Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

В «Сколково» создали виртуальную примерочную для обуви

17.08.2017

В середине июля в технопарке «Сколково» прошел «День Декатлона», во время которого стартапы презентовали свои проекты руководству французской сети, специализирующейся на товарах для спорта. А уже через пару недель разработка одного из участников той встречи, трехмерный сканер для подбора обуви ScanFIT, поступила в московский магазин «Декатлон» для тестовой обкатки.

Сканер и технология TRY.FIT позволяет покупателю за считанные секунды подобрать наиболее подходящую ему обувь, учитывающую биомеханику и индивидуальные особенности стопы, а производителю и продавцу — увеличить продажи в интернете. Самые предварительные данные, накопленные за пару недель тестовых испытаний сканера в магазине «Декатлон» на Алтуфьевском шоссе, показывают: до 50% примеривших обувь покупают ее. «Это очень хороший показатель конверсии», — констатирует Ваган Мартиросян, гендиректор «Трайфит Технологии».

Эта компания, резидент IT-кластера Фонда «Сколково», с нуля разработала программное и аппаратное обеспечение для виртуальной примерки обуви и успешно внедряет его как в России, так и за рубежом. В числе базирующихся в России партнеров г-н Мартиросян, помимо «Декатлона», называет обувную сеть «Эконика», среди иностранных — компанию New Balance.

«По статистике New Balance, одного из крупнейших обувных брендов планеты, порядка 60% людей носят неподходящую обувь. Болевые ощущения, мозоли, неудовлетворенность от ношения обуви покупатель зачастую ассоциирует с производителем, а не с отсутствием в магазине технологии виртуальной примерки обуви. Мы решили исправить эту ситуацию», — рассказывает Ваган Мартиросян.

За плечами собеседника — богатый опыт работы в смежном направлении. Несколько лет назад он основал стартап, который разрабатывал технологию, позволяющую клиенту онлайн-магазинов одежды примерять ту или иную модель c использованием трехмерного аватара. Технология требовала сложных математических расчетов: нужно было просчитать натяжение ткани и сделать примерку максимально близкой к реальности. Введя несколько параметров (рост, вес, обхват груди, бедер и другие), человек мог увидеть в 3D, как конкретный предмет одежды будет на нем сидеть. По словам собеседника, основной сложностью в примерке одежды является вариативность лекал: «Одна и та же футболка у разных производителей может быть изготовлена на основе разных лекал — их многообразие вызывает сложности автоматизации при создании трехмерной модели одежды. С обувными колодками работать проще, они более унифицированные».

На старте обувного проекта (формально он начался в январе 2016 года, хотя фактически к работе разработчики приступили двумя месяцами ранее) команда Мартиросяна сфокусировалась на мобильной технологии, которая позволила бы изготовить трехмерную модель стопы с помощью нескольких фото, сделанных самим пользователем на камеру телефона. Впрочем, точность этого метода не удовлетворила разработчиков. Гораздо лучше с задачей справляются стационарные сканеры — «Трайфит Технологии» тестирует уже третье поколение этих устройств, изготавливаемых в том числе из российских комплектующих в Технопарке «Сколково». Устройство компактное (оно занимает площадь менее 1 кв. метра), надежное (выдерживает вес до 200 кг) и безопасное (при попытке взлома сканер даже при отсутствии внешнего электропитания отправит СМС-сообщение о том, что он разобран, и хранящаяся на нем информация будет зашифрована, что важно с учетом требования законодательства о персональных данных). По всему миру установлены и проходят тестирование 4 сканера: в США, в New Balance, в Китае (там аппарат используется для трехмерного моделирования колодок), и два в России, в сетях «Декатлон» и «Эконика».

