• Сегодня 22 июля 2024
  • USD ЦБ 88.02 руб
  • EUR ЦБ 96.04 руб
Двенадцатая конференция «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса»

Аналитика: Как продавцы диверсифицируют площадки?

05.07.2023

За год доля продавцов, работающих одновременно хотя бы с двумя онлайн-площадками, существенно выросла. Хотя большинство продавцов предпочитают работать на одной площадке, селлеры с течением времени начинают подключать дополнительные маркетплейсы, свидетельствуют данные отчёта Tinkoff eCommerce.

Так, согласно исследованию, примерно каждый пятый продавец из тех, кто начал торговлю в 2021 и 2022 годах, подключил дополнительную площадку через год после начала работы. На конец I квартала 2023 года 78% продавцов ведут торговлю на одной площадке, 18% – на двух, 3% – на трех, 1% – на четырех и более площадках.

Рост медианных доходов с каждой новой площадкой не изменился по сравнению с предыдущим годом – продавцы, которые подключают второй маркетплейс, получают рост оборота почти в 3 раза. Последующее подключение каждой новой площадки дает селлерам в среднем двукратный рост доходов.

Помимо этого, по данным опроса Tinkoff eCommerce, каждый пятый предприниматель, не торгующий на маркетплейсах, видит возможность расширения бизнеса через такие площадки – о планах масштабирования сообщили 22% респондентов.

Маркетплейсы и число продавцов на них

По данным Тинькофф eCommerce, с I квартала 2022 по I квартал 2023 года прирост активных продавцов на маркетплейсах снизился: их количество выросло всего на 21%. Для сравнения: в I квартале 2022 года рост составлял +288%.

Директор Tinkoff eCommerce Илья Кретов считает, что большой рост (в 3-4 раза) в 2020-2021 годах был обусловлен эффектом низкой базы и «золотой лихорадкой» маркетплейсов. Пандемия спровоцировала переход бизнеса из оффлайна в онлайн и способствовала резкому увеличению числа селлеров. В 2022 году эта динамика немного замедлилась, но рынок все еще растет внушительными темпами – на 20-30% год к году.

«В общем приросте необходимо учитывать не только абсолютные изменения, но и обращать внимание на тот факт, что некоторые предприниматели не доходят до "точки выживания". Рост числа селлеров отражает как появление новых продавцов на маркетплейсах, так и их существенный отток в случае, если бизнес за определенное время не достигает необходимых оборотов. Помимо этого при насыщении экосистемы каждого маркетплейса происходит замена количества качеством. Это значит, что на площадки приходят более профессиональные продавцы, которые "живут" дольше и торгуют на нескольких платформах одновременно. В ближайшем будущем рынок будет расти не столько за счет появления новых, сколько за счет развития больших и сильных селлеров», – добавляет Илья Кретов.

За год доля Ozon по количеству продавцов выросла сильнее всего: с 23% в I квартале 2022 до 34% в I квартале 2023. Wildberries как и в прошлом году лидирует по количеству продавцов, но его доля снизилась до 52% (63% в 2022 году). Увеличилась доля «Яндекс Маркета» – 10% в 2023 году против 8% в 2022. У остальных маркетплейсов доля продавцов за год практически не изменилась.

Что касается новых продавцов, в I квартале 2023 года только на 3 маркетплейсах их число увеличилось по сравнению с предыдущим кварталом: «Яндекс Маркет» (+39%), Ozon (+25%) и «СберМегаМаркет» (+17%). У Wildberries темпы прироста новых продавцов снизились на 4%. При этом, если в 2022 году более 70% продавцов выбирали в качестве первой площадки Wildberries, то в 2023 году только 44% продавцов начинают торговлю на этой площадке. Доля продавцов, которые выбирали Ozon первой площадкой, наоборот, выросла: 47% в 2023 году против 18% в I квартале 2022. Около 8% продавцов в качестве первой площадки выбирают «Яндекс Маркет».

Задачи и зоны роста селлеров

Онлайн-предприниматели зачастую ведут бизнес в одиночку или имеют совсем небольшой штат, поэтому уделяют много времени операционной и рутинной деятельности. Согласно опросу, 60% продавцов, которые торгуют на Wildberries и Ozon, тратят на работу с заказами минимум час в день. Из них 42% тратят на это по несколько часов в день.

Кроме того, около 60% продавцов ежедневно работают с отзывами о своих товарах, из них каждому второму продавцу приходится отвечать на отзывы самостоятельно. Также почти половина продавцов регулярно отслеживает остатки на складе, анализирует продажи и выстраивает логистические процессы.

Что касается приоритезации задач, 55% продавцов считают важным правильно настроить рекламу. Еще 43% респондентов отметили важность анализа собственных продаж. При этом опрошенные считают, что наиболее затратные по времени процессы – работа с карточками товара, анализ продаж, работа с рекламой и отзывами.

Для улучшения этих и других рабочих процессов 38% респондентов искали решение задач с помощью экспертов:

  • 22% из них обращались к узкопрофильным специалистам по работе с маркетплейсами;
  • 13% пользовались услугами внешних маркетологов;
  • 9% советовались с друзьями;
  • 7% искали необходимую информацию в интернете;

Остальные селлеры пользовались услугами разнопрофильных экспертов – от аналитиков и юристов до дизайнеров и психологов.

Источник: E-Pepper

Узнать больше о развитии ритейла в России вы сможете на Пятнадцатом форуме финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2023, который пройдет 16-17 ноября в Москве.

Также вы можете ознакомиться с Материалами IV конференции «Управление клиентским сервисом и лояльностью», Видеоматериалами XIV форума финансовых директоров розничного бизнеса и Материалами XIV форума финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2022.


Комментарии

Защита от автоматических сообщений