Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Российская розница в кризис не пострадает

15.08.2011

Турбулентность на рынках и неопределенность развития макроэкономической ситуации подвигли Merrill Lynch на анализ: как российские розничные сети могут реагировать на новый кризис. Сценарий стресс-теста предполагает в 2012 г. снижение цены барреля нефти марки Brent до $80 (в конце прошлой недели — $108 за баррель), снижение курса до 32 руб. за доллар, снижение реальных располагаемых доходов населения на 0,2%, замедление инфляции до 4,1% (8% по текущим прогнозам) и рост оборота розницы на 3-4% (прогноз — 9,3%).

В описанной ситуации из-за смещения спроса покупателей в сторону более дешевых товаров EBITDA ритейлеров может оказаться на 6-8% меньше, чем при благоприятной конъюнктуре, а прибыль — на 10-15%. Но в целом продуктовая розница достаточно защищена от экономических колебаний, следует из отчета Merrill Lynch.

В более выгодном положении окажутся компании, бизнес которых — магазины-дискаунтеры. Это X5 Retail Group, 73% выручки которой в 2010 г. пришлось на «мягкие дискаунтеры», «Магнит», которому в том же году 90% выручки принесли магазины формата «у дома», и группа «Дикси» (одноименные магазины принесли 85% выручки). В кризис 2008-2009 гг. дискаунтеры показывали положительную динамику, а супермаркеты страдали, напоминает Merrill Lynch. «Пятерочки» были фаворитами роста в X5 в 2009 г.: их сопоставимые продажи выросли на 17% (трафик — 10%, средний чек — 7%), а супермаркеты «Перекресток» не показали роста вовсе — увеличение среднего чека на 4% было нивелировано спадом трафика на те же 4%.

Розничная торговля продуктами устойчива к кризисам, подтверждает гендиректор X5 Retail Андрей Гусев. Компания защитилась и от курсовых колебаний, продолжает он: более 90% ее долгов — рублевые. «Последнее, на что люди снижают траты, — еда. Потребление здесь стабильное», — уверен Гусев.

В кризис 2008-2009 гг. защищенность розничного сектора была явно недооценена инвесторами, напоминает аналитик Merrill Lynch Виктор Дима. EBITDA Х5 за 2009 г. на 7% превзошла ожидания аналитиков (консенсус-прогноз Bloomberg 2008 г.), EBITDA «Магнита» — на 14%, «Дикси» — на 24%.

Акции компаний потребительского сектора — защитные бумаги и в США, например, в кризис акции Procter & Gamble и Walmart просели гораздо меньше, чем акции нефтяных компаний, говорит Евгений Студеникин из БКС.

«Розница и должна быть защитной, ее финансовые показатели наименее подвержены волатильности», — говорит аналитик «Тройки диалог» Михаил Красноперов. Но бумаги ритейлеров пока дешевеют быстрее рынка — с начала года упали в среднем более чем на 20%, а индекс РТС — на 14%.

«Розничный сектор торгуется по мультипликаторам выше среднерыночных, поэтому, когда идет большая распродажа, инвесторы очень часто уменьшают позиции в секторе», — заключает Красноперов.

Александра Крекнина

Ведомости


Комментарии