Отсканировать стопу с высокой точностью — это лишь часть задачи, причем не самая сложная. Гораздо труднее оказалось выполнить математическое моделирование того, как меняется стопа при физических нагрузках и в процессе ношения обуви. Здесь, как и в случае с виртуальной примеркой одежды, очень пригодились математические компетенции участников команды «Трайфит Технологии». «В основе технологии — мы называем ее inMotion — лежат системы дифференциальных уравнений высоких порядков, которые мы решаем, чтобы смоделировать биомеханику стопы в движении, — рассказывает программист по образованию Ваган Мартиросян. — Известно, что во время бега, когда вес тела приходится на стопу, она расширяется (до 15%) и удлиняется (до 13 миллиметров в случае со взрослым мужчиной). Та обувь, которая в примерочной казалась вполне комфортной, во время реальной носки может жать. Мы же можем математически смоделировать процесс ходьбы, бега, прыжков и так далее и сказать, какая обувь вам подойдет оптимальным образом. Наша сила — в алгоритме имитационного моделирования ношения обуви. Для нас, разработчиков, это целая наука, для пользователя — всего 5 секунд нахождения на сканере».

За это время система отсканирует стопы, изготовит их трехмерную модель, учитывающую несколько десятков индивидуальных параметров, и автоматически подберет самые подходящие модели из коллекции магазина — одного или нескольких. «Однажды отсканировав стопу, вы сможете примерять обувь из разных магазинов-партнеров, которые предоставили нам оцифрованные колодки», — поясняет В. Мартиросян. В ближайшие месяцы компания обещает запустить мобильное приложение, которое позволит пользователю хранить и использовать для покупки обуви загруженный трехмерный скан стопы.

Технология inMotion — это то, что выгодно отличает продукт «Трайфит Технологий» от предложения конкурентов. По заверению г-на Мартиросяна, в России таковых у компании нет вовсе, а в мире состязаться с командой из «Сколково» могут всего три компании — шведская, израильская и немецкая. «Просто сравнить геометрию стопы и колодки не очень сложно, и наши конкуренты поступают именно так. А мы это делаем в динамике, с учетом реального процесса ношения выбранной пары. Шведы — наиболее сильный наш конкурент. У них есть сканер, но пока нет технологии выдачи рекомендаций. То есть они сканируют стопу и определяют размер пользователя. А мы же говорим, какая обувь вам подойдет лучше всего для той или иной цели и с какой степенью комфорта, — сказал Мартиросян. — В этом смысле сотрудничество с „Декатлоном“, одним из крупнейших мировых продавцов и производителей товаров более чем для 70 видов спорта, для команды „Трайфит Технологии“ как нельзя более кстати. Рассказывая о сотрудничестве с французской сетью, Ваган Мартиросян высоко отзывается о роли Фонда „Сколково“ в налаживании этого взаимодействия. „Сколково“ нам очень сильно помогло в части маркетинга и организации контактов с такими компаниями, как „Декатлон“, Ozon Group и другими. Сотрудничество с ними необходимо нам для филигранного оттачивания технологии. Без „Сколково“ с „Декатлоном“ мы вряд ли бы подружились. Первые контакты с этой компанией мы наладили во время конференции Startup Village-2017 [еще в 2016 г. команда Мартиросяна победила в конкурсе проектом в треке „Ритейл“ в рамках IT-направления — прим Sk.ru]; договоренности о сотрудничестве, которые позволили установить наш сканер в магазине на Алтуфьевском шоссе, были закреплены во время Дня „Декатлона“. Предварительные результаты тестирования подтверждают эффективность предлагаемой нами технологии — в „Декатлоне“ 9 из 10 человек, вставших на сканер, получают точное попадание, то есть рекомендации системы позволяют им подобрать наиболее подходящую обувь».

«И если срок пилотного проекта „Трайфит Технологии“ и „Декатлона“ измеряется неделями, то тестирование разработки в сети „Эконика“ длится уже несколько месяцев. За это время через сканер стоп „Трайфит Технологий“ прошло несколько сотен участниц тестирования („Эконика“ торгует только женской обувью). С технической точки зрения, рассказывает Мартиросян, моделировать ношение обуви из „Эконики“ оказалось труднее. Многие модели — на высоком каблуке и более сложной формы, чем спортивный ассортимент „Декатлона“. „Топ-менеджмент „Эконики“ откликнулся на нашу идею еще в середине прошлого года, когда уровень зрелости продукта был гораздо меньше, чем сейчас. Мы ценим их готовность пройти вместе путь доработки и адаптации технологии. Мы ездили в Китай на производство „Эконики“, автоматизировали процесс сбора данных по колодкам“,- рассказал гендиректор „Трайфит Технологий“.

