- Добавить блог
- Книжный клуб: рецензии, анонсы, встречи
- Колонка руководителя
- Корпоративные финансы
- Менеджмент и маркетинг
- Поездки
- Управление результативностью
- Финансы за пределами цифр
- Финансы и Менеджмент
КОНФЕРЕНЦИИ
-
5 декабря 2025 года
Москва -
10 декабря 2025 года
Москва -
11 декабря 2025 года
Москва -
Дата уточняется
Москва -
19 февраля 2026 года
Москва -
20 февраля 2026 года
Москва
Виктория Лазарева, «Норникель»: Налоговый мониторинг: от пилота к экосистеме – как мы строим цифровую модель взаимодействия с ФНС
04.08.2025
С 2018 года мы активно внедряем налоговый мониторинг в деятельность наших компаний. На сегодняшний день более 97% оборота всей группы администрируется в этом режиме онлайн в реальном времени.
По состоянию на текущий год коллеги из общего центра обслуживания вели десять компаний в режиме налогового мониторинга и на практике увидели все преимущества: унифицированные процессы, прозрачность и централизованная система. Это настолько упростило работу, что они сами выразили желание присоединить и свое юрлицо. Почему бы и нет?
Сейчас мы активно расширяем наш периметр налогового мониторинга, двигаясь к полному охвату всех компаний группы, которые технически отвечают требованиям для участников налогового мониторинга.
Этапы внедрения процесса «Налоговый мониторинг»
Каждый год перед собой мы ставили конкретные цели – начиная с возникновения инициативы «Давайте автоматизируем взаимодействие с налоговыми органами». Первым шагом стало создание единой модели данных по каждому налогу.
В 2018 году мы ввели в налоговый мониторинг одно из крупнейших предприятий. На следующий год решили подключить второй по значимости производственный актив. Но при этом мы не провели должную работу по унификации регистров и подходов к их наполнению. В результате пришлось проделать огромный объем работы, чтобы привести всё к единому стандарту и выстроить общую модель данных.
На основании этого опыта я всегда рекомендую тем, кто планирует подключать к мониторингу несколько компаний внутри группы, сначала унифицировать регистры, стандартизировать их наполняемость, продумать модель данных и принципы ее поддержки. В противном случае можно оказаться в ситуации, когда возникают параллельно работающие команды, разные подходы и несостыковки, и приходится возвращаться на шаг назад, переделывать регистры и перестраивать модель с нуля.
В 2021-2023 годах мы активно расширяли периметр – подключили еще 9 компаний и параллельно работали над автоматизацией контрольных процедур и контрольных соотношений.
В 2022-2023 годах у нас появилось пространство для инициатив – ФНС временно не настаивала на обязательной интеграции с АИС «Налог-3». Мы использовали это время для разработки интерактивной навигации по отчетности. Особенно это оказалось актуально для декларации по налогу на прибыль, структура которой достаточно объемная. Часто инспектор, «проваливаясь» в детализацию, терял исходный показатель, который хотел проверить. Мы решили эту проблему с помощью «карты навигации», позволяющей по цепочке отслеживать всю раскрываемую информацию.
Кроме того, мы внедрили инструмент поиска и подбора первичных документов и договоров в хранилище. Это стало подготовкой к реализации интеграционного сценария №3 через АИС «Налог-3» – файлового обмена. Ранее у нас было пакетное сканирование: документы прикреплялись к проводке целым блоком, поскольку считалось, что совокупность документов подтверждает хозяйственную операцию. Однако требования ФНС по интеграции подразумевают раздельное представление каждого документа.
В 2023 году мы протестировали раздельное сканирование с использованием QR-кодов. Оказалось, это тоже можно организовать пакетно – система сама распознаёт документы и сохраняет их по отдельности. Эксперимент оказался успешным.
В 2024 году мы полноценно вошли в интеграцию с АИС «Налог-3». На нашей стороне были внедрены и протестированы все необходимые базовые сервисы, в том числе через ГНИВЦ. Мы были полностью готовы к работе в режиме интеграции.
Однако в 2025 году продуктивной работы по интеграции с инспекциями пока нет – ни с нашей стороны, ни со стороны пяти инспекций, с которыми мы взаимодействуем. Поэтому мы начали внедрение отдельного процесса – отработки требований налоговых органов.
Цель этого – не только соответствие требованиям ФНС, но и обоснование для нашего руководства затрат на реализацию интеграционных сервисов. Мы начали смотреть на эти сервисы с позиции пользы для бизнеса: как можно использовать их в наших интересах?
В результате на базе одного из интеграционных решений мы построили внутренний процесс работы с требованиями. Все требования – вне зависимости от канала поступления (интеграция, ТКС, ИС и так далее) – теперь проходят через единый унифицированный процесс. Используется то же хранилище, где размещаются документы для налоговых органов, что позволяет обеспечить сквозной контроль и прозрачность обработки запросов по всем компаниям группы.
Очередность реализации электронных сервисов
Я составила таблицу с перечнем всех возможных сервисов интеграции от ФНС. На первый взгляд, масштаб и количество внушительные, хотя я уже исключила некоторые сервисы, такие как лотереи, а также один, который не имеет отношения к нашей группе компаний (например, цепочки по химии). Мы понимаем, что, несмотря на отсутствие прямого законодательного принуждения к интеграции, существует угроза исключения из налогового мониторинга, если учетные системы налогоплательщиков не будут отвечать требованиям ФНС, в том числе по интеграции с АИС «Налог-3».
В последней колонке таблицы я указала приоритеты сервисов, основываясь на собственном опыте работы с ГНИВЦ и ФНС, а также на участии в рабочих группах с налоговыми органами.
Первый приоритет присвоен базовым сервисам, которые были представлены ещё в 2023 году. С моей точки зрения, часть этих сервисов, несмотря на то, что они уже внедрены, требуют доработки. Например, третий сервис вызывает проблемы у крупных компаний, если они используют обслуживающий центр (ОЦО) для отчетности по другой компании и имеют МЧД с передоверием. В таких случаях сервис интеграции не поддерживает такую структуру, и отправить документы через него не получится. Мы оперативно информируем ФНС и ГНИВЦ о подобных недоработках. На данный момент вопрос находится в работе.
Тем не менее, сервисы первого приоритета более-менее готовы и, по нашему опыту, их можно внедрять. На нашей стороне все уже реализовано, кроме упомянутой недоработки по третьему сервису.
Второй приоритет касается сервисов, которые должны были быть реализованы с нашей стороны ко 2 июня. Это те сервисы, которые мы планируем завершить к концу года. Мы не спешим с их внедрением, так как за последние годы уже несколько раз сталкивались с тем, что сервисы обновлялись, и нам приходилось переделывать их заново. Ресурсы не безграничны, поэтому мы осторожно наблюдаем за ситуацией. Время для внедрения еще есть, так как первая отчетность по этим сервисам будет необходима только в 2026 году.
Третий приоритет – сервисы, которые, по информации сайта ФНС, доступны для тестирования в песочнице ГНИВЦ. Теоретически, эти сервисы уже разработаны, но, как я говорю своим коллегам, мы начнем тестировать их не раньше февраля-марта. Пока что мы предпочитаем наблюдать и обсуждать с другими компаниями, что у них получается. Хотим получить обратную связь от тех, кто уже пробовал работать с этими сервисами, прежде чем включаться в тестирование.
Четвертый приоритет касается сервисов, у которых нет даже запланированных сроков для реализации. Например, это сервисы для обмена данными по регистрам. Мы их пока отложили на неопределенное время. Реализация этих сервисов на одной стороне недостаточна – нужно тестирование с ГНИВЦ, чтобы понять, работает ли система с двух сторон.
Более того, даже успешное тестирование с ГНИВЦ не гарантирует, что все пройдет без проблем с налоговыми органами. Я настоятельно рекомендую обращаться к налоговым органам и просить провести совместное тестирование. Многие инспекции готовы идти навстречу, и такие тестирования дают гораздо более точную картину. Именно на этих этапах часто всплывают критические вопросы, такие как невозможность загрузки больших массивов данных, что тоже важно сообщать в рабочие группы ФНС и ГНИВЦ.
Оптимизация документооборота при работе с налоговой
Расскажу, как мы адаптировали сервис по работе с требованиями налоговых органов и получили от него много преимуществ. Ранее у нас процесс был распределен по множеству систем и источников: запросы приходили через ТКС, информационные системы (здесь имеется в виду диалоговое окно в витрине), а также предполагалось получать запросы через сервисы интеграции с АИС «Налог-3». Ответы готовились вручную, документы подбирались вручную и отправлялись в соответствующие системы, с резервным хранением на сетевых ресурсах.
Мы сталкивались с рядом проблем. Во-первых, разные люди могли работать с каждым каналом и источником требований, что создавало риск несогласованности в ответах. Например, один сотрудник мог отправить по запросу только договор и пояснения, в то время как другой, сидящий рядом, мог направить совсем другую информацию, например, акты и другие сопроводительные документы. Это создавало опасность рассогласованности и потенциальных рисков для группы.
Во-вторых, информация была рассеяна по различным системам и хранилищам, и не было простой возможности быстро найти ответ на похожий запрос, который был дан полтора года назад по другой компании. Отсутствие единого хранилища и единой платформы для отслеживания всех требований приводило к проблемам с согласованностью и контролем за процессом.
Чтобы решить эту проблему, мы выбрали платформу, которая интегрировала все запросы и требования в одно пространство, независимо от того, откуда они поступают (через ТКС, информационные системы или сервисы интеграции). Иными словами, всё это мы «завязали» с АИС «Налог-3». Все требования теперь поступают в единую систему и могут быть обработаны в рамках нее. Это дало нам прозрачность и контроль над процессом.
Мы также внедрили возможность поиска по тематике запросов, что позволило нам легко находить схожие вопросы, которые приходили ранее, и отслеживать, кто и что отвечал на них. Теперь у нас есть единая картинка по всем требованиям, и мы можем видеть статистику по налогам, компаниям, а также, какую информацию у нас чаще всего запрашивают.
Как результат, мы получили от этого ряд преимуществ:
- Прогнозирование запросов: мы можем предсказать, что если один запрос по определенной теме пришел в одну компанию, то аналогичные вопросы могут поступить и в другие компании группы.
- Повторные запросы: в случае, если налоговые органы снова запрашивают те же документы, мы можем легко найти их в хранилище, посмотреть, на какой запрос мы уже отвечали, и оперативно проинформировать налоговые органы, в рамках какого требования и ответа такие документы были ранее предоставлены.
- Единое пространство для всех ответов: вся информация по требованиям и ответам теперь находится в одном месте, что позволяет нам работать с ними более эффективно. Мы видим историю каждого запроса, кто его обрабатывал и какие документы были прикреплены. Это не только ускоряет процесс, но и значительно снижает риски, связанные с несогласованностью.
- Документация и хранилище: мы используем единое хранилище для всех документов, отправленных налоговым органам. Это облегчает отслеживание и помогает избежать повторных отправок одних и тех же материалов.
Могу сказать, что этот процесс стал намного более организованным и контролируемым. Теперь, имея полную картину требований и ответов по всем компаниям, мы можем оперативно реагировать на новые запросы, готовить ответы и избегать ошибок и рисков, которые были раньше, когда требования обрабатывались в разных системах и на разных платформах.
Таким образом, нам удалось не только повысить эффективность, но и снизить риски для компании, обеспечив единый контроль и прозрачность на каждом этапе взаимодействия с налоговыми органами.
Централизация функции управления процессами по налоговому мониторингу
Одним из ключевых шагов в нашем пути внедрения налогового мониторинга стал тот момент, когда два года назад мы приняли решение сформировать отдельную команду, занимающуюся исключительно этим процессом. И сейчас могу с уверенностью сказать, что мы не ошиблись. Этот опыт показывает, как важен тот факт, что в рамках нашей компании существует единая группа по налоговому мониторингу – команда, которая стала для меня настоящей семьей. И именно этот подход дает нам огромное преимущество.
