Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Российские производства смогут получить госконтракт без конкурса

10.04.2015

Российское правительство готово разрешить госструктурам закупать товары и услуги у поставщика на внеконкурсной основе в том случае, если он локализует производство на территории РФ, соответствующий законопроект был опубликован на портале regulation.gov.ru. Документ, как указано в пояснительной записке, разработан Минэкономики совместно с Минфином и Минпромторгом для исполнения одного из пунктов плана антикризисных мер.

Из данного документа следует, что ведомства предлагают добавить в действующий ФЗ-44 «О контрактной системе» новую ст. 111.2 «Особенности заключения контрактов на основе соглашений о локализации производства». Государственные заказчики получат возможность заключать с производителями – российскими юридическими лицами соглашения о локализации производства их товаров и на этом основании закупать их продукцию на внеконкурсной основе как у единственного поставщика. Соглашение о локализации, как указано в документе, подразумевает «создание либо модернизацию и (или) освоение производства на территории РФ товара» без ссылок на то, что товар не должен иметь аналогов, что делает законопроект широко применимым, к примеру, для целей импортозамещения.

Условия соглашения, среди которых обязательства поставщика, включая инвестиции, наличие конструкторской документации и объем НИОКР, и перечень заказчиков, которым будет разрешено покупать производимый товар у инвестора как у единственного поставщика (цена будет также фиксироваться в соглашении), будут утверждаться правительством. Максимальный срок действия соглашения о локализации — семь лет, на его протяжении правительство гарантирует поставщику «неизменность существенных условий», а расторгнуть договор можно будет только по решению федерального суда. При этом для снижения издержек поставщика госзаказчики не смогут потребовать от него предоставить обеспечение контракта.

Как заявили в пресс-службе Минэкономики, несмотря на то что проект разрабатывался совместно тремя ведомствами, у Минпромторга есть к нему замечания (получить комментарий в пресс-службе ведомства не удалось). «Устанавливая возможность закупки у единственного поставщика, мы предусматриваем льготный режим для инвестора по реализации его продукции. Это одна из мер стимулирования создания производства на территории РФ — возможность закупки у него как у единственного поставщика», — сообщили в пресс-службе Минэкономики. В пресс-службе ФАС отметили, что на согласование к ним проект еще не поступал, однако при этом сообщили, что предложенный Минэкономики механизм требует проработки для поддержки конкуренции и «недопущения обхода 44-ФЗ».

«Создание производств с высокой добавленной стоимостью требует больших объемов инвестиций и длительных сроков окупаемости, государственные гарантии заказов позволят привлечь для таких предприятий дополнительные инвестиции», — замечает сопредседатель Деловой России Сергей Недорослев.

«Этот документ позволит привлечь к участию в госзаказе конечных производителей и сократить число перекупщиков, что в нынешних экономических условиях будет способствовать развитию импортозамещения», — соглашается Александр Шамрин, первый проректор НИУ ВШЭ. Однако, по его словам, отказ от требования по обеспечению заявки на торгах, хотя и снижает издержки производителей, может увеличить риски неисполнения госконтрактов. «Кроме того, из документа не следует, по каким критериям правительство будет определять список производителей, а Минпромторгу следовало бы уточнить вводимое ведомством понятие «локализация производства»», — добавляет он. «Будет ли инициатива существенно стимулировать развитие производства, сказать на данный момент трудно, это покажет время. Что касается коррупционных рисков, то по сравнению с теми, которые уже существуют в законодательстве о госзакупках, вероятность их появления из-за нового законопроекта минимальна», — говорит юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь

Источник: Коммерсант 


Комментарии