• Сегодня 15 октября 2024
  • USD ЦБ 96.10 руб
  • EUR ЦБ 105.49 руб
Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2024»

Какие возможности открывает бизнесу автоматизация доставки

19.09.2019

Ежедневно на дороги России выходит более 4 млн коммерческих автомобилей, они доставляют продукцию потребителям и компаниям, перевозят пассажиров и документы. За каждым конкретным маршрутом стоит задача логиста – спланировать посещение заданных точек ограниченными ресурсами наиболее экономичным образом.

Чем жестче требования рынка, чем сильнее конкуренция, тем сложнее этот бизнес-процесс. План маршрута должен учитывать огромное количество характеристик: от разной грузоподъемности машин и их стоимости, до более специфичных, но от того не менее важных, параметров совместимости грузов и ограничений на въезд в определенные зоны. Все эти требования приводят к взрывному росту сложности задачи.

Там, где человеку сложно удержать всю информацию в голове, на помощь приходят алгоритмы, которые оптимизируют основные метрики маршрутов и, в первую очередь, сокращают затраты на доставку. Автоматизация позволяет строить «выполнимые» маршруты с минимально возможной стоимостью.

Экономия в 10-20% на транспортных расходах – хорошая причина для внедрения алгоритмов маршрутизации.

Однако сокращение затрат – только одна из сторон видимого эффекта. Кроме этого, оптимизация доставки открывает бизнесу новые возможности для роста и дает конкурентные преимущества.

Онлайн-гипермаркет «Утконос»: выгодные условия как инструмент влияния

Летом 2019 года один из старейших онлайн-гипермаркетов «Утконос» запустил собственную систему управления транспортной логистикой «U:Везу», в которой в том числе использовался функционал «Яндекс.Маршрутизации». Такой подход позволил компании улучшить существующие системы, настроить процессы максимально гибко и запустить новые сервисы.

Часто клиенту удобнее получить заказ по возвращении домой с работы или рано утром, а в нерабочий день после полудня – в выходные хочется поспать чуть подольше. Такие интервалы доставки закономерно пользуются большим спросом, а, следовательно, несут большую ценность для клиента. В то же время часть потребителей предпочитают более дешевую или бесплатную доставку и готовы подстроить свой график для совершения выгодной покупки. «Мы хотим использовать цену доставки как инструмент влияния на спрос, показывая клиентам более выгодные условия доставки в менее загруженные интервалы. Этим мы покажем, что заказ в непопулярный интервал выгоден для нас, и мы готовы делиться с нашими клиентами этой выгодой», – отмечает Михаил Клименко, руководитель платформы ИТ-продуктов для управления транспортной логистикой Департамента информационных технологий.

Как правильно оценить, какой интервал выгоден, а какой нет? Для этого нужно в первую очередь знать, какими ресурсами располагает служба логистики. Для решения такой задачи недостаточно статичной модели с усредненными данными – необходимо знать заполненность каждого маршрута.

Система управления транспортом, разработанная в «Утконосе», оценивает загруженность интервалов по маршрутам и просто не позволяет сервису принять заказов больше, чем может позволить существующий ресурс. Платформа управляет неравномерностью спроса, меняя цену на доставку. Доставка может вообще стать бесплатной, если есть возможность оптимально загрузить имеющуюся машину.

Кроме того, алгоритм помогает увеличить плотность рейсов, оценивая вместимость каждой конкретной машины, а не базируясь на средних параметрах. Учет расположения, веса и объема каждого заказа позволяет взять на борт в среднем на 10% больше товара.

Таким образом, своевременность доставки гарантируется уже на этапе приема заказов, ведь доступность каждого интервала на сайте сверяется с наличием мест в конкретных маршрутах.

Важно отметить, что использование автоматических алгоритмов маршрутизации позволило сократить время на планирование в три раза, получая при этом стабильные решения. Это помогает расширить временной интервал приема заказов, обслужив больше клиентов.

ИКЕА Россия: «Где едет ваш диван? Покажем в режиме онлайн»

В апреле 2017 года ИКЕА открыла интернет-магазин с доставкой товаров на дом. Ежедневно при помощи подрядчиков ИКЕА выполняет более 2 тыс. доставок в 55 регионах страны.

В 2018 году компания предложила клиентам отследить свой заказ в режиме онлайн при помощи сервиса мониторинга «Яндекс.Маршрутизации».

«Мы изучали отзывы покупателей и клиентов, потребительский рынок и конкурентов. В процессе выяснили, что просто получить заказ вовремя для счастья покупателя недостаточно. На момент поиска решения у нас уже был четырехчасовой интервал доставки, но всегда хочется дать клиенту больше», – рассказывает Михаил Синягин, директор интернет-магазина «ИКЕА Россия».

Сегодня логистика ИКЕА построена так: поступающие заказы на доставку обрабатываются в компании и распределяются между транспортными службами, которые планируют маршруты и загружают их в сервис мониторинга. Сервис позволил логистам контролировать процессы доставки онлайн. При этом ИКЕА, выступая заказчиком, видит ситуацию по всем транспортным компаниям.

Когда машина начинает смену, клиентам отправляется SMS с информацией о времени прибытия курьера и номером очереди. По ссылке из сообщения покупатель может видеть перемещение водителя в течение всего дня. За полчаса до предполагаемого времени прибытия получателю отправляется еще одно SMS с напоминанием о скором вручении. Такое улучшение позволило покупателям ИКЕА планировать свое личное время и снизило нагрузку на call-центр по вопросам, касающимся статусов доставки заказов.

Сервис мониторинга стал также дополнительным инструментом работы с подрядчиками – унифицированной платформой с информацией по всем доставкам, которая позволяет отслеживать и сравнивать ее качество, а также переносить лучший опыт от одних логистов к другим.

«За год использования сервиса мы провели большую работу с транспортными компаниями, многим пришлось перестроиться в соответствии с новыми условиями. Благодаря прозрачности платформы наши партнеры могут отслеживать эффективность работы собственных курьеров, выявляя узкие места в своих бизнес-процессах. Это позволило повысить качество доставки в целом», – рассказывает Михаил Синягин.

Сейчас ежемесячно клиентам отправляется более 45 тыс. SMS. По результатам последних исследований 80% пользователей замечают SMS, а 40% из них мониторят доставку онлайн по ссылке. Опрос пользователей показал, что большинство улучшенным сервисом довольно.

Если суммировать все вышесказанное, то применение алгоритмов и технологий на основе анализа больших данных позволяет выиграть время для приема заказов, обслужить большее количество клиентов, и, следовательно, увеличить прибыль. Управляя спросом на доставку, можно предлагать клиентам удобные для них интервалы, дешевую или вовсе бесплатную доставку. Сервисы мониторинга, в свою очередь, позволяют информировать получателей о ходе доставки и предоставлять точное время прибытия курьера. Для бизнеса такой подход к процессам выстраивает прозрачную платформу для отслеживания заказов и сравнения качества услуг подрядчиков.

Узнать больше о способах повысить эффективность транспортно-логистической системы в компании вы сможете на Третьей конференции «Управление корпоративным автопарком», которая пройдет 27 сентября 2019 года в Москве.

Источник: RETAIL-LOYALTY.ORG


Комментарии

Защита от автоматических сообщений