КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
15 мая 2024 года
Москва -
16-17 мая 2024 года
Москва -
22 мая 2024 года
Москва -
23-24 мая 2024 года
Москва -
28-29 мая 2024 года
Москва -
30 мая 2024 года
Москва
Правительство одобрило законопроект о товарных агрегаторах
14.03.2017
Правительство одобрило законопроект о товарных агрегаторах, который может серьезно осложнить работу сервиса «Яндекс. Маркет»: агрегаторам придется нести ответственность перед покупателями за предоставленную информацию о товарах. Участники рынка возмущаются и говорят, что последнюю версию данного документа с ними не обсуждали.
Правительство отрегулирует товарных агрегаторов
Правительство одобрило законопроект о совершенствовании госрегулирования защиты прав потребителей, приобретающих товары и услуги в интернете. Об этом говорится в сообщении разработчика документа — Роспотребнадзора.
В пояснительной записке к документу сказано, что по мере развития сети интернет все серьезнее становятся проблемы, связанные с неурегулированными сегментами в электронной торговли. Речь идет, в первую очередь, о регулировании деятельности товарных агрегаторов, крупнейшим из которых является «Яндекс. Маркет».
Почему нужно регулировать агрегаторов
Согласно законопроекту (его текст имеется в распоряжении CNews), под агрегатором понимается организация или индивидуальный предприниматель, который позволяет потребителю в сети интернет одновременно ознакомиться с предложениями продавцов
Продавец вправе потребовать от организаций и индивидуальных предпринимателей, уполномоченных действовать в интересах продавцов и изготовителей, предоставить подтверждение таких полномочий. Такого рода организации, как и агрегаторы, обязаны довести до потребителей информацию о себе и об изготовителях и продавцах товаров.
Ответственность агрегаторов
Если агрегатор предоставил недостоверную информацию о товаре или продавце, то ему придется нести ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации. В то же время ответственность за надлежащее соблюдение договоров, заключенных продавцом с покупателем с помощью агрегатора, а также за надлежащее качество переданных покупателем товаров лежит на продавце.
Агрегатор обязан вернуть внесенную ему покупателем предоплату в случае, если товар не был доставлен в срок и потребитель проинформировал продавца о расторжении по этой причине договора
Аналогично агрегатор обязан вернуть средства покупателя в случае, если он отказался принять товар по причине предоставления агрегатором недостоверной информации о товаре или о продавце. Но если продавец сообщит агрегатору о принятии покупателем товара, то агрегратор в вышеупомянутых случаях будет вправе не возвращать денежные средства.
Не та версия законопроекта
Первая версия данного законопроекта появилась еще в 2015 г. В работе над документом принимала участие Ассоциации компаний
В предыдущей версии законопроекта говорилось о том, что агрегатор должен нести ответственность в случае предоставления недостоверной информации о товаре или продавце «за реальный ущерб» потребителю в пределах суммы предварительной оплаты, переведенной на банковский счет агрегатора. Однако Минюст посчитал такую формулировку неудачной: в случае размещения недостоверной информации агрегаторов только агрегатор должен нести за нее ответственность, поскольку продавец никаких нарушений не совершал.
В
В нынешней версии документ учитывает роли агрегатора, который всего лишь выполняет роль информационного посредника между потребителем и продавцом, возлагает на него чрезмерную ответственность и фактически приравнивает агрегатора к продавцу. Принятие документа в таком виде создаст большие проблемы малому бизнесу, для которого агрегаторы зачастую являются основным каналом дистрибуции.
Агрегатор окажется в полной зависимости от продавца
Куратор рабочей группы «Связь и ИТ» Экспертного совета при Правительстве Ирина Левова также говорит, что документ в нынешнем виде отличается от той версии законопроекта, которая в 2016 г. была согласована на рабочей группе при Роспотребднадзоре.
В частности, из нынешней версии законопроекта следует, что агрегатор должен будет нести ответственность за ретрансляцию любой информации от продавца, а не только заведомо ложной, как было в предыдущей версии документа.
В то же время агрегатор «не держит в руках товар» и не имеет возможности в каждом случае проверить достоверность переданной информации о нем. Также в нынешней версии законопроекта нет ранее присутствовавшей нормы об ограничении ответственности агрегатора в пределах поступившей на его счет суммы предоплаты. Это ставит агрегатора в полную зависимость от продавца и позволяет покупателю требовать возмещения убытков как с продавца, так и с агрегатора, недоумевает Левова.
Наконец, крайний срок для рассмотрения агрегатором претензий не позволяет ему проверить, действительно ли покупатель не получил или отказался от получения товара. Это создает большую почву для злоупотреблений, предупреждает Левова.
«М.Видео» поддерживает законопроект
В то же время руководитель маркетплейса Goods (недавно запущен «М.Видео») Семен Кунин говорит, что данная платформа изначально запускалась с максимально полной и проверенной информацией по каждой категории товаров и по каждому продавцу и с максимальной ответственностью за качество товаров, сертификацию, возможный обмен и возврат. Аналогичные общие требования для всего рынка, закрепленные законодательно, повысят прозрачность российского ритейла и защитят права потребителей, уверен Кунин.
Теперь законопроект поступит на рассмотрение Госдумы. В случае его принятия документ вступит в силу только через 180 дней. В Роспотребнадзоре объясняют столь длительный срок необходимостью создать переходный период для субъектов предпринимательской деятельности.
Источник: CNEWSНаши конференции:
- Десятая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
- Деловой завтрак «Актуальные вопросы ВЭД»
- Седьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Двадцать пятая конференция «Корпоративное налоговое планирование. Актуальные налоговые споры-2024»
- Шестая конференция «Управление клиентским сервисом и лояльностью»
Комментарии