• Сегодня 20 июля 2024
  • USD ЦБ 88.02 руб
  • EUR ЦБ 96.04 руб
Двенадцатая конференция «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса»

X, Y, Z: мотивируем каждое поколение цифровизироваться

18.07.2023

Мир непрерывно развивается, и новые технологии проникают в нашу повседневную и рабочую жизнь каждый день. Многие профессии и отрасли постепенно становятся цифровыми: роботы заменяют специалистов техподдержки, нейросети пишут тексты за копирайтеров, а машины могут ездить без водителей.

Пандемия, изоляция и вынужденный переход на удаленку подстегнул внедрение технологий в рабочие процессы. Теперь про Zoom знает каждый корпоративный работник, все компании используют инструменты для организации работы команд, а подписание документов с удаленщиками перестало быть проблемой благодаря кадровому электронному документообороту. По мере того как компании внедряют в работу все новые технологии, сотрудники, которые изначально обучались работе со старыми системами, могут с трудом справляться с изменениями или вообще сопротивляться им.

Какие черты отличают каждое поколение работников? И что может помочь людям разных возрастов адаптироваться к цифровизации процессов и не бояться ее? В статье отвечаем на эти вопросы и освежаем в памяти теорию поколений.

Основы теории поколений и при чем здесь цифровизация

Теория о разнице между поколениями принадлежит американцам Нейлу Хоу и Уильяму Штраусу. Впервые они выдвинули ее в своей книге «Generations» в 1991 году. Суть теории заключается в том, что люди одного времени отличаются от других моделью поведения, определенным набором ценностей и убеждениями. Их объединяет одна историческая эпоха, чувство принадлежности и свои культурные коды.

К одному поколению обычно относят людей, которые появились на свет в промежутке 20-25 лет. Исследования выделяют следующие поколения:

X – люди 1964-1984 годов рождения;

Y – люди 1985-2002 годов рождения;

Z – люди 2003-2016 годов рождения.

Сегодня в одной компании легко могут работать представители всех трех поколений. Правильно используя сильные стороны каждого сотрудника, руководители могут извлечь выгоду из опыта и идей разных эпох и таким образом усилить компетенции всей команды.

При этом нужно помнить, что люди разных поколений росли и развивались в различных социальных и экономических условиях. Это накладывает отпечаток на то, что они ценят, что ими движет, а также определяет их отношение к технологиям. Пока поколение Z осваивает языки программирования один за другим, поколению X становится все сложнее адаптироваться к цифровым новинкам, например, переходить на КЭДО. Для одних нормой был домашний телефон и звонки из автомата, другие практически родились со смартфоном в руке.

Представители разных поколений разделяют схожие стремления, например, карьерные амбиции, но между поколениями существует технологический разрыв. Далее в статье – особенности представителей поколений X, Y и Z, а также способы подготовить каждого к цифровизации рабочих процессов.

Кто такие X, Y и Z и как помочь им пережить цифровизацию

Представители одного поколения оказывались в схожих жизненных ситуациях, они разделяют общие взгляды и установки, которые отличают их от других поколений. Легко определить общие факторы, которые на это влияют: происходящие в мире события, новые технологии, экономические явления, подход к образованию и семейным отношениям.

В разных исследованиях временные рамки поколений X, Y и Z могут отличаться. Мы укажем средние значения.

Поколение X: родились в период с 1964 по 1985 год, возраст от 38 до 59 лет

Иксеры в нашей стране родились и выросли во времена СССР. Они видели, как много работали их родители, поэтому привыкли к упорному труду. Им ближе четкий распорядок, они ценят время и баланс между работой и личной жизнью. Чаще всего они строят карьеру и не меняют специализацию всю жизнь. Эти люди могут быть хорошими наставниками для представителей других поколений благодаря своим навыкам и богатому опыту.

Специалисты поколения X – отличные коммуникаторы. Они привыкли к личному общению, отличаются прямолинейностью, могут вести открытые и честные разговоры на рабочие темы. Сильные коммуникативные навыки поколения X идеально подходят для работы в команде.

Поколение X умеет воспринимать критику. В то время как их более молодые коллеги часто теряются и переживают из-за резких замечаний или критики на работе, иксеры используют ту же обратную связь для самосовершенствования.

Они не так плохи в технологиях, как все думают. В детстве поколения X не было интернета, зато многие из них осваивали всемирную паутину на заре ее появления. Не все представители этого поколения общаются с технологиями на «‎‎ты», но большинство из них без проблем пользуются электронной почтой и соцсетями.

Что может помочь поколению X адаптироваться к цифровизации рабочих процессов?

Разносторонний подход. Люди учатся и воспринимают информацию по-разному. Одни могут смотреть короткие видео и проходить тесты в режиме онлайн. Для тех, кто привык к персональному общению и бумажным носителям, можно подготовить письменные инструкции и провести оффлайн мастер-класс.

