- Добавить блог
- Книжный клуб: рецензии, анонсы, встречи
- Колонка руководителя
- Корпоративные финансы
- Менеджмент и маркетинг
- Поездки
- Управление результативностью
- Финансы за пределами цифр
- Финансы и Менеджмент
КОНФЕРЕНЦИИ
-
5 декабря 2025 года
Москва -
10 декабря 2025 года
Москва -
11 декабря 2025 года
Москва -
Дата уточняется
Москва -
19 февраля 2026 года
Москва -
20 февраля 2026 года
Москва
Виктория Лазарева, «Норникель»: Мониторинг ТЦО: как сделать налоговый контроль проще и быстрее
18.08.2025
В первой колонке я поделилась опытом своей компании в выстраивании системы налогового мониторинга как основы для прозрачного, автоматизированного взаимодействия с ФНС. В этой статье я расскажу о нашем пилоте по ТЦО-мониторингу, его преимуществах по сравнению с УКС и изменениях, которые для него потребуется внести в Налоговый кодекс.
В конце прошлого года, проанализировав изменения в законодательстве – в частности, усиление требований в рамках уведомлений о контролируемых сделках (УКС), рост штрафов и необходимость полного раскрытия цепочек поставок от отгрузки до конечного потребителя – мы осознали, насколько трудоемким становится процесс сбора такой информации.
Понимая эту сложность, мы выступили с инициативой в адрес Федеральной налоговой службы: а возможно ли использовать уже отлаженный механизм налогового мониторинга для целей мониторинга трансфертного ценообразования?
Мы предложили коллегам из ФНС рассмотреть архитектуру пилотного проекта, которую разработали на своей стороне, и дали возможность оценить ее с точки зрения применимости, полноты и практической реализации. Сейчас мы находимся в стадии обсуждения, и для нас это важный шаг: если удастся выстроить сквозной подход к контролю цепочек в рамках ТЦО, используя принципы налогового мониторинга, это может значительно упростить исполнение требований и улучшить взаимодействие с контролирующими органами.
Пилотный проект по ТЦО-мониторингу как инструмент управления налоговыми рисками
В рамках пилотного проекта по мониторингу трансфертного ценообразования мы выбрали для демонстрации экспорт наших товаров. Примерно 30% экспортной выручки нашей группы приходится на товары, относящиеся к мировой биржевой торговле – это и стало предметом тестирования.
В технической части мы решили использовать уже существующую витрину налогового мониторинга – без создания новой инфраструктуры или дополнительной разработки. Единственным доработанным элементом стало небольшое «окно», которое мы условно назвали «ТЦО». Мы предоставили к нему доступ коллегам из Межрегиональной инспекции ФНС по вопросам ценообразования (МИ по ценам).
Загрузка данных происходила по тому же принципу, что и при налоговом мониторинге – через подготовленные Excel-формы. Мы самостоятельно сформировали шаблоны раскрытия, предполагая, как бы ФНС могла выстраивать контроль: от экспортной выручки до реализации конечному покупателю. Получали обратную связь – достаточно ли предоставленной информации для проведения анализа и моделирования цепочек.
С 2024 года начали загружать эти данные на регулярной основе – в рамках ежеквартальной отчетности. Совместно с ФНС мы провели тестирование, и результат оказался положительным.
Преимущества отметили обе стороны:
- Вся информация доступна централизованно в витрине.
- История полностью сохраняется.
- Удобный функционал: можно «провалиться» в детали, посмотреть документы, задать вопрос через систему – это значительно экономит время.
- Запросы на документы мы также запускали, и ФНС увидела, как удобно получать обратную связь оперативно, не тратя ресурсы на формализации.
Так, ФНС действительно успевает проверить предоставленную информацию в заранее согласованные сроки – за счет того, что мы сразу передаем данные в согласованных форматах, без необходимости дополнительных уточнений и повторных запросов.
Отдельным шагом в рамках пилотного проекта была организация встреч с крупным бизнесом. Несколько месяцев назад совместно с представителями ФНС были проведены встречи с другими компаниями, где мы продемонстрировали наш проект и подробно рассказали о нем. И мы получили живой интерес и поддержку от многих участников – особенно от тех, кто сейчас находится под проверками за 2021-2022 годы. Для них вопрос актуален и, по сути, отражает общую потребность бизнеса – в прозрачности, скорости и управляемости трансфертного контроля.
Однако нужно понимать, что в действующем законодательстве отсутствует правовая база для подобного формата взаимодействия. В связи с этим потребуется разработка законодательных изменений.
Эффекты от перехода на ТЦО-мониторинг
В случае участия в новой инициативе ФНС по мониторингу трансфертного ценообразования компании получают ряд значимых преимуществ по сравнению с текущим форматом контроля через уведомление о контролируемых сделках (УКС).
Первое – гибкость в форме раскрытия. В отличие от УКС, где структура отчетности жестко зафиксирована, новый формат дает участникам свободу выбора: формы отчетности могут быть разработаны индивидуально исходя из необходимых для контроля показателей под конкретный вид сделок. Более того, ТЦО мониторинг предполагает выбор конкретных видов сделок, который будет администрироваться в режиме онлайн
Второе – срок представления информации. Сегодня информация по ТЦО представляется с годовой задержкой – в мае за предыдущий отчетный год. В рамках пилота внедряется иной подход: данные предоставляются оперативно, на основе согласованного с ФНС регламента информационного взаимодействия.
То есть компания и налоговый орган договариваются индивидуально – как часто (ежеквартально, раз в полгода, раз в год), в каком объеме и в каком формате будет осуществляться раскрытие.
Формально все это закрепляется в РИВе (регламенте информационного взаимодействия), и ФНС этот подход поддерживает. Для кого-то подходит квартальный цикл, для других – полугодовой. Главное, чтобы обе стороны пришли к согласию.
Третье – сроки контрольных мероприятий. Сегодня по УКС контрольный период составляет до четырёх лет: три года + один год на проведение проверки. Новый целевой формат предлагает сократить этот срок до менее двух лет.
Четвертое – прямое взаимодействие. В действующей системе запросы формируются через цепочку: МИ по ценам – ФНС – территориальная инспекция – налогоплательщик. В новом формате взаимодействие происходит напрямую с МИ по ценам. Если потребуется, в процесс может быть подключена ФНС. Кроме того, потенциально возможна интеграция с АИС «Налог-3», что расширяет цифровые возможности взаимодействия.
Пятое – снижение нагрузки на обе стороны. Текущий формат УКС влечет авральную нагрузку и на бизнес, и на налоговые органы. Часто приходится готовить большой объем информации, даже если она не относится напрямую к сделке. Новый подход предполагает только тот объем данных, который действительно нужен для контроля. Форматы и перечни согласуются заранее и исключают дублирование или избыточные требования.
Шестое – единое хранилище данных. Все данные – вопросы, ответы, раскрытия, документы – хранятся централизованно в витрине. Это исключает разрозненность информации и обеспечивает контроль как в текущем периоде, так и ретроспективно. Налоговые органы получают доступ к полному массиву данных, включая документы за прошлые периоды, что упрощает повторные проверки и снижает объем запросов.
Виктория Лазарева, руководитель проекта по автоматизации информационного обмена по налоговому мониторингу, «Норникель»
Узнать больше о последних новостях в сфере налогового законодательства вы сможете на Третьей конференции «Управление налоговыми рисками», которая состоится 16 сентября 2025 года.
Наши конференции:
- Пятнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2026
- Четвертая конференция «Цифровизация финансового рынка в России: тренды и перспективы развития»
- Шестая конференция «Налоговый мониторинг»
- Четвертая конференция «Управление налоговыми рисками»
- Четырнадцатый Форум финансовых директоров строительной отрасли
- Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2025»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Двадцать седьмая конференция «Налоговое планирование 2026-2027: Реформы, стратегии и вызовы для бизнеса»






