- Добавить блог
- Книжный клуб: рецензии, анонсы, встречи
- Колонка руководителя
- Корпоративные финансы
- Менеджмент и маркетинг
- Поездки
- Управление результативностью
- Финансы за пределами цифр
- Финансы и Менеджмент
КОНФЕРЕНЦИИ
-
5 декабря 2025 года
Москва -
10 декабря 2025 года
Москва -
11 декабря 2025 года
Москва -
Дата уточняется
Москва -
19 февраля 2026 года
Москва -
20 февраля 2026 года
Москва
Ольга Матрон, «Карбо-Логистика»: Молодая команда: принципы работы и развития
21.07.2025
Команда мечты – что это такое и как ее сформировать, развить и удержать? Частый вопрос, который мы обсуждаем с коллегами как в формате официальных мероприятий, так и кулуарно, на дружественных встречах за кофе.
Все, кто когда-то работал со мной или сотрудничал, знают, что я фанат молодых, боевых специалистов, и мои команды чаще всего состояли из людей, выращенных в стенах Всероссийской академии внешней торговли при Минэкономике РФ, которую я сама закончила много лет назад и где защитила кандидатскую и преподавала более 10 лет. В основном я беру себе в команду молодых сотрудников: или сразу после практики на четвертом курсе, или с минимальным опытом работы 1-2 года.
И сегодня я не изменяю себе. Моя команда – это сотрудники не старше 25 лет, некоторые заканчивают магистратуру, а кто-то только поступает туда. Казалось бы, как на таких совсем молоденьких и неопытных ребят можно опереться, и что они вообще могут? А они могут очень многое при должном внимании, терпении и вере самого руководителя. При корректной работе с молодым коллективом через 1-2 года вы получите потрясающую команду! Что интересно, сегодня моя молодая команда обгоняет «старичков» и «матерых» специалистов, устойчиво закрепляя за собой звание сильнейшей в части экспертности, клиентоориентированности и пробизнесового подхода.
Имея большой опыт коммуникации с молодыми специалистами и пробуя разные методики их развития, сегодня я могу выделить несколько основных принципов работы с молодой командой.
Первый – вовлеченность и жажда знаний.
Молодой специалист должен, безусловно, иметь хорошую академическую базу, чтобы можно было, так сказать, «строить надстройку». То есть развивать его и показывать весь калейдоскоп возможностей и разнообразия работы юриста в логистике и ВЭД. Также очень важно, чтобы он хотел развиваться именно в этом направлении и ему было интересно.
Второй – понимание и знание бизнес-процессов в компании и технологий производства.
Все мои сотрудники всегда посещают производство и знакомятся с процессами на месте. Так, в одной компании моя команда ездила в ремонтное депо, где можно было своими глазами увидеть, как происходит «деповской» ремонт подвижного состава, в другой – на складские площадки, в третьей – на угольные разрезы, фабрику, порты и т.д.
Видение масштаба и понимание всей технологии работы и процессов позволяет сотрудникам проще находить общий язык с коллегами и существенно облегчает работу с документами.
Третий принцип – вера в сотрудников, дать им возможность делать ошибки.
Как-то раз, уже не помню, где, я прочитала интересную маленькую заметку, смысл примерно был такой: мальчик хотел ездить в школу сам без родителей и очень настаивал на этом (до школы надо было ехать на электричке). И в один день родители согласились, чтобы он поехал сам, и, когда они его провожали, положили в карман маленькую записочку со словами «Если тебе станет не по себе, страшно или грустно, просто прочитай ее». И вот мальчик едет в электричке, набилось много народа, люди толкаются, ругаются, и мальчик испугался, расплакался и вспомнил о записке, открыл ее и прочитал: «Сынок, я в соседнем вагоне».
Вот так и ты как руководитель должен дать свободу сотруднику, а если более конкретно, то вовлекать его в проект (сложная сделка, судебный процесс и т.д.) и давать ему самому прорабатывать, подготавливать и формировать позицию. Главное, ему должна быть понятна цель – чего необходимо достичь. Твоя же задача как руководителя, с одной стороны, не мешать, с другой стороны – корректно его поддерживать, чтобы он критично не ошибся, и «штриховать неровности». Сотрудник должен делать сам, а ты, если что, всегда рядом и открыт для вопросов, обсуждений, дискуссий.
В некоторых случаях, если вопрос очень сложный, я использую метод парной работы, а именно: ставлю коллег в пару, заранее анализируя, по каким вопросам кому в паре будет работать комфортно. Результат бывает порой просто фантастический. Важно, что пары миксуются, по разным вопросам в пару попадают разные сотрудники. После проделанной работы я обязательно с каждым общаюсь индивидуально и получаю обратную связь как по самому проекту/заданию, так и насколько удобно было сотрудничать в паре. Это необходимо для дальнейшей комфортной (бережной) корректировки коммуникации коллег в процессе работы.
Кроме того, очень важно верить в своих молодых сотрудников. Я достаточно часто вижу, как молодые ребята, когда берутся за новое для них дело, очень сильно переживают, так как нет практического опыта, боятся ошибиться или показаться незнающими в каком-то вопросе. Но если ты как руководитель поддерживаешь их, объясняешь, а порой просто показываешь направление (например, подсказываешь, что заранее почитать, посмотреть, чтобы на переговорах понимать, что будут обсуждать) – это уже много значит. А также если говоришь, что у них все получится просто потому, что ты им это поручил и уверен, что именно он или она справятся с этим вопросом на все 100%, результат, поверь, не заставит себя долго ждать. Сотрудникам надо давать свободу в развитии и крылья.
Последний, четвертый принцип – общие ценности и развитие команды.
Руководитель или, как его еще называют, лидер команды, должен быть не только наставником, но в какой-то степени и коучем. Что я имею в виду: так как ребята молодые, надо расширять их знания, кругозор, возможности и способности, а в некоторых моментах и поддерживать инициативу. Поэтому я активно поддерживаю, а порой и настаиваю (с учетом анализа работы, обычно за год) на прохождении обучения (повышение квалификации), публикации статей, выступлениях на конференциях, саммитах, участии в конкурсах, ведении соцсетей и прочего в зависимости от интересов и способностей сотрудников. Кроме того, обращаю их внимание на важность развития себя вне работы (увлечения, путешествия, соревнования и прочее). Настоятельно рекомендую пробовать новое, так как это опыт интересный и полезный.
Ольга Матрон, к.э.н., заместитель генерального директора по правовым вопросам – директор юридического департамента, «Карбо-Логистика»
Задать свои вопросы Ольге и узнать больше об опыте «Карбо-Логистики» вы сможете на Пятнадцатой конференции «Управление закупками», которая пройдет 4-5 сентября 2025 года в Москве.
Наши конференции:
- Сорок шестая конференция «Общие центры обслуживания – Саммит руководителей»
- Четвертая конференция «Цифровизация финансового рынка в России: тренды и перспективы развития»
- Двадцать первая конференция «Оптимизация и цифровизация корпоративных бизнес-процессов»
- Одиннадцатая конференция «Информационные технологии в бюджетировании
- Сорок пятая конференция «Эволюция клиентского сервиса в ОЦО: от сервисного подразделения до стратегического бизнес-партнера»
- Двадцатая конференция «Цифровизация бизнес-процессов: путь к стратегическим целям компании»
- Шестая конференция «Цифровизация в строительном бизнесе»
- Десятая конференция «Информационные технологии в бюджетировании»
- Четырнадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»






