• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями

Европейский барометр CFO 2011: Новая политика финансовых отделов

17.11.2011

В этой главе рассматриваются проекты и деятельность, которым опрошенные CFO намерены уделять внимание в течение текущего года. CFO намерены уделять больше внимания вопросам, связанным с эффективным управлением цепочкой поставок, внедрением новых информационных технологий и системой планирования ресурсов предприятия (ERP). Респонденты также ожидают некоторые преобразования: более одной трети финансовых отделов намерены следовать новой политике. Около четырех компаний из десяти планируют нанять новых сотрудников. Такое увеличение размера финансовых отделов характерно в основном для стран с устойчивым ростом ВВП.

Совершенствование процесса обеспечения поставок является в настоящее время основным вопросом для многих компаний. Компании, расположенные на насыщенных рынках с небольшими возможностями для роста продаж или увеличения цен, прилагают усилия, в частности, для увеличения эффективности процесса обеспечения поставок. Результаты исследования «Европейский Барометр CFO 2011» подтверждают эту тенденцию. Более половины (54%) опрошенных CFO сообщили, что в этом году они намерены реализовать проекты, связанные с совершенствованием процесса поставок (см. рис. 14).

21.jpg
По меньшей мере 60% респондентов из энергетического, потребительского, промышленного секторов, сектора здравоохранения и сектора розничной торговли планируют совершенствовать процесс обеспечения поставок. С другой стороны, оптимизация процесса поставок часто имеет более низкий приоритет в секторе финансовых услуг. Только 35% опрошенных CFO из этого сектора заявили, что их компании намерены реализовывать подобные проекты. Такие CFO указали, что основное внимание они намерены уделять внедрению новых информационных технологий (IT) и систем планирования ресурсов предприятия (ERP).

Компании планируют внедрение новых информационных технологий и систем ERP

Целью системы ERP является эффективное управление всеми деловыми процессами в компании. Такое управление требует прочной IT-поддержки для моделирования всех процессов и обеспечения надлежащего взаимодействия между различными отделами компании. Половина из опрошенных CFO сообщили, что на 2011 г. их компании планируют проекты, предусматривающие внедрение новых IT и ERP систем. Согласно результатам исследования, эти проекты имеют принципиальное значение во всех секторах экономики. По мере увеличения размера компании также растет сложность ее деловых операций. По этой причине внедрение системы ERP приобретает приоритетное значение особенно для крупных компаний. Такая зависимость также проявляется в результатах исследования: доля компаний, планирующих внедрение проектов IT и ERP, увеличивается вместе с увеличением размера компании. А именно, 61% опрошенных CFO из компаний, численность которых составляет 5 000 и более человек, планируют внедрение проектов IT и ERP, в то время как лишь 48% CFO из компаний численностью менее 100 человек имеют такие планы (см. рис. 15).
22.jpg
На первом этапе таких проектов многие компании полагаются на внедрение стандартных решений, которые они могут постепенно адаптировать к своим конкретным требованиям. Как следствие, реализация проектов ERP может занимать более продолжительные периоды

Компании, находящиеся в небольших странах, стремятся к реализации планов по интернализации

Интернализация и поиски новых источников инвестиций – два дополнительных вида активности, на которые в этом году многие компании обратят особое внимание. 44% опрошенных CFO сообщили, что в 2011 г. их компания планирует реализацию проектов по интернализации, и 42% намерены реализовать проекты по развитию новых источников инвестиций (см. рис. 14). Интернализация особенно важна для больших компаний: такие проекты намерены реализовать 56% компаний численностью 5 000 сотрудников и более (см. рис. 15). К таким компаниям часто относятся энергетические компании, разработчики технологий и промышленные производители. Неожиданный результат заключается в том, что CFO из небольших стран, то есть стран с ограниченным рынком сбыта, намерены реализовать проекты, связанные с развитием международной деятельности. О таких намерениях заявили более 60% респондентов в Швейцарии и Австрии.

