• Сегодня 15 июля 2024
  • USD ЦБ 87.74 руб
  • EUR ЦБ 95.76 руб
Двенадцатая конференция «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса»

ИТ-компаниям нужна популяризация на государственном уровне

07.07.2023

О проблеме креативной индустрии в условиях западных санкций шла речь в ходе дискуссии «Креативные ИТ: кадры, проекты, бизнес» в рамках Российской креативной недели.

«По моему мнению, не хватает информационной поддержки начинающих предпринимателей со стороны государства. Новости читаем: этого посадили, на этого завели уголовное дело. А чтобы кого-то похвалили – это крайне редко. Соотношение “похвалили, погладили по головке” и “посадили” пока где-то один к девяти. Можно наоборот повернуть? При этом реально государство оказывает поддержку – куча институтов развития, грантов, льготных кредитов – все это есть, просто про это никто не знает», – отметил Эдуард Гуринович.

Кроме того, по его словам, низкий уровень коммуникации между молодыми разработчиками и крупными государственными и частными компаниями порождает дефицит полезных и недорогих нишевых решений. Внутри крупных государственных компаний существует огромный спрос на услуги ИТ-специалистов и готовые продукты, однако общей базы знаний о конкретных потребностях корпораций нет.

«Как молодые предприниматели узнают, какую задачу готов решать, например, “Ростелеком”, “Газпром”, “Сбербанк” или любая другая крупная корпорация? Внутренних процессов, которые они готовы оптимизировать, – очень много. Бюджеты, которые у них есть на эти процессы, и затраты – очень большие. И мне кажется, не только в России, но в мире не хватает коммуникации между крупным бизнесом и молодыми начинающими стартапами. Стартапы делают все для всех, не понимают реального спроса, и это большая проблема», – отметил сооснователь CarPrice.

Одним из негативных факторов, тормозящих развитие ИТ-бизнеса в стране, Эдуард Гуринович назвал негативное восприятие предпринимательства в обществе: «Мне кажется, что в России слово “предприниматель” все еще ассоциируется с негативной окраской, вроде “жулика”. А можно перевернуть эту “пирамидку” и сказать, что предприниматель – это такой творец, создатель чего-то нового, но это очень сложно».

Такая ситуация привела к тому, что в России гораздо быстрее и проще заработать деньги, работая в госкорпорациях и в блоггинге, чем занимаясь технологическим предпринимательством, считает Эдуард Гуринович.

Одним из способов поддержки ИТ-специалистов в стране, по мнению предпринимателя, могла бы стать популяризация молодых проектов, которые способны занять нишу уехавших в связи со спецоперацией на Украине успешных российских предпринимателей.

«По моей личной статистике, процентов 90 людей, которые заработали в ИТ большие деньги, уехали из страны, потому что российский рынок – это 2% мирового ВВП, а западный – 98%. И западное общество тебя жестко ставит перед выбором – ты либо тут работаешь, либо там. И прагматичный предприниматель говорит: ну, логичнее там. Что с этим можно сделать? Наверное, ничего», – напомнил Эдуард Гуринович.

В качестве примера покинувших Россию ИТ-миллиардеров он привел пермскую компанию Miro, которая в полном составе уехала в Амстердам и «вряд ли вернется», а также игровую компанию Playrix из Вологды братьев Игоря и Дмитрия Бухманов. «Они вернутся? Нет. Что мы можем сделать? Можем плакать, что они уехали, а можем сказать: ладно, эти уехали, но есть новое молодое поколение, место освободилось, давайте показывать новые ролевые модели а-ля Бухманы, Дуровы и т.д., создавать новые иконы молодых предпринимателей и говорить, что есть возможности даже здесь», – добавил Эдуард Гуринович.

«Мне кажется, что не хватает этой повестки со стороны государства: рынок есть, место есть, вот те, у кого получилось, мы его поддержали, подняли, и у него получилось», – подчеркнул предприниматель. При этом он признал, что основная часть общества «не одобрит», если государство выделит «какому-то молодому предпринимателю» «кучу бабла».

«С точки зрения общественной морали мы не любим зарабатывать деньги. Есть чувство справедливости, оно в России очень острое. А когда человек много денег заработал, это как-то не бьется с внутренним глубинным чувством справедливости», – резюмировал Эдуард Гуринович.

Руководитель сообщества сотрудников ИТ-отрасли «MIT – Мы ИТ», основатель FinTech-проекта в области программ лояльности и персональных предложений BenefittY Евгений Титаренко отметил, что развитие ИТ-индустрии в России должно идти по рыночным законам, а не благодаря государственной поддержке и грантам.

«Гранты – это временная мера, когда государство вливает деньги в сферы, где может наступить сильный провал. И пока раскачаются венчурные инвесторы, пока поймут, нужно это или нет, государство закрывает “черные дыры”. Все должно идти по канонам бизнеса – нужно создать инвестиционно привлекательный продукт, привлечь инвесторов, чтобы инвесторы захотели вложиться в продукт, и дальше расти по канонам бизнеса», – отметил Евгений Титаренко.

Он подчеркнул, что государственная поддержка должна работать по запросу самого ИТ-сообщества, для этого цифровые предприниматели должны объединяться и вырабатывать совместные предложения по механизмам такой поддержки.

«Не надо ждать от государства, что оно за нас что-то сделает. Пока мы сами не соберемся и не выработаем механизмы, как нам государство должно помочь, оно нам не поможет. Мы через это прошли – уже есть несколько реальных случаев, когда мы говорили, что живем вот так, нам это не нравится, мы хотим жить вот так, для этого нам нужно вот это, и уже таких случаев больше 20, когда мы какие-то решения сообществом внедрили», – рассказал Евгений Титаренко.

По его словам, одним из результатов такой работы стала выработка механизма освобождения ИТ-специалистов от частичной мобилизации. «Вывод, который мы сделали, – все зависит только от нас», – отметил Евгений Титаренко.

Основатель соцсети для предпринимателей TenChat, российский ИТ-предприниматель, инвестор, глава группы компаний ВБЦ Семен Теняев обратил внимание на низкий уровень бизнес-подготовки молодых бизнесменов, которая препятствует получению инвестиций и продвижению на рынке.

«Люди не умеют делать бизнес-планы, инвест-упаковку, простейшие инвест-презентации, не могут связать трех слов. Я не получатель грантов, не сотрудник РФРИТ (Российский фонд развития информационных технологий – оператор государственной поддержки ИТ-решений, который выдает гранты цифровым компаниям – прим. ComNews), я смотрю со стороны. Я могу сказать, что предприниматели безумно необразованны», – сказал Семен Теняев.

Он добавил, что прежде, чем создавать собственные проекты и продукты, разработчикам полезно поработать в существующих компаниях, чтобы получить нужный для ведения бизнеса опыт.

«Я сам поработал сначала в одной компании, в госкорпорации, затем ушел в частную компанию и только потом открыл бизнес. Я получил определенный опыт. Я не понимаю, как 20-летний человек может стать предпринимателем – то есть это может быть, но должно быть исключением, а не правилом. В 98% случаев их ждет провал, просто потому, что они не обладают нужной информацией», – отметил Семен Теняев.

При этом, по его словам, сотрудники госкорпораций с опытом работы как раз могут становиться предпринимателями и должны это делать. В то же время популяризировать такие решения должны не государственные фонды поддержки предпринимателей, а все сообщество в целом.

«В России 80% населения относится нейтрально-негативно к новым цифровым продуктам. Не хотим, не будем пробовать, опять мне что-то втирают. Для сравнения, в Индии – 80%-ный нейтрально-положительный формат, то есть люди готовы начинать пользоваться новыми продуктами», – отметил Семен Теняев.

По его словам, в России очень много цифровых продуктов, которые существенно опередили мировые аналоги. «Я знаю очень много состоятельных людей, которые пользовались российским финтехом, а потом пооткрывали счета в иностранных банках, скачали иностранные приложения и обнаружили, что они лет на 10 отстали от российских. Огромное количество примеров ребят, которые зашли на рынок в Индонезию, на Филиппины, в Турцию и сразу же взлетели», – отметил Семен Теняев.

Генеральный директор Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) Александр Павлов отметил, что популяризация предпринимательства в целом и российских ИТ-решений в частности является одной из задач фонда, которая успешно решается.

«Это абсолютно правильный подход – рассказывать целевой аудитории на понятном для них языке про ценности, которые несут в себе ИТ-продукты и какие-то решения. Мы тоже видим эту задачу, когда даем предпринимателям возможность настроить маркетинговую кампанию вместе с топовыми площадками, такими как “Яндекс”, VK, РБК, “Ведомости” – то есть, все те, кто так или иначе для целевых аудиторий работает в понятных форматах. И сразу же даем грант на возмещение расходов на открутку рекламы, чтобы лидеры общественного мнения – инфлюенсеры, амбассадоры на понятном для аудитории языке рассказывали про российские ИТ-продукты. В этом потребность точно есть, и мы точно в эту сторону будем идти», – рассказал Александр Павлов.

Отвечая ему, Эдуард Гуринович предложил госоператору грантов выбрать «3 суперчемпионских кейса из серии “взяли студию, дали им денег, они делают движок для 3D” и “прям громко-громко говорить про их успех”».

«Дали им 5 млрд руб., из которых миллиард – это их прибыль, они набрали 100 человек команду, предприниматель купил дом, машину – и показывать эту историю успеха: “Смотрите, мы им дали денег, и к ним ОБЭП не пришел, и Следственный комитет тоже не пришел. Они нормально работают, переехали в новенький офис, их жизнь улучшилась. Приходите к нам, вот список задач, где у нас есть запрос”. И рекламировать эту поддержку, чтобы создать входящую воронку для предпринимателей, нужно через истории успеха. В бизнесе истории успеха – это “бабло”», – отметил Эдуард Гуринович.

Источник: ComNews


Комментарии

Защита от автоматических сообщений