Плюсы для магазинов от сотрудничества с „Трайфит Технологиями“ очевидны. Покупку обуви онлайн гендиректор компании сравнивает с игрой в казино -может повезти с размером, а может и нет: „Даже у одного и того же производителя размер может „гулять“. Например, обувь известного бренда из Дании изготавливается в Китае, Таиланде, Индонезии, Вьетнаме, Словакии и в Бразилии. Я специально мерил один и тот же размер, произведенный в разных странах, чтобы понять разброс. Оказалось, что в случае одинаковой модели, сшитой в Китае и Словакии, разница между одним и тем же размером достигает 7–8 мм. Это очень много. Поэтому обычно покупатели, приобретая обувь через интернет, заказывают доставку как минимум трех пар понравившейся модели: обычный, на размер больше и на размер меньше, на всякий случай. А потом, если повезло и хотя бы одна пара подошла, две другие придется вернуть в магазин. Вот почему статистика возвратов обуви доходит до 50–60%. Это большая проблема для продавцов, которые вынуждены замораживать товар, и во многом для нас, потребителей, ведь интернет-магазины закладывают в бизнес-модель доставку дополнительных пар и их возвраты, что отражается на цене, — поясняет В. Мартиросян. — Мы решаем это проблему и призываем пользователей: забудьте про размер и ориентируйтесь на показатель степени комфорта, Fit Rate, измеряемый по 10-балльной шкале. Обувь с показателем от 8,5 и выше подойдет отлично, 7,5- 8,5 баллов будет сидеть хорошо, ниже 7,5 баллов — средней комфортности“.

Fit Rate вместо традиционного размера, который, как говорит Ваган Мартиросян, „не более чем цифра, никак не отражающая уникальную трехмерную геометрию стопы“ — лишь одно из предложений собеседника в свете прогнозируемых им масштабных изменений в области ритейла. Неизбежное будущее — уход торговли в интернет при сохранении весьма ограниченного списка точек оффлайн, где можно будет, среди прочего, пройти процедуру трехмерного сканирования. „Кризисные явления в экономике проявляются повсеместно, сети закрываются, покупательная способность низка. На фоне роста популярности онлайн-торговли ритейлеры ищут способы увеличить конверсию. Мы предлагаем им решение — использование трехмерного сканирования и виртуальных примерочных. Практически у всех уже есть профиль в социальных сетях. Я абсолютно убежден, что в скором времени таким же неотъемлемым атрибутом станет привязанный к профилю аватар, учитывающий индивидуальные особенности конституции человека и используемый для примерки и покупки в интернете одежды, обуви и нижнего белья. Даже если конверсию удастся увеличить на 2–3%, в случае с глобальными компаниями это будет означать дополнительную прибыль в сотни миллионов и даже миллиарды долларов“, — сказал Ваган.

„Идеальная пара спортивной обуви — мечта каждого спортсмена, ведь правильно подобранная пара кроссовок — это те самые считанные минуты, которые порой отделяют спортсмена от личного рекорда. Уникальность разработки состоит в том, что решение TRY.FIT позволяет оцифровать стопу и спрогнозировать удобство колодки не только в статичном положении, но и в динамике. Разработчики технологии начинали свой опыт с проектирования траектории баллистических ракет, поэтому не приходится сомневаться в том, что рекомендованная обувь позволит добиться космических спортивных результатов“, — убеждена Ольга Стрелова, директор Центра инновационных технологий для ритейла IТ-кластера Фонда „Сколково“.

Узнать больше об опыте и планах Декатлона» вы сможете на конференции «Автоматизация казначействa».

Источник: SK


Комментарии