Большие компании инвестируют в слияния и поглощения, а также в создание объединенных расчетно-бухгалтерских центров

Для придания импульса процессу интернализации компания может осуществить слияние или поглощение какой-либо компании на целевом рынке. Согласно информации, предоставленной опрошенными CFO, слияния и поглощения являются основными мероприятиями для многих компаний в этом году (см. рис. 14). Такого рода активность осуществляется преимущественно крупными компаниями численностью свыше 5 000 сотрудников и компаниями, которые стремятся к интернализации, включая компании в энергетических и технологических секторах. 38% опрошенных CFO указывают, что в этом году они реализуют проекты, связанные с изменением структуры или укрупнением отделов своих внутренних операций (back offices). Около одной пятой (21%) CFO планируют открыть объединенные расчетнобухгалтерские центры – важный вид активности, особенно для CFO крупных компаний (см. рис. 14 и 15). Создание объединенных расчетно-бухгалтерских центров помогает компаниям совершенствовать и стандартизировать процессы за счет объединения различных внутренних услуг в рамках централизованной организации. Целью таких центров является снижение расходов и повышение уровня удовлетворения требований клиентов (внутренних и внешних).

Новая политика для финансовых отделов

Многие изменения, происходящие в 2011 г., также окажут влияние на финансовые отделы компаний. Более трети опрошенных CFO (37%) указали, что в этом году в их финансовых отделах будет внедрена новая политика (см. рис. 16).
23.jpg
В частности, такие изменения планируют компании потребительского сектора, сектора розничной торговли и технологического сектора. Четверть опрошенных (26%) респондентов сообщили, что их финансовые отделы будут централизованы. Особенно это относится к финансовым отделам компаний в секторе здравоохранения. Компании планируют централизовать деятельность в рамках одного отдела или объединить несколько целых отделов. 18% таких компаний намерены получить поддержку для своих финансовых отделов за счет привлечения сторонних организаций, в то время как лишь 9% всех компаний намерены реализовывать такие планы в этом году.

В больших финансовых отделах происходит больше изменений

Степень, в которой CFO приходится оспаривать изменения, касающиеся их финансовых отделов, в первую очередь зависит от размера отдела: 48% всех финансовых отделов численностью не менее 100 человек разработают в этом году новую политику, в то время как такое положение справедливо только для 37% отделов, численность которых составляет менее 10 человек. Объем централизации и степени привлечения сторонних поставщиков услуг также увеличивается вместе с увеличением числа сотрудников финансового отдела. Намерение осуществить планы по централизации в этом году имеется примерно у 63% финансовых отделов численностью 100 и более человек. Однако среди финансовых отделов численностью менее 10 сотрудников такие планы намерен реализовать 21% отделов (см. рис. 17).
24.jpg
37% опрошенных CFO указали, что никаких существенных изменений в 2011 г. в их отделах не произойдет. В финансовых отделах численностью менее 10 человек такой показатель достигает 46%.

27% опрошенных CFO сообщают, что их отделы планируют нанять новых постоянных сотрудников

Во многих финансовых отделах разработка проектов и организационные изменения также связаны с дополнительным наймом персонала. 27% опрошенных CFO сообщили, что их компании в этом году планируют нанять в финансовый отдел новых сотрудников на постоянную работу (см. рис.18).
25.jpg
10% отделов ожидают увеличения своей численности за счет найма сотрудников на временные должности, и еще 7% намерены нанять новых сотрудников для участия во временных проектах.Среди компаний в секторах финансовых услуг и розничной торговли каждая вторая компания планирует нанять новых сотрудников в финансовый отдел. И напротив, компании из сектора деловых услуг и сектора развлечений и отдыха представляются в этом отношении более консервативными: почти две трети финансовых отделов в этих секторах не планируют производить в 2011 г. наем дополнительных сотрудников.

Успешные компании нанимают сотрудников чаще

Размер финансовых отделов и успешность бизнеса компании оказывают заметное влияние на решения, касающиеся найма новых сотрудников. К примеру, 21% опрошенных CFO из финансовых отделов численностью менее 10 человек указали, что их компании создадут в этом году новые постоянные должности в финансовых отделах, тем не менее этот показатель достигает 49% для CFO из финансовых отделов численностью свыше 100 человек. С учетом того, что текучесть кадров в больших финансовых отделах выше, этот результат не удивляет. Наем нового сотрудника в отдел численностью 10 человек является, безусловно, более существенным событием для организации, чем наем нового сотрудника в отдел, в котором работают более 100 человек. Исследование также показывает вероятную связь между наймом новых сотрудников и успешностью бизнеса компании: 36% CFO, что выше общего среднего показателя, которые в целом описывают свои компании как успешные, указали, что их финансовые отделы намерены произвести наем новых постоянных сотрудников. Но лишь 16% CFO финансовых отделов в компаниях, которые опрошенные CFO описывают как «работающие неудовлетворительно», сообщили, что они ожидают найма новых постоянных сотрудников.

