• Сегодня 5 декабря 2025
  • USD ЦБ 76.97 руб
  • EUR ЦБ 89.90 руб
Десятая конференция «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом»
Сорок шестая конференция «Общие центры обслуживания – Саммит руководителей»
Шестая конференция «Актуальные вопросы ВЭД»
Книги в подарок на Новый год
Пятнадцатая конференция «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса»
https://vk.com/cforussia

Виктория Лазарева, «Норникель»: Налоговый мониторинг: от пилота к экосистеме – как мы строим цифровую модель взаимодействия с ФНС

04.08.2025

Виктория Лазарева, «Норникель»: Налоговый мониторинг: от пилота к экосистеме – как мы строим цифровую модель взаимодействия с ФНС

С 2018 года мы активно внедряем налоговый мониторинг в деятельность наших компаний. На сегодняшний день более 97% оборота всей группы администрируется в этом режиме онлайн в реальном времени.

По состоянию на текущий год коллеги из общего центра обслуживания вели десять компаний в режиме налогового мониторинга и на практике увидели все преимущества: унифицированные процессы, прозрачность и централизованная система. Это настолько упростило работу, что они сами выразили желание присоединить и свое юрлицо. Почему бы и нет?

Сейчас мы активно расширяем наш периметр налогового мониторинга, двигаясь к полному охвату всех компаний группы, которые технически отвечают требованиям для участников налогового мониторинга.

Этапы внедрения процесса «Налоговый мониторинг»

Этапы внедрения процесса «Налоговый мониторинг»

Каждый год перед собой мы ставили конкретные цели – начиная с возникновения инициативы «Давайте автоматизируем взаимодействие с налоговыми органами». Первым шагом стало создание единой модели данных по каждому налогу.

В 2018 году мы ввели в налоговый мониторинг одно из крупнейших предприятий. На следующий год решили подключить второй по значимости производственный актив. Но при этом мы не провели должную работу по унификации регистров и подходов к их наполнению. В результате пришлось проделать огромный объем работы, чтобы привести всё к единому стандарту и выстроить общую модель данных.

На основании этого опыта я всегда рекомендую тем, кто планирует подключать к мониторингу несколько компаний внутри группы, сначала унифицировать регистры, стандартизировать их наполняемость, продумать модель данных и принципы ее поддержки. В противном случае можно оказаться в ситуации, когда возникают параллельно работающие команды, разные подходы и несостыковки, и приходится возвращаться на шаг назад, переделывать регистры и перестраивать модель с нуля.

В 2021-2023 годах мы активно расширяли периметр – подключили еще 9 компаний и параллельно работали над автоматизацией контрольных процедур и контрольных соотношений.

В 2022-2023 годах у нас появилось пространство для инициатив – ФНС временно не настаивала на обязательной интеграции с АИС «Налог-3». Мы использовали это время для разработки интерактивной навигации по отчетности. Особенно это оказалось актуально для декларации по налогу на прибыль, структура которой достаточно объемная. Часто инспектор, «проваливаясь» в детализацию, терял исходный показатель, который хотел проверить. Мы решили эту проблему с помощью «карты навигации», позволяющей по цепочке отслеживать всю раскрываемую информацию.

Кроме того, мы внедрили инструмент поиска и подбора первичных документов и договоров в хранилище. Это стало подготовкой к реализации интеграционного сценария №3 через АИС «Налог-3» – файлового обмена. Ранее у нас было пакетное сканирование: документы прикреплялись к проводке целым блоком, поскольку считалось, что совокупность документов подтверждает хозяйственную операцию. Однако требования ФНС по интеграции подразумевают раздельное представление каждого документа.

В 2023 году мы протестировали раздельное сканирование с использованием QR-кодов. Оказалось, это тоже можно организовать пакетно – система сама распознаёт документы и сохраняет их по отдельности. Эксперимент оказался успешным.

В 2024 году мы полноценно вошли в интеграцию с АИС «Налог-3». На нашей стороне были внедрены и протестированы все необходимые базовые сервисы, в том числе через ГНИВЦ. Мы были полностью готовы к работе в режиме интеграции.

