внедрены цифровые двойники складских комплексов и автопарка, интегрированные с WMS, TMS и ERP. Это обеспечивает полную прозрачность и единое информационное пространство.

Согласно утверждённой дорожной карте, к 2027 году мы планируем создать полные цифровые копии ключевых логистических активов:

  • Складские комплексы – в рамках проекта по интеграции WMS и ERP каждый склад будет представлен в виде 3D-модели в режиме реального времени. Состояние ячеек, загруженность стеллажей, перемещение техники – всё синхронизировано с системой 1С:ERP Управление предприятием 2.5.
  • Автопарк – для каждого транспортного средства будет создан цифровой двойник, отражающий техническое состояние, маршрут, уровень топлива, загрузку и прогнозируемое время прибытия.

Интеграция с ERP, WMS и TMS обеспечит:

  • Единое информационное пространство для всех подразделений
  • Мгновенное реагирование на изменения (например, изменение маршрута при задержке на складе)
  • Возможность моделирования «что, если» (what-if) для тестирования решений без риска для реальных операций
Целевой результат к 2026 году:
  • Снижение потерь на складе – на 3%
  • Повышение точности выполнения заказов – до 99,6%
2. ИИ-оптимизация: высокоточные алгоритмы ИИ достигли 90% точности прогнозов спроса, минимизируя риски избыточных запасов и дефицита. Оптимизация маршрутов сократила время доставки на 22% и затраты на 18% благодаря построению наиболее эффективных и экологичных путей.

ИИ-алгоритмы, разработанные совместно со специалистами ИТМО, будут внедряться поэтапно в соответствии с дорожной картой:

  1. Прогнозирование спроса
    • Алгоритмы анализируют исторические данные, сезонность, погоду, макроэкономические показатели и социальные тренды.
    • Целевой показатель: точность прогнозов 90%, что позволит, во-первых, сократить избыточные запасы на 35%, а, во-вторых, свести к минимуму дефицит критически важных позиций.

  2. Оптимизация маршрутов (ИИ в логистике)
    • Система учитывает расстояние, пробки, погодные условия, ограничения по весу и экологические нормы.
    • Внедрение ИИ в логистику запланировано на 2026–2027 годы (согласно дорожной карте).
    • Целевые результаты:
    • Сокращение времени доставки – на 22%
    • Снижение транспортных расходов – на 18%
    • Повышение эффективности автопарка за счёт сокращения простоев

3. Самонастраивающаяся логистика: система будет обучаться на каждом этапе и адаптироваться к изменениям на рынке. Например, при росте онлайн-заказов она автоматически перераспределит мощности между направлениями B2B и B2C.

Сквозной контроль (IoT)

  • RFID-метки на поддонах и товарах позволят отслеживать перемещение на каждом этапе – от склада до торговой точки.
  • GPS-трекеры на транспорте обеспечат прозрачность доставки в режиме реального времени.
  • Данные будут поступать на централизованную платформу, где их будут анализировать алгоритмы искусственного интеллекта.

Целевые показатели:

  • Повышение надёжности поставок
  • Повышение уровня доверия со стороны партнёров за счёт прозрачности цепочки поставок.
  • Также сквозной контроль привёл к снижению потерь на складе на 3%.

Этапы проекта (согласно утверждённой дорожной карте на 2023–2026 годы)

Любимый Край — этапы проекта

Конкурентные преимущества и бизнес-эффект

Данный проект демонстрирует ряд ключевых факторов, определяющих наше лидерство на рынке:

  • Инновационный подход: объединяет в единую экосистему искусственный интеллект, Интернет вещей (IoT) и цифровые двойники.
  • Масштаб и влияние: ожидается снижение операционных издержек до 25%, ускорение реакции на изменения рыночной конъюнктуры до 25%, а также улучшение ESG-показателей за счет снижения выбросов CO₂ на 15% благодаря «зелёным» маршрутам.
  • Экономическая эффективность: прогнозируемая окупаемость инвестиций составляет 2,3 года. Ожидаемый экономический эффект к 2030 году превысит 1,2 миллиарда рублей.
  • Потенциал для тиражирования: разработанное решение обладает высоким потенциалом для адаптации и внедрения у партнеров в смежных отраслях, таких как машиностроение и пищевая промышленность.

Сложности и уроки

Не обошлось и без вызовов, с которыми пришлось столкнуться команде проекта, но они стали источником ценных уроков для будущего.

  1. Сопротивление изменениям
    • Решение: комплексная программа коммуникаций, обучения и вовлечения ключевых пользователей в пилотные проекты.
  2. Интеграция с устаревшими системами
    • Старая система Perfect не позволяла эффективно обмениваться данными.
    • Решение: принятие стратегического решения о полной замене, а не модернизации (как указано в документе: «Модернизация текущей системы учёта Perfect нецелесообразна»).
  3. Недостаток квалифицированных кадров
    • Решение: партнёрство с ИТМО, стажировки, внутреннее обучение.
  4. Выбор подрядчиков
    • Был случай, когда предложение от неофициального партнёра 1С с низкой ставкой вызвало споры.
    • Решение: жёсткие требования – только аттестованные партнёры 1С, подтверждённые сертификаты специалистов, прозрачные SLA.

Выводы

Наша стратегия – это не просто автоматизация, а создание самообучающейся, адаптивной логистической системы будущего, встроенной в общую трансформацию предприятия. Все этапы, сроки и целевые показатели зафиксированы в утверждённой дорожной карте на 2023–2026 годы. Мы не просто внедряем технологии – мы строим устойчивую, экономически эффективную и экологически ответственную логистическую систему, которая к 2030 году принесёт экономический эффект в размере более 1,2 млрд рублей.

Рекомендации для других компаний  

  1. Начните с чёткой стратегии – как у нас: смена системы → интеграция → цифровизация → искусственный интеллект.
  2. Выбирайте проверенных партнёров – статус официального партнёра 1С, наличие сертифицированных специалистов, опыт работы в отрасли.
  3. Вовлекайте бизнес с первого дня – ИТ-отдел не должен принимать решения в одиночку.
  4. Инвестируйте в людей – технология работает только тогда, когда люди готовы её использовать.
  5. Делайте ставку на отечественные разработки и научные компетенции – сотрудничество с ИТМО позволило нам разработать решения, адаптированные к российским климатическим и инфраструктурным условиям.

Вячеслав Истин, директор по информационным технологиям АО «КО “Любимый Край”»