Наем сотрудников производится преимущественно в странах с экономическим ростом

Связь между наймом новых сотрудников и успешностью бизнеса компании также проявляется при сравнении стран между собой: CFO из Турции, Швейцарии и Люксембурга часто указывают, что их компании в 2011 г. планируют нанять новых сотрудников в финансовые отделы (см. рис. 19).
26small.jpg
Согласно прогнозам МВФ, ВВП в этих странах может вырасти на 4,6% (Турция), 2,4% (Швейцария) и 3% (Люксембург) в период с 2010 г. по 2011 г. (более подробная информация приведена в табл. 2 на стр. 18). МВФ также прогнозирует минимальный рост ВВП в размере 2,5% для России, Польши, Германии и Швеции. Анализ информации, которую предоставили опрошенные CFO в отношении запланированного найма новых сотрудников, также показывает, что большинство компаний в России и Германии планирует наем новых сотрудников в свои финансовые отделы на постоянную работу. Ситуация в Швеции выглядит несколько иначе: 26% компаний планируют нанять новых сотрудников на постоянную работу, 15% – на временную работу и 11% – для участия во временных проектах. Численность сотрудников финансовых отделов в компаниях Испании, Португалии и Италии, то есть в странах с трудной экономической ситуацией, наоборот, останется в 2011 г. неизменной. Согласно оценкам, сделанным опрошенными CFO из этих стран, около семи компаний из десяти не планируют производить наем новых сотрудников.

CFO должны обладать управленческими навыками и способностью к стратегическому мышлению

Исследование показывает, что CFO часто принимают на себя другие разнообразные обязанности в своих компаниях, которые выходят за пределы основных обязанностей, связанных с финансами (см. стр. 12 и последующие). Требования, предъявляемые к CFO, таким образом, очень высоки: CFO должны обладать широким набором навыков. Специальные проекты, которые оказывают влияние на всю компанию в целом, такие, как внедрение систем IT и ERP и определение способа привлечения внешней рабочей силы для финансового отдела, предъявляют к CFO совершенно различные требования. В значительной степени независимо от сектора, в котором их компании осуществляют свою деятельность, почти две трети (65%) опрошенных CFO указали, что управленческие навыки и стратегическое мышление в настоящее время являются наиболее важными умениями, которыми должен обладать CFO (см. рис. 20).
27.jpg
Такие навыки являются обязательными не только для выполнения текущей работы, но и для реализации специальных проектов, упомянутых выше. 46% респондентов заявили, что CFO должен осуществлять эффективный контроль уровня затрат. Такое умение играет меньшую роль среди поставщиков финансовых услуг. Однако в компаниях сектора здравоохранения и промышленного сектора такие навыки требуются гораздо чаще. Кроме того, умение осуществлять контроль затрат особенно необходимо в компаниях, которые в настоящее время пытаются добиться успеха: CFO, которые оценили состояние своей компании как «работающую неудовлетворительно», указали, что они должны держать затраты под своим контролем. Мнение таких CFO выражается существенно чаще, чем мнение CFO, которые оценивают свою компанию как «успешную» (см. рис. 21).
28.jpg

Успешные компании придают профессионализму и этическому поведению приоритетное значение

Примерно четыре CFO из десяти рассматривают профессионализм и этическое поведение основными качествами, присущими для своей должности. Особенно часто такое мнение выражали CFO из «успешных» компаний. Если положение таких компаний ухудшится, то, возможно, эти качества станут менее важными: только 26% CFO, которые оценили свои компании как «работающиe неудовлетворительно», рассматривают профессионализм и этическое поведение как особенно важные качества. 38% опрошенных CFO считают, что опыт в области корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля также относится к важным качествам. Респонденты, работающие в компаниях сектора финансовых услуг, энергетическом секторе и секторе здравоохранения, особенно часто признают наличие такого опыта среди важных навыков CFO. При этом успех компании, в которой работают такие CFO, не оказывает значительного влияния на эту оценку. Одна треть респондентов указали, что управление наличными денежными средствами / финансами является самым важным умением CFO. Такие навыки играют важную роль в энергетическом секторе и секторе развлечений и отдыха, исходя из ответов практически каждых пяти CFO из опрошенных десяти. Навыки или характеристики CFO, которые в целом упоминались респондентами намного реже, включают опыт в финансовом анализе (23%), опыт в инвестициях и финансовых опционах (14%), знакомство с МСФО или МСО (6%) и знание системы налогообложения и аудита (5%).

Michael Page


Комментарии

Защита от автоматических сообщений