Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Изменения налогов в нефтяной отрасли

11.02.2016

Падение цен на нефть в прошлом году, которое привело к дефициту бюджета, заставило правительство заморозить экспортную пошлину на нефть, которую первоначально планировалось снизить, и начать поиск в нефтегазовой отрасли новых источников наполнения казны. В частности, для дополнительных налоговых изъятий в настоящее время рассматривается возможность еще одного повышения акцизов на топливо и изменение формулы НДПИ на нефть.

Минфин недавно выступил с предложением сократить в формуле НДПИ вычет на нефть, который формируется как издержки при добыче барреля нефти, вдвое: с $15 до $7,5, сообщил в выходные глава ведомства Антон Силуанов. Такая инициатива может оказать сильное влияние на экономическое положение нефтекомпаний, считают аналитики.

Если сейчас при действующей формуле НДПИ компании работают с аккумулированным денежным потоком, то после изменений денежный поток будет отрицательным, и компаниям придется сокращать капзатраты и объемы добычи, считает аналитик БКС Кирилл Таченников.

Наибольшее влияние обсуждаемое изменение вычета в НДПИ окажет, по мнению аналитиков, на компании, основная доля дохода которых приходится на сектор upstream.

«Под ударом больше находятся те компании, у которых более низкая доля переработки и основная часть дохода генерируется за счет добывающего сегмента, плюс те, у которых есть большая необходимость порезать капзатраты, но нет возможности это сделать. Я бы сказал, что это, в первую очередь, „Роснефть“, „Татнефть“», — пояснил Таченников. Аналитики также отмечают, что в зоне риска находится и «Сургутнефтегаз».

По их мнению, определяющим фактором станет также наличие у компаний долговых обязательств и льгот. Так, чем больше льгот, тем менее будет заметен эффект, чем больше задолженность, тем заметнее влияние.

Несмотря на то, что с начала 2016 года акциз на автобензин класса 5 уже был повышен на 2 тысячи руб./т, на бензин ниже класса 5 — на 3,2 тыс. руб./т, на дизельное топливо — на 700 руб./т, Минфин предложил провести еще одно увеличение — с 1 апреля. По предложению ведомства, дополнительный рост акцизов на автобензин и прямогонный на 2,6 тыс. руб./т, на дизель, печное топливо и дистилляты на 1,147 руб./т принесет в бюджет еще 89,3 млрд руб.

Заместитель председателя комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Юрий Станкевич считает, что ВИНКи, которые производят основную долю моторного топлива, уже не смогут второй раз за год избежать повышения цен на бензин, потому что их финансово-экономические возможности этого не позволяют.

Однако президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша отмечает, что в таких условиях розничные цены будут подвержены жесткому контролю со стороны ФАС. «Я абсолютно не сомневаюсь, что оптовые цены вырастут на автомобильное топливо, а розничные цены будут подвергнуты жесткому прессингу со стороны государственных контролирующих органов в лице федеральной антимонопольной службы. Это вызовет большие проблемы, в первую очередь, у независимого розничного сектора», — отметил он.

«И если нефтяные компании могут переложить центр прибыли на переработку и оптовое звено, то независимой рознице перекладывать его некуда, поэтому она работает в этот момент себе в убыток, что может создать дополнительные проблемы, вплоть до банкротства ряда предприятий», — добавил Аркуша. В настоящее время из более чем 20 тыс. АЗС лишь треть находятся в системе ВИНК, остальные, независимые АЗС, приобретают топливо с уже включенным в стоимость акцизом, пояснил собеседник.

Примечательно, что новые налоговые инициативы Минфина пока не вызвали бурной реакции со стороны нефтяников. Не исключено, что увеличение акцизов станет разменной монетой при принятии решения об изменении НДПИ. Ситуация может быть похожа на ту, которая была в середине 2015 года, когда в результате долгого диалога между компаниями и государством изначально планируемый объем налоговой нагрузки в 600 млрд рублей удалось снизить втрое. «Предполагаю что, здесь будет то же самое, будет диалог между нефтянкой и государством, плюс надо понимать, что подобные меры уменьшат нормы прибыльности, нормы рентабельности, соответственно, уменьшат дивиденды, в том числе у госкомпаний», — отмечает Назаров из Газпромбанка.

Комиссия по законопроектной деятельности в начале недели уже одобрила законопроект о повышении ставок акцизов на топливо. Теперь документ должен быть рассмотрен на заседании правительства. Скорость подготовки и принятия решений по этому вопросу дает основания на то, что 1 апреля многим все же будет не до смеха.

Источник: Интерфакс


Комментарии