• Сегодня 7 декабря 2025
  • USD ЦБ 76.09 руб
  • EUR ЦБ 88.70 руб
Десятая конференция «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом»

Рынок курьерских услуг в России растет, но сталкивается с замедлением и новыми вызовами

05.11.2025

Рынок курьерских услуг в России продолжает демонстрировать рост, о чем свидетельствует 16-процентный прирост числа зарегистрированных компаний за год, сообщает «Коммерсант». На конец сентября в стране работало 16,1 тыс. таких организаций, при этом количество новых регистраций увеличилось на 12%, до 4,3 тыс. Общий объем оказанных населению курьерских услуг в январе-сентябре 2025 года достиг 49,8 млрд рублей, увеличившись на 26,74% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (хотя в 2024 году рост был более значительным – 36,08%).

Драйверы роста: e-grocery и региональная экспансия

Основными драйверами роста остаются бурное развитие электронной коммерции, в частности, в сегменте доставки продуктов питания (e-grocery), а также активная экспансия интернет-ритейла в регионы. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов оценивает рост e-grocery в целом по стране в 50-60%, а в некоторых регионах, где этот сегмент начал развиваться позже, темп достигает 80-90%. Аналитики Data Insight прогнозируют рост e-grocery в 2025 году на 33%, до 1,6 трлн рублей. Руководитель проектов компании Strategy Partners Роман Самойлов добавляет, что доставка открывает доступ к широкому ассортименту товаров жителям удаленных населенных пунктов, избавляя их от необходимости поездок в крупные города.

Новые вызовы: ПВЗ, собственная доставка ритейлеров и дефицит кадров

Тем не менее, нарастают факторы, которые замедляют темпы роста курьерских услуг и ставят под вопрос будущее небольших игроков.

1. Переориентация на ПВЗ: генеральный директор Pony Express Александр Тимофеев указывает на заметную переориентацию потребителей в сторону пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Количество ПВЗ в России значительно выросло – на 37% за год, достигнув 20,8 тыс. к началу октября (по данным «Яндекс Карт»). Эта тенденция, по его мнению, частично сдерживает развитие курьерской доставки.

2. Развитие собственной логистики ритейлерами: крупные ритейлеры все чаще отказываются от услуг сторонних курьерских компаний, инвестируя в развитие собственных логистических систем. Это позволяет им полностью контролировать цепочку поставок, повышать качество обслуживания, управлять клиентским опытом и интегрировать доставку в общие бизнес-процессы. В СДЭК считают, что по мере роста оборотов компании инвестиции в собственную доставку становятся экономически более выгодными, несмотря на изначальную эффективность аутсорсинга.

3. Дефицит кадров и рост зарплат: дефицит кадров также оказывает давление на рынок. Президент ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний России Александр Митюков отмечает высокую конкуренцию за рабочие руки, которая неизбежно ведет к постоянному росту фонда оплаты труда. По данным SuperJob, в октябре 2025 года средняя зарплата курьеров в Москве увеличилась на 38% год к году, достигнув 132 тыс. рублей в месяц.

Эти факторы, вкупе с уже упомянутыми тенденциями, вынуждают небольших игроков рынка курьерских услуг всерьез задумываться об уходе, а общий рост рынка постепенно замедляется, несмотря на позитивный тренд в электронной коммерции.

Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025, который пройдет 20-21 ноября 2025 года в Москве, соберет экспертов, чтобы определить тенденции и темпы роста отрасли, наметить планы развития компаний и узнать об инновационных инструментах управления. 

Наши конференции: