• Сегодня 16 июля 2025
  • USD ЦБ 77.96 руб
  • EUR ЦБ 91.15 руб
Реклама АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка»

Какая электронная подпись нужна для кадровых документов?

15.03.2022

Полный переход на электронный кадровый документооборот стал возможен 22 ноября 2021 года, когда вышел соответствующий закон (№ 377-ФЗ от 22.11.2021). С тех пор у работодателей возникли вопросы, на которые ответили специалисты Роструда. Их ответы представил «Клерк».

Как вести электронный документооборот?

Ноябрьский закон дал возможность работодателем использовать систему «Работа в России» для ведения электронного кадрового документооборота. Также в документе сказано, что можно использовать другую информационную систему. Главное, чтобы она обеспечивала хранение электронных документов и фиксацию сторонами трудовых отношений.

В связи с выходом закона возникли два вопроса: можно ли использовать простую электронную подпись и, если можно, то для каких документов. Развёрнутые ответы на них дали на сайте Онлайнинспекция.рф. «Клерк» же расскажем об этом короче и понятнее.

Какая электронная подпись нужна?

Для начала кратко о видах электронной подписи.

Квалифицированная электронная подпись нужна, чтобы обеспечить юридическую значимость документам, с которыми вы работаете в системе. Она создаётся с помощью криптографии и обладает высоким уровнем защиты, что позволяет использовать в качестве аналога рукописной подписи.

Индивидуальные предприниматели и руководители юридических лиц получают квалифицированную подпись в УЦ ФНС, физические лица и сотрудники организаций – в аккредитованных удостоверяющих центрах.

Неквалифицированная электронная подпись в основном используется во внутреннем и внешнем документообороте. С её помощью можно идентифицировать подписанта, но такую подпись нельзя использовать для торгов, работы на госпорталах, отправке отчётности.

Простая подпись чаще всего является комбинацией логина и пароля, поэтому уровень защиты её гораздо ниже, чем у квалифицированной. Обычно такую подпись используют для авторизации на разных ресурсах.

Можно ли использовать простую подпись?

Согласно разъяснениям Роструда, использовать простую подпись можно, но в ограниченном количестве случаев, например, для:

  • оформления отпусков и формирования графика отпусков;
  • командировки (согласование, приказ о направлении и тому подобное);
  • привлечения к дополнительной работе в выходные и праздничные дни;
  • согласия на обработку личных данных;
  • выплат (расчётные листы, матпомощь) и других.
С помощью простой подписи такие документы могут подписывать только сотрудники организации.

Важно упомянуть, что такие правила должны быть установлены соглашением сторон трудового договора.

В каком случае нужна квалифицированная электронная подпись?

Чтобы использовать квалифицированную подпись, никакие локальные нормативные акты не нужны, потому что она изначально обладает необходимыми качествами. С её помощью подписывают следующие кадровые документы:

  • трудовой договор;
  • договор о материальной ответственности;
  • ученический договор;
  • договор на получение образования без отрыва (с отрывом) от работы;
  • согласие на перевод;
  • заявление об увольнении;
  • отзыв заявления об увольнении;
  • ознакомление с уведомлением об изменении определённых сторонами условий трудового договора;
  • приказ о применении дисциплинарного взыскания.

Также для подписания этих документов может быть использована и неквалифицированная электронная подпись, если порядок её проверки определён соглашением сторон трудового договора.

Узнать больше о развитии электронного документооборота в России вы сможете 21 апреля на Седьмой конференции «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике» и 26-27 мая на Шестнадцатом форуме «Внутренний и внешний электронный документооборот».

Источник: Клерк