КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
18 сентября 2024 года
Москва -
19-20 сентября 2024 года
Москва -
25-27 сентября 2024 года
Набережные Челны -
4 октября 2024 года
Москва -
10 октября 2024 года
Москва -
11 октября 2024 года
Москва
Сам себе ресурс: как научиться сотрудничать
11.12.2019
Проблема недопонимания стала особенно актуальной с началом активного использования различных мессенджеров взамен реального общения. Мы и раньше часто пропускали мимо ушей то, что и как говорит собеседник, а теперь еще и лишены возможности видеть выражение его лица, слышать интонации, чувствовать энергию. Все это усложняет процесс общения, если наша цель – понять и наладить контакт, а не формально прокоммуницировать.
Согласно модели Дэвида Клоттербака существует несколько видов слушания. Среди них:
-
Слушать, чтобы не согласиться.
-
Слушать, чтобы ответить.
-
Слушать, чтобы понять.
-
Слушать, чтобы помочь кому-то понять.
Обычно мы действуем по типу 1 и 2, но, чтобы наладить настоящий контакт, нам нужно научиться типу 3, а в идеале – 4.
Когда мы слушаем, чтобы понять, то обращаем внимание не только на содержание слов, но и на намерение говорящего (что он пытается сказать и почему, каков явный и скрытый смысл). При этом важно не только удерживать фокус внимания на фразах собеседника, но и отслеживать, как наш собственный опыт и ассоциации помогают или мешают их интерпретировать. А это уже зависит от уровня осознанности.
Следующий шаг вперед – слушать, чтобы помочь понять. Здесь мы полностью переносим фокус внимания с себя на говорящего. Благодаря нашему слушанию другой человек становится более осведомленным о своих мыслительных процессах, об истинном значении собственных слов, фраз, символов, осознает свои эмоции и взаимосвязи. Именно так слушают психологи и коучи.
Майлз Дауни говорит, что научиться слушать таким образом можно, если уменьшить свое вмешательство в диалог, которое проявляется во многих формах. Например, это может быть:
-
страх (проиграть, победить, выставить себя на посмешище);
-
неуверенность в себе;
-
чрезмерное усердие;
-
старание достичь совершенства;
-
желание произвести впечатление;
-
гнев и злоба;
-
скука;
-
загруженность ума.
Узнаете себя?
Один из способов уменьшить вмешательство – сосредоточение на объекте наблюдения. Достичь такого состояния помогает медитация. Это не означает, что вы совсем не будете отвлекаться. Остановить мыслительный процесс невозможно, так как мышление – естественная деятельность ума. «Я мыслю, следовательно, я существую». Цель медитации – наблюдать за возникающими мыслями как за проплывающими по небу облаками, не цепляясь за них, сохраняя фокус внимания на собеседнике и на том, что он говорит, хочет сказать, на тембре и интонациях, на языке его тела и эмоциональных проявлениях.
Важно научиться замечать, когда мысли уносят вас от объекта наблюдения. И как только это происходит, быстрее возвращаться к наблюдению за главным. Таких отвлечений по мере наработки опыта станет все меньше, а промежутки времени, когда вы не держите фокус на собеседнике, будут все короче.
Без этой практики внимание в процессе слушания прежде всего зависит от того, насколько интересен сам предмет разговора. Как только появляется скука – фокус пропадает и вы уже в мире своих грез.
Есть и другие ошибки, мешающие нам слушать, чтобы понять. Вот несколько примеров неверного подхода:
-
Я думал о том, что мне собираются сказать.
-
Я думал о том, что мне должны сказать.
-
Я уже сам придумал, что собеседнику надо делать.
-
Я думал о том, что только что было сказано.
-
Я размышлял о следующем вопросе.
-
Я думал о своем ответе.
Многие из нас слушают не с намерением понять, а с желанием ответить. Мы так и ждем, когда собеседник переведет дыхание, чтобы вставить свое слово, или используем время, пока он говорит, для придумывания следующего вопроса или подходящего комментария.
В нашей голове обычно так много всего, что сложно выделить место для чего-либо еще. Это с одной стороны. С другой – дает о себе знать наше неукрощенное эго. Мы ценим свои мысли и идеи, заняты построением предположений и получаем удовольствие от собственных суждений. Это мешает понять другого человека и быстро, к обоюдной выгоде и удовольствию, решать стоящие перед нами вопросы как в жизни, так и в профессиональной сфере.
Учитесь слушать и слышать! Это самый простой и эффективный путь к сотрудничеству.
Источник: FINPARTY.RU
Наши конференции:
- Тринадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
- Пятнадцатая конференция «Управление закупками»
- Шестая конференция «Управление корпоративным автопарком»
- Двадцать второй форум «Внутренний и внешний электронный документооборот»
- Семнадцатая конференция «Корпоративный контроллинг»
Комментарии