Готовность отвечать на вопросы. Представители поколения X привыкли к личному общению, поэтому им важно понимать, к кому следует обращаться с возникающими вопросами о нововведениях. А руководству необходимо донести до сотрудников, что обратная связь только приветствуется.

Поколение Y: родились в период с 1985 по 2002 год, возраст от 21 до 38 лет

Люди поколения Y, или миллениалы, составляют самую многочисленную и активную часть современных работников. Они хорошо приспосабливаются к изменениям, поскольку выросли в условиях нестабильности. Миллениалами движет конкуренция и достижение высоких результатов, вот почему они находятся онлайн 24/7. Следующие черты выделяют поколение Y среди других.

Миллениалы не боятся амбициозных целей. Большие проекты и перспективы мотивируют поколение Y работать с большим энтузиазмом. Выполнение рутинных операций не вписывается в стиль работы большинства миллениалов, поэтому им нужно больше пространства для творчества.

Они увлекаются инновациями. Поколение Y выросло в технологической среде, и знает многое об инновациях – виртуальной реальности, искусственном интеллекте и машинном обучении. Миллениалы не представляют своей жизни без гаджетов и используют их как в рабочей, так и в личной жизни.

Миллениалы много работают. Чаще всего поколение Y совмещает работу с личной жизнью, а не наоборот. Его представители прагматичны, не будут выполнять лишнюю работу, и будут готовы посвятить всего себя проекту ради четкой финансовой цели.

Что может поддержать поколение Y в процессе адаптации к цифровизации процессов?

Возможность попрактиковаться. Миллениалы разбираются в технологиях и не любят долго фокусировать внимание, поэтому лучше всего создать для них своеобразную «‎‎песочницу», тестовую среду. В ней они смогут сами освоить новый инструмент на практике.

Участие в изменениях. Людям поколения Y важно обмениваться мнением с работодателем и быть услышанными. Для этого компании могут проводить семинары, на которых сотрудники представят свои идеи по внедрению новых технологий в работу.

Поколение Z: родились в период с 2003 по 2016 год, возраст младше 20 лет

Эти люди – будущая основа мирового бизнеса. Некоторые из них только что закончили учебу и начинают работать, другие совмещают высшее образование и стажировки. Поколение Z росло в условиях свободы, они сосредоточены на собственных потребностях, не зависят от мнения других, знают, чего хотят, и заботятся о самореализации больше всего на свете. Молодежь всегда в сети. Поколение Z – основная аудитория мессенджеров, которые они используют для общения в течение всего дня. Выделим особые черты людей Z.

Они гибкие и многозадачные. Поколению Z близок agile-подход к организации работы, а удаленка для них норма. Ведь многие из них продолжают учиться. Чтобы нанимать больше молодых сотрудников, бизнесу необходимо подстраиваться образ жизни молодежи.

Разбираются в технологиях и поглощают много информации. Представители поколения Z могут усваивать тонны новой информации каждый день и могут выполнять разноплановые задачи. Молодежь часто обвиняют в коротком фокусе внимания, но это помогает им сосредоточиться на том, что действительно важно.

Поколение Z — заядлые геймеры. Если и есть что-то, что любит делать все молодые люди, так это играть в компьютерные игры, в том числе на смартфонах.

Что еще отличает поколение Z от предшественников, так это тематика игр. Для них важны взаимодействие и социализация, поэтому игры обычно связаны с общением.

Какие шаги помогут поколению Z быстрее освоить новые цифровые технологии?

Периодическая оценка скиллов. Программы по оценке навыков – отличный способ поддерживать вовлеченность и мотивацию сотрудников и оценивать их успехи. Многие молодые люди все еще учатся, поэтому им привычно сдавать тесты и получать оценку по итогам обучения.

Игровой подход к обучению. Сделать изучение новых технологий увлекательным и приносящим удовлетворение – это ключ к росту и адаптации поколения Z. Программы могут включать в себя игры, а также возможность зарабатывать бейджи и оценки.

Каждое новое поколение обладает своими уникальными потребностями и желаниями. Понимание различий между сотрудниками из разных возрастных категорий поможет разработать индивидуальный подход к их обучению. Так внедрение новых технологий в рабочие процессы пройдет легко для каждого работника, а компания сделает еще один шаг к цифровой трансформации.

Источник: HH.ru

Узнать больше о том, как обучить сотрудников новым навыкам и мотивировать их использовать цифровые решения вы сможете

23 августа на Десятой конференции «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»;

24-25 августа на Седьмой конференции «Автоматизация корпоративного казначейства»;

30 августа на Четвертой конференции «Цифровая трансформация колл-центра».

Действуют скидки за раннюю регистрацию. Успейте принять участие на наиболее выгодных условиях!


Комментарии

Защита от автоматических сообщений