Однако в 2025 году продуктивной работы по интеграции с инспекциями пока нет – ни с нашей стороны, ни со стороны пяти инспекций, с которыми мы взаимодействуем. Поэтому мы начали внедрение отдельного процесса – отработки требований налоговых органов.

Цель этого – не только соответствие требованиям ФНС, но и обоснование для нашего руководства затрат на реализацию интеграционных сервисов. Мы начали смотреть на эти сервисы с позиции пользы для бизнеса: как можно использовать их в наших интересах?

В результате на базе одного из интеграционных решений мы построили внутренний процесс работы с требованиями. Все требования – вне зависимости от канала поступления (интеграция, ТКС, ИС и так далее) – теперь проходят через единый унифицированный процесс. Используется то же хранилище, где размещаются документы для налоговых органов, что позволяет обеспечить сквозной контроль и прозрачность обработки запросов по всем компаниям группы.

Очередность реализации электронных сервисов

Я составила таблицу с перечнем всех возможных сервисов интеграции от ФНС. На первый взгляд, масштаб и количество внушительные, хотя я уже исключила некоторые сервисы, такие как лотереи, а также один, который не имеет отношения к нашей группе компаний (например, цепочки по химии). Мы понимаем, что, несмотря на отсутствие прямого законодательного принуждения к интеграции, существует угроза исключения из налогового мониторинга, если учетные системы налогоплательщиков не будут отвечать требованиям ФНС, в том числе по интеграции с АИС «Налог-3».

В последней колонке таблицы я указала приоритеты сервисов, основываясь на собственном опыте работы с ГНИВЦ и ФНС, а также на участии в рабочих группах с налоговыми органами.

Очередность реализации электронных сервисов

Первый приоритет присвоен базовым сервисам, которые были представлены ещё в 2023 году. С моей точки зрения, часть этих сервисов, несмотря на то, что они уже внедрены, требуют доработки. Например, третий сервис вызывает проблемы у крупных компаний, если они используют обслуживающий центр (ОЦО) для отчетности по другой компании и имеют МЧД с передоверием. В таких случаях сервис интеграции не поддерживает такую структуру, и отправить документы через него не получится. Мы оперативно информируем ФНС и ГНИВЦ о подобных недоработках. На данный момент вопрос находится в работе.

Тем не менее, сервисы первого приоритета более-менее готовы и, по нашему опыту, их можно внедрять. На нашей стороне все уже реализовано, кроме упомянутой недоработки по третьему сервису.

Второй приоритет касается сервисов, которые должны были быть реализованы с нашей стороны ко 2 июня. Это те сервисы, которые мы планируем завершить к концу года. Мы не спешим с их внедрением, так как за последние годы уже несколько раз сталкивались с тем, что сервисы обновлялись, и нам приходилось переделывать их заново. Ресурсы не безграничны, поэтому мы осторожно наблюдаем за ситуацией. Время для внедрения еще есть, так как первая отчетность по этим сервисам будет необходима только в 2026 году.

Третий приоритет – сервисы, которые, по информации сайта ФНС, доступны для тестирования в песочнице ГНИВЦ. Теоретически, эти сервисы уже разработаны, но, как я говорю своим коллегам, мы начнем тестировать их не раньше февраля-марта. Пока что мы предпочитаем наблюдать и обсуждать с другими компаниями, что у них получается. Хотим получить обратную связь от тех, кто уже пробовал работать с этими сервисами, прежде чем включаться в тестирование.

Четвертый приоритет касается сервисов, у которых нет даже запланированных сроков для реализации. Например, это сервисы для обмена данными по регистрам. Мы их пока отложили на неопределенное время. Реализация этих сервисов на одной стороне недостаточна – нужно тестирование с ГНИВЦ, чтобы понять, работает ли система с двух сторон.

Более того, даже успешное тестирование с ГНИВЦ не гарантирует, что все пройдет без проблем с налоговыми органами. Я настоятельно рекомендую обращаться к налоговым органам и просить провести совместное тестирование. Многие инспекции готовы идти навстречу, и такие тестирования дают гораздо более точную картину. Именно на этих этапах часто всплывают критические вопросы, такие как невозможность загрузки больших массивов данных, что тоже важно сообщать в рабочие группы ФНС и ГНИВЦ.

Оптимизация документооборота при работе с налоговой

Расскажу, как мы адаптировали сервис по работе с требованиями налоговых органов и получили от него много преимуществ. Ранее у нас процесс был распределен по множеству систем и источников: запросы приходили через ТКС, информационные системы (здесь имеется в виду диалоговое окно в витрине), а также предполагалось получать запросы через сервисы интеграции с АИС «Налог-3». Ответы готовились вручную, документы подбирались вручную и отправлялись в соответствующие системы, с резервным хранением на сетевых ресурсах.

Мы сталкивались с рядом проблем. Во-первых, разные люди могли работать с каждым каналом и источником требований, что создавало риск несогласованности в ответах. Например, один сотрудник мог отправить по запросу только договор и пояснения, в то время как другой, сидящий рядом, мог направить совсем другую информацию, например, акты и другие сопроводительные документы. Это создавало опасность рассогласованности и потенциальных рисков для группы.

Во-вторых, информация была рассеяна по различным системам и хранилищам, и не было простой возможности быстро найти ответ на похожий запрос, который был дан полтора года назад по другой компании. Отсутствие единого хранилища и единой платформы для отслеживания всех требований приводило к проблемам с согласованностью и контролем за процессом.

Чтобы решить эту проблему, мы выбрали платформу, которая интегрировала все запросы и требования в одно пространство, независимо от того, откуда они поступают (через ТКС, информационные системы или сервисы интеграции). Иными словами, всё это мы «завязали» с АИС «Налог-3». Все требования теперь поступают в единую систему и могут быть обработаны в рамках нее. Это дало нам прозрачность и контроль над процессом.

Мы также внедрили возможность поиска по тематике запросов, что позволило нам легко находить схожие вопросы, которые приходили ранее, и отслеживать, кто и что отвечал на них. Теперь у нас есть единая картинка по всем требованиям, и мы можем видеть статистику по налогам, компаниям, а также, какую информацию у нас чаще всего запрашивают.

Как результат, мы получили от этого ряд преимуществ:

  • Прогнозирование запросов: мы можем предсказать, что если один запрос по определенной теме пришел в одну компанию, то аналогичные вопросы могут поступить и в другие компании группы.
  • Повторные запросы: в случае, если налоговые органы снова запрашивают те же документы, мы можем легко найти их в хранилище, посмотреть, на какой запрос мы уже отвечали, и оперативно проинформировать налоговые органы, в рамках какого требования и ответа такие документы были ранее предоставлены.
  • Единое пространство для всех ответов: вся информация по требованиям и ответам теперь находится в одном месте, что позволяет нам работать с ними более эффективно. Мы видим историю каждого запроса, кто его обрабатывал и какие документы были прикреплены. Это не только ускоряет процесс, но и значительно снижает риски, связанные с несогласованностью.
  • Документация и хранилище: мы используем единое хранилище для всех документов, отправленных налоговым органам. Это облегчает отслеживание и помогает избежать повторных отправок одних и тех же материалов.

Могу сказать, что этот процесс стал намного более организованным и контролируемым. Теперь, имея полную картину требований и ответов по всем компаниям, мы можем оперативно реагировать на новые запросы, готовить ответы и избегать ошибок и рисков, которые были раньше, когда требования обрабатывались в разных системах и на разных платформах.

Таким образом, нам удалось не только повысить эффективность, но и снизить риски для компании, обеспечив единый контроль и прозрачность на каждом этапе взаимодействия с налоговыми органами.

Централизация функции управления процессами по налоговому мониторингу

Централизация функции управления процессами по налоговому мониторингу

Одним из ключевых шагов в нашем пути внедрения налогового мониторинга стал тот момент, когда два года назад мы приняли решение сформировать отдельную команду, занимающуюся исключительно этим процессом. И сейчас могу с уверенностью сказать, что мы не ошиблись. Этот опыт показывает, как важен тот факт, что в рамках нашей компании существует единая группа по налоговому мониторингу – команда, которая стала для меня настоящей семьей. И именно этот подход дает нам огромное преимущество.

Я общаюсь с коллегами из других компаний и часто слышу, как у них бухгалтер, который ведет учет, одновременно решает все вопросы, связанные с налоговым мониторингом. Мы пошли другим путем и создали специализированную команду. Наша группа по налоговому мониторингу стала единым «окном» для всех процессов, связанных с этим направлением. Это не только загрузка отчетности (ежемесячной, ежеквартальной) или работа с требованиями налоговых органов, но и обновление модели данных, если меняется форма декларации. Это участие в рабочих группах, сбор статистики и отслеживание изменений в законодательстве – в общем, работа на огромном количестве фронтов.

Мы видим, что создание такой команды – это было абсолютно правильное решение. Эта группа хранит историю с 2018 года, и, хотя люди в ней меняются, благодаря компактности и сплоченности она продолжает обмениваться знаниями. Члены команды прошли через все этапы проектной работы, затем перешли в операционную деятельность, и теперь отлично понимают, как любое изменение может повлиять на нашу систему налогового мониторинга, которую мы так долго строили. Это дает нам стабильность и уверенность в дальнейшем развитии.

Эффекты от централизации функции

Готовя отчет для руководства год назад, я четко поняла, какое огромное преимущество принесла внедренная нами система, и под каждым из этих пунктов я могу подписаться до сих пор.

Во-первых, снижение трудозатрат. За счет унификации процессов и создания единой модели данных мы существенно уменьшили трудоемкость. Теперь все процессы одинаковы для каждой компании. Различия касаются лишь специфических показателей, которые применяются в зависимости от компании.

Во-вторых, максимальное использование возможностей системы. Мы создали витрину, и это только начало. Мы продолжаем исследовать, как еще можем использовать её: для хранения данных, работы с требованиями, а также для других процессов, которые будут предложены коллегами. В нашей команде активно поддерживается инициатива. Ребята, которые работают с системой, всегда открыто делятся идеями, что им неудобно, и что можно улучшить для повышения скорости работы. Я всячески поощряю это, позволяя им вести проекты и реализовывать их идеи. Это дает возможность не только усовершенствовать процессы, но и развивать компетенции сотрудников.

В-третьих, единые подходы и шаблонные процессы. Одна из самых удобных сторон нашей работы – это единое окно для инспекторов. Они уже знают, что команда налогового мониторинга в «Норильском никеле» состоит из 10 человек, и могут обратиться к любому из них с вопросом. Мы оперативно отвечаем и всегда готовы помочь, независимо от компании, по которой возник вопрос. Это значительно упрощает взаимодействие, так как инспектора знают, куда обращаться, и им не нужно переключаться с одного бухгалтера на другого.

В-четвертых, управление рисками. Важным инструментом управления рисками стало единое окно по требованиям, о котором я говорила ранее.

В-пятых, автоматизированный контроль. Не новость для многих, но автоматизация контроля – это действительно ключевая составляющая для оптимизации работы. Она позволяет быстро отслеживать и реагировать на любые изменения, что снижает риск ошибок и упрощает процесс управления налоговыми вопросами.

В-шестых, обучение и развитие. В конце прошлого года мы начали пилотировать проект по мониторингу трансфертного ценообразования, который завершаем в этом году. Этот проект позволяет нам формировать новую компетенцию внутри группы налогового мониторинга, а не распределять ответственность между различными отделами, как это было раньше. Мы создаем специализированные знания в рамках нашей команды, что позволяет улучшить качество и оперативность работы по трансфертному ценообразованию и налоговым вопросам в целом.

Эффекты от централизации функции

В следующем материале я расскажу о нашем пилотном проекте по ТЦО-мониторингу по аналогии с налоговым мониторингом и эффектах, которые получают от него как ФНС, так и компании.

Виктория Лазарева, руководитель проекта по автоматизации информационного обмена по налоговому мониторингу, «Норникель»

Узнать больше о последних новостях в сфере налогового законодательства вы сможете на Третьей конференции «Управление налоговыми рисками», которая состоится 16 сентября 2025 года.