Я общаюсь с коллегами из других компаний и часто слышу, как у них бухгалтер, который ведет учет, одновременно решает все вопросы, связанные с налоговым мониторингом. Мы пошли другим путем и создали специализированную команду. Наша группа по налоговому мониторингу стала единым «окном» для всех процессов, связанных с этим направлением. Это не только загрузка отчетности (ежемесячной, ежеквартальной) или работа с требованиями налоговых органов, но и обновление модели данных, если меняется форма декларации. Это участие в рабочих группах, сбор статистики и отслеживание изменений в законодательстве – в общем, работа на огромном количестве фронтов.
Мы видим, что создание такой команды – это было абсолютно правильное решение. Эта группа хранит историю с 2018 года, и, хотя люди в ней меняются, благодаря компактности и сплоченности она продолжает обмениваться знаниями. Члены команды прошли через все этапы проектной работы, затем перешли в операционную деятельность, и теперь отлично понимают, как любое изменение может повлиять на нашу систему налогового мониторинга, которую мы так долго строили. Это дает нам стабильность и уверенность в дальнейшем развитии.
Эффекты от централизации функции
Готовя отчет для руководства год назад, я четко поняла, какое огромное преимущество принесла внедренная нами система, и под каждым из этих пунктов я могу подписаться до сих пор.
Во-первых, снижение трудозатрат. За счет унификации процессов и создания единой модели данных мы существенно уменьшили трудоемкость. Теперь все процессы одинаковы для каждой компании. Различия касаются лишь специфических показателей, которые применяются в зависимости от компании.
Во-вторых, максимальное использование возможностей системы. Мы создали витрину, и это только начало. Мы продолжаем исследовать, как еще можем использовать её: для хранения данных, работы с требованиями, а также для других процессов, которые будут предложены коллегами. В нашей команде активно поддерживается инициатива. Ребята, которые работают с системой, всегда открыто делятся идеями, что им неудобно, и что можно улучшить для повышения скорости работы. Я всячески поощряю это, позволяя им вести проекты и реализовывать их идеи. Это дает возможность не только усовершенствовать процессы, но и развивать компетенции сотрудников.
В-третьих, единые подходы и шаблонные процессы. Одна из самых удобных сторон нашей работы – это единое окно для инспекторов. Они уже знают, что команда налогового мониторинга в «Норильском никеле» состоит из 10 человек, и могут обратиться к любому из них с вопросом. Мы оперативно отвечаем и всегда готовы помочь, независимо от компании, по которой возник вопрос. Это значительно упрощает взаимодействие, так как инспектора знают, куда обращаться, и им не нужно переключаться с одного бухгалтера на другого.
В-четвертых, управление рисками. Важным инструментом управления рисками стало единое окно по требованиям, о котором я говорила ранее.
В-пятых, автоматизированный контроль. Не новость для многих, но автоматизация контроля – это действительно ключевая составляющая для оптимизации работы. Она позволяет быстро отслеживать и реагировать на любые изменения, что снижает риск ошибок и упрощает процесс управления налоговыми вопросами.
В-шестых, обучение и развитие. В конце прошлого года мы начали пилотировать проект по мониторингу трансфертного ценообразования, который завершаем в этом году. Этот проект позволяет нам формировать новую компетенцию внутри группы налогового мониторинга, а не распределять ответственность между различными отделами, как это было раньше. Мы создаем специализированные знания в рамках нашей команды, что позволяет улучшить качество и оперативность работы по трансфертному ценообразованию и налоговым вопросам в целом.
В следующем материале я расскажу о нашем пилотном проекте по ТЦО-мониторингу по аналогии с налоговым мониторингом и эффектах, которые получают от него как ФНС, так и компании.
Виктория Лазарева, руководитель проекта по автоматизации информационного обмена по налоговому мониторингу, «Норникель»
Узнать больше о последних новостях в сфере налогового законодательства вы сможете на Третьей конференции «Управление налоговыми рисками», которая состоится 16 сентября 2025 года.
Наши конференции:
- Пятнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2026
- Четвертая конференция «Цифровизация финансового рынка в России: тренды и перспективы развития»
- Шестая конференция «Налоговый мониторинг»
- Четвертая конференция «Управление налоговыми рисками»
- Четырнадцатый Форум финансовых директоров строительной отрасли
- Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2025»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Двадцать седьмая конференция «Налоговое планирование 2026-2027: Реформы, стратегии и вызовы для бизнеса»










