Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Алексей Кафтанников, ЧТПЗ: Тест контролируемых сделок компании на наличие налоговых рисков ТЦО

Алексей Кафтанников, ЧТПЗ: Тест контролируемых сделок компании на наличие налоговых рисков ТЦО 11.07.2018

Моя заключительная четвертая колонка по ТЦО посвящена выявлению и оценке степени налогового риска контролируемых сделок при их планировании и реализации.

Предлагаемый механизм для такого прогнозирования – тестирование налогоплательщиком своих контролируемых сделок на наличие/отсутствие налоговых рисков. Для своевременного выявления таких рисков важно обратиться к рекомендациям ОЭСР. Причина в том, что хотя на территории РФ они необязательны к применению, налоговый орган для выявления потенциальных «клиентов» на проверку использует механизмы из этих рекомендаций.

Исходя из них, в ЧТПЗ выделили следующие зоны риска (тесты) в отношении сделок со взаимозависимыми лицами («красные маркеры» повышенного внимания):

Тест 1: ставка по внутригрупповым займам ниже ставки банковского депозита (альтернативного дохода) и/или ниже ставки привлечения денежных средств самим налогоплательщиком.

Тест 1.1: ставка займа всегда должна быть между ставкой размещения средств на банковский депозит и ставкой кредитования банком заемщика.

Источник информации: Данные компании, Банка России, база данных СПАРК («банковские кредиты»/«банковские депозиты»).

Тест 2.1: ставка предоставления займа должна быть не ниже ставки привлечения денежных средств первой организацией (при условии, что денежные средства привлечены у независимого лица).

Источник информации: Данные компании.

Тест 2.3: процентная ставка по долговому обязательству соответствует предельным интервалам (так называемым «безопасным гаваням»).

Источник информации: п. 1.2 ст. 269 НК РФ.

Тест 2: компания выплачивает роялти (лицензионные платежи) от оборота, при этом фиксирует чистый убыток и/или несет существенные некомпенсируемые коммерческие расходы на продвижение НМА (скрытые роялти).

Источник информации: Данные компании.

Примечание: существенные коммерческие расходы, связанные с продвижением НМА, произведенной продукции, использующей НМА, некомпенсируемые лицензиаром, свидетельствуют о создании «маркетинговых НМА». Такие НМА требуют вознаграждения (не только компенсации понесенных затрат) или соразмерного уменьшения ставки роялти (пар. 6.38 Руководства ОЭСР).

Тест 3: компания совершает сделки с офшорными или низконалоговыми юрисдикциями (например, Швейцария или Люксембург), либо с контрагентами-субъектами пониженного (льготного) налогообложения, которые имеют текущие или накопленные убытки.

Источник информации: Данные компании.

Цель указанных критериев – индикация налогового мотива в искусственном переносе центра прибыли на контрагента. Законодатель обозначил эту цель в п.1 ст.105.14 НК РФ.

Тест 4: цены сделок существенно отличаются от рыночных индикаторов (биржевых котировок, котировок информационно-ценовых агентств), приведенных к сопоставимому базису, не учитываются принятые на рынки премии (за прямую доставку, качество и так далее).

Источник информации: Данные бирж, информационно-ценовых агентств, данные компании.

Примечание: согласно ст. 105.3 НК РФ сделки (в том числе между взаимозависимыми лицами) совершенные на бирже в режиме основных торгов автоматически признают рыночными. Котировки информационно-ценовых агентств на многих товарных рынках приняты за основу ценообразования.

Тест 5: рентабельность компании (в целом) существенно выходит за рамки рыночного интервала рентабельности потенциально сопоставимых компаний (не соответствует нормальной для отрасли).

Источники информации: Данные бухгалтерской отчетности (СПАРК и другие), данные компании.

Тест 6: компания систематически формирует убытки и таким образом имеет низкую налоговую нагрузку (в том числе относительно налоговой нагрузки других игроков данного рынка).

Источники информации: Данные компании, приложение № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@.

Сделки/операции, обладающие перечисленными признаками и/или приводящими (в том числе потенциально) к возникновению данных признаков, в ЧТПЗ ставят на спецконтроль на всех стадиях их жизненного цикла:

  • при заключении договора сделка автоматически попадает в реестр налоговых рисков. По ней подробно прописывают деловую цель и экономическую причину ее заключения на определенных условиях. Для сделки строят коридор рыночных цен. Ее либо заключают в его пределах, либо по итогам года по ней производят самостоятельную корректировку налоговой базы на основе коридора;

  • в течение года на ежемесячной основе производят мониторинг соответствия цен по сделке/операции фактическим рыночным ценам/рыночным показателям рентабельности. В случае значительного расхождения плана/факта производят корректировку цен по сделке/операции;

  • если самостоятельную корректировку не производили, по сделке ежегодно готовят предусмотренную НК РФ документацию по ТЦО.

Ссылки по теме:

1. Рекомендации ОЭСР с изменениями 2017 года на английском языке доступны на сайте ОЭСР.

2. Рекомендации ОЭСР на русском языке можно найти на казахстанском правовом портале.

3. Изменения в рекомендации ОЭСР на русском языке доступны на сайте ФНС России.

Алексей Кафтанников, руководитель департамента по налогам ЧТПЗ

Практика применения законодательства по ТЦО:

  1. Практика применения законодательства по ТЦО: как минимизировать налоговые риски

  2. Риск признания внутригруппового займа инвестицией (вкладом в имущество): учимся на чужом опыте

  3. ТЦО при доказывании/опровержении получения необоснованной налоговой выгоды

  4. Тест контролируемых сделок компании на наличие налоговых рисков ТЦО

Наши конференции:


Комментарии