Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Система встает на колеса

11.10.2012

С 1 января этого года в силу вступило знаковое для российского нефтегазового сектора постановление правительства, согласно которому нефтедобывающие компании обязаны утилизировать не менее 95% попутного нефтяного газа (ПНГ). Уже довольно давно российские и иностранные эксперты, а также представители разнообразных международных организаций вполне заслуженно критиковали РФ за уничтожение ценного природного ресурса.

Компании, нарушившие данное постановление, должны будут заплатить штрафы, и ожидается, что по итогам 2012 года они окажутся довольно велики. В 2011 году требование о 95%-й утилизации выполнили лишь две компании — Татнефть и Сургутнефтегаз, тогда как Роснефть утилизирует лишь около 60%. По оценке главы Минприроды Сергея Донского, постановление об утилизации 95% ПНГ будет выполнено лишь к 2014 году.

Так или иначе, возникает вопрос о том, как использовать попутный нефтяной газ. Продуктом его переработки является сжиженный углеводородный газ (СУГ), который используется в качестве топлива или сырья для нефтехимических производств. Объемы производства СУГ растут, нефтяные компании инвестируют в развитие его переработки.

Существует также проблема транспортировки СУГ, и для ее разрешения как нельзя более кстати подворачивается приватизация СГ-Транса, крупнейшего перевозчика данного продукта в России с долей в 36,6%.

«Ведомости» сообщают, что в 2011 году объем выручки компании составил 8,52 млрд руб., а прибыль — 404 млн руб. С учетом увеличения объемов переработки ПНГ у компании есть явные перспективы улучшения операционных и финансовых показателей, на что и рассчитывала Система, купив 100% акций СГ-Транса за 22,77 млрд руб. Также в активе перевозчика 14,66 тыс. цистерн, 14 газонаполнительных станций и 63 АГЗС. Для завершения сделки нужно постановление правительства об отчуждении данной компании. Документ ожидает подписи Дмитрия Медведева. Таким образом, СГ-Транс существенно усилить финансовую мощь Системы, притом ее результаты станут не просто арифметической прибавкой, но позволят реализовать синергии.

Однако в процесс вмешалась «дочка» Роснефти РН-Транс, которая оспаривает недопущение ее к участию в конкурсе на СГ-Транс. Соответствующие сообщения уже негативно влияют на котировки АФК Система. Вообще в п.1 ст. 5 закона о приватизации государственного и муниципального имущества предусматривается запрет участия в приватизации компаний, доля государства в уставном капитале которых превышает 25%. Однако формально государства в числе акционеров РН-Транса нет, а о «дочках» и «внучках» закон ничего напрямую не говорит. Тем не менее весной ФАС уже отказала структуре Газпрома — Газпромтрансу, который занимает 18% на рынке перевозки СУГ, в оформлении разрешения на покупку 100% СГ-Транса. При этом ходатайство РН-Транса антимонопольное ведомство одобрило.

Ответчиком в суде выступает организатор торгов Ренессанс Брокер, к нему присоединилось также Росимущество, которое настаивает на том, что торги прошли в полном соответствии с требованиями законодательства. Итоги конкурса признает и МЭР. Следует отметить, что Роснефть как одна из крупнейших в мире по объемам добычи нефти компания могла бы реализовать максимальные синергии от присоединения СГ-Транса. Впрочем, АФК также имеет подобную возможность благодаря своим нефтяным активам — Башнефтью и Русснефтью (доля — 49%). Предсказать итог разбирательства трудно, однако если АФК удастся отстоять свою позицию, это будет положительным для компании событием.

Помимо этого следует упомянуть развернувшуюся борьбу АФК Система и UCL Holdings Владимира Лисина за 25% Первой грузовой компании (ПГК). При этом UCLH уже владеет 75% минус 2 акции ПГК, которая является крупнейшим оператором железнодорожных перевозок в России. Компания управляет более чем 191 тыс. вагонов. Ее выручка за 2011 год составила 117 млрд руб., прибыль — 26 млрд руб.

Приобретение блокпакета выглядело бы странным для Системы, так как он дает мало возможностей для управления компанией. Однако у корпорации есть различные варианты для получения выгоды от покупки. Первый — это перепродажа заинтересованному покупателю, например тому же UCLH, по более высокой цене; однако у той уже фактически есть контроль над компанией. Второй, и более интересный вариант — это выделение части активов ПГК в транспортный дивизион Системы. СМИ сообщают, что у UCLH имеется профицит подвижного состава. При этом, как уже отмечалось выше, Система имеет возможность реализовать синергии транспортных активов, притом не только с нефтегазовыми компаниями, но и с сельскохозяйственным подразделением, которое, как предполагается, будет выращивать пшеницу на экспорт.

Если Системе удастся осуществить все запланированные приобретения, перед ней откроются новые возможности, которые будут способствовать росту ее стоимости как холдинговой компании. Напомню, что целевая цена Инвесткафе по акциям АФК Система составляет 33,81 руб., по ГДР — $22,5. Потенциал роста — 41% и 12,5% соответственно. Долгосрочная рекомендация — «держать».

Илья Раченков, аналитик Инвесткафе 

Наши конференции